Феномен эмодзи в различных правовых системах
В мировой судебной практике учащаются случаи упоминания эмодзи.
По вопросу юридического значения эмодзи есть противоречия. В одних случаях суды признают эмодзи «👍» в качестве цифровой подписи к контракту (например, дело SOUTH WEST TERMINAL LTD v. ACHTER LAND & CATTLE LTD), в других эмодзи «☀️» принимаются во внимание судами как подтверждение согласования предложения контрагента (например, дело Zhizhou v. Pinyue) или в качестве допустимого доказательства, которое оказало решающее влияние на разрешение дела (например, дело Арутюнян и дело Dahan v. Shacaroff).
При этом в каждом рассмотренном случае суды сталкиваются с проблемами интерпретации эмодзи при оценке их в качестве доказательства. Это объясняется тем, что толкование эмодзи зависит от множества факторов, которые нужно учитывать. Например, в зависимости от используемой платформы эмодзи могут по-разному отображаться. Более того, при интерпретации также нужно учитывать культурные различия пользователей, подготовленность судей, их возраст, разное восприятие эмодзи их пользователями и т.п.
На наш взгляд, проблема интерпретации эмодзи является общей для всех правовых систем, ведь до настоящего времени ни в одной стране мира еще не выработаны однообразные подходы по вопросам их толкования.
Эмодзи и договорное право
Цифровая революция сыграла важную роль в развитии договорного права. Все чаще в договорах встречается оговорка о признании юридической силы не только скан-копий документов, но и текстовых (электронных) сообщений, которыми стороны могут обмениваться через мессенджеры после заключения договора.
Быстрое технологическое и цифровое развитие подводит нас к тому, что наряду со скан-копиями документов и текстовыми (электронными) сообщениями юридической силой также могут обладать и эмодзи. Например, эмодзи «большой палец вверх» (👍), отправленный кем-либо из сторон через мессенджер в ответ на полученную скан-копию документа или текстовое сообщение, фактически означает, что сторона подтверждает его получение, принимает его, безоговорочно соглашается с его содержанием и обязуется его исполнять (полагаем, что по аналогии могут работать отметки «лайк», «мне нравится» и т.д. на сообщениях собеседника).
Чтобы избежать спорных ситуаций, стороны в соглашении могут заранее оговорить значение эмодзи. В случае конфликта наличие такой оговорки может повлиять на исход дела. В этом смысле оговорка о юридической силе эмодзи будет иметь неоспоримое преимущество по сравнению с тем, если бы ее не было вовсе, поскольку стороны тем самым минимизируют свои риски, а также стремятся достичь в своих правоотношениях определенности и урегулировать последствия, которые влечет за собой цифровая коммуникация.
Эмодзионная оговорка
Если стороны примут решение в пользу правовой определенности относительно эмодзи, то их описание в условиях договора может быть выполнено различными способами.
Например, стороны могут описать эмодзи путем указания на его код в соответствии со стандартом Unicode или описать эмодзи словесно и (или) изобразительно. Можно использовать и совместное сочетание всех комбинаций.
Считаем целесообразным во избежание разночтений при описании эмодзи использовать стандарт Unicode, в соответствии с которым каждому эмодзи независимо от используемой платформы, программы и языка присваивается свой уникальный номер. Например, в соответствии со стандартом Unicode эмодзи «большой палец вверх» (👍) присвоен код U + 1F44D.
Также нужно иметь в виду, что разные производители операционных систем используют разные шрифты для отображения эмодзи, поэтому в зависимости от используемой платформы (Android, iOS и т.п.) внешний вид эмодзи может существенно отличаться. Вместе с тем изменение внешнего вида эмодзи не изменяет его код, присвоенный в соответствии со стандартом Unicode.
Таким образом, в зависимости от каждой конкретной ситуации, а также во избежание споров стороны могут использовать все имеющиеся способы описания эмодзи, а именно: указывать его код, словесное обозначение и изображение.
Проблематика понимания эмодзи: различие поколений
Каждое поколение предпочитает свои способы и стили общения. Например, поколению Z (родившиеся в период 1997–2012 гг.) присуще общение посредством отправки текстовых сообщений через мессенджеры и социальные сети, тогда как поколение бэби-бумеров (родившиеся в период 1946–1964 гг.) предпочитает совершенно иной стиль и способ общения: телефонные звонки и личные встречи.
На этом фоне между поколениями Z и бэби-бумеров при общении могут возникнуть недопонимания. Это общая проблематика, которая также касается и эмодзи, частое использование которых может создать еще большую путаницу.
Стремительный рост использования эмодзи в сочетании с активным участием в гражданских правоотношениях до пяти поколений (традиционалисты (рожденные в период 1925–1945 гг.), поколение Х (рожденные в период 1965–1980 гг.), миллениалы (рожденные в 1981–1996 гг.), а также ранее упомянутые бэби-бумеры и поколение Z) значительно увеличивает вероятность возникновения недопонимания между поколениями относительно феномена эмодзи.
Принадлежность судьи к тому или иному поколению также может оказывать влияние на его собственное отношение к определенному эмодзи и, как следствие, на его внутреннее убеждение.
Могут ли эмодзи иметь юридическое значение?
Сфера использования эмодзи будет и дальше расширяться в связи с постоянным ростом электронных коммуникаций. Факт использования эмодзи так или иначе будет получать правовую оценку как минимум исходя из общего контекста их использования и того значения, которое придают им отправляющие стороны.
Самая большая проблема, с которой могут столкнуться суды при рассмотрении споров с использованием эмодзи, связана с интерпретацией эмодзи в зависимости от конкретного использования и пользователя. Неясным также остается вопрос о допустимости эмодзи в качестве доказательства. Не исключено, что в каких-то ситуациях стороны могут убедить суд признать эмодзи недопустимыми доказательствами. Полагаем, что при оценке конкретного эмодзи суды должны учитывать намерения сторон, а также их предыдущие действия.