Вы на портале

Юрист банка — это звучит гордо!

1587 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Павел, инхаус-юрист в бизнесе — профессия достаточно распространенная. Юрист коммерческого банка — нечто более эксклюзивное. Что между ними общего и в чем принципиальные отличия?

— На этот вопрос сложно дать универсальный ответ. У каждого банка свои особенности в работе юридической службы и распределении задач. Поэтому я могу говорить только о банке, в котором работаю. 

Банки не очень отличаются от других организаций по направлениям текущей хозяйственной деятельности. У нас тоже есть аренда помещений, реклама, закупки и другие коммерческие вопросы. Поэтому юридическое сопровождение банка в целом такое же, как и в любых других организациях.

Тем не менее особенности есть. Прежде всего, коммерческие банки обслуживают клиентов. Поэтому значительную часть времени приходится уделять нормам банковского права, вникать в нюансы клиентских договоров. Вместе с тем сотрудники юридической службы банка должны быть специалистами и в других областях права. Необходимость ориентироваться в различных сферах права и отличает юридическую службу банка от других юридических служб. 

— Расскажите кратко о самом банке.

— ОАО «БНБ-Банк» уже больше 30 лет работает на банковском рынке Беларуси. Сегодня он считается одним из самых современных и стремится к полной цифровизации процессов. 

Мы придаем большое значение эмпатии (способности сопереживать и жить интересами другого лица) и внимательно относимся к потребностям каждого клиента. 

Мобильное приложение «БНБ-Банка» (im-banking) получило награду за лучшее мобильное банковское приложение для физических лиц в 2021 г. А в 2022 г. на том же конкурсе взяло серебро. Принцип imbanking — «Мобильное приложение и есть банк». Он отражает философию и направление развития ОАО «БНБ-Банк».

Наш банк предлагает широкий спектр продуктов и услуг — таких как карточка 1-2-3 с манибэком, уникальный продукт «Лапки» для домашних питомцев, низкие ставки по кредитам. Мы стараемся быть с клиентами на одной волне и постоянно развиваемся. 

— В ОАО «БНБ-Банк» есть подразделения в разных местах и даже городах. Как организована их юридическая поддержка? 

— Всего в юридической службе головного офиса ОАО «БНБ-Банк» работает 9 сотрудников. Юристы головного офиса курируют все подразделения, вне зависимости от того, где они расположены. 

— Какие задачи решает Ваша служба? Не кажется ли Вам, что иногда руководство просит юристов делать то, что не относится к их обязанностям?

— Выполнение нестандартных задач юристами — распространенная практика. Один мой коллега из другого банка шутит, что его отдел можно переименовать в «отдел по решению нестандартных задач». Такие задания, конечно же, могут вызывать недовольство сотрудников, особенно если они появляются с грифом «Срочно!». 

Однако это также говорит о том, что руководство высоко ценит потенциальные возможности службы. Со временем становится понятно, каким подразделениям следует адресовать такие вопросы. И задача юристов — разработать алгоритмы для их решения профильными службами. 

Что касается обычной работы юридической службы, то главная ее задача — правовое обес-печение работы отделов, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами. Это разработка договоров, процедуры их заключения, помощь в ведении официальной перепис­ки и т.п. Кроме того, юристы защищают интересы банка в судебных процессах. Основной вид дел связан с взысканием непогашенных кредитов и изъятием имущества. 

— Бытует мнение, что юристы банка занимаются исключительно вопросами взаиморасчетов, кредитования и взыскания задолженности. Так ли это на самом деле? Какие еще вопросы приходится решать Вашим сотрудникам?

— Юристы банка вовлечены не только в перечисленные вопросы. Они также занимаются разработкой и согласованием локальных правовых актов, корпоративным управлением, консультируют сотрудников банка. Практичес­ки все процессы в банке осуществляются при участии юридической службы.

— Является ли Ваше мнение безусловным и окончательным при решении тех или иных профессиональных вопросов с подчиненными? 

— Стремиться быть лучшим во всем — это похвально, но недостижимо. Начальник юридической службы не может и не должен быть экспертом абсолютно во всех областях права. Для решения отдельных вопросов лучше иметь в штате юристов, специализирующихся в определенных отраслях. Но для этого нужно заранее подобрать их, обучить, создать условия для профессионального роста и не вмешиваться без необходимости в их работу.

— Иногда юристы не ладят с другими службами, например, с бухгалтерией. Есть ли такая проблема в Вашей организации? 

— У нас такой проблемы нет. Полагаю, что в том числе и потому, что банк проводит внерабочие совместные мероприятия для всех сотрудников. Мы участвуем в общих викторинах, корпоративах, спортивных соревнованиях, учебе и т.п. Все это помогает объединить людей из разных подразделений, способствует установлению личностных контактов.

Что касается отношений юристов с бухгалтерией, то, на мой взгляд, это стереотип, который не соответствует действительности. В каких-то организациях это, возможно, имеет место. И связано, скорее всего, с нежеланием погружаться в сложные бухгалтерские задачи. Наши юристы стараются давать проработанные исчерпывающие ответы на любые вопросы. Но иногда тоже могут упустить важные детали, что приводит к недопониманию. 

Я полагаю, что в таких случаях виноваты сами юристы. Необходимо выяснить конечную цель вопроса. Задача юриста — не просто дать отвлеченный ответ на отдельно поставленный вопрос, но и представлять ситуацию в целом. Только так можно помочь коллегам достичь желаемого результата. И в этом случае итогом становится совместная работа и взаимопонимание между службами.

— Можете ли Вы сказать, что у Вас достаточно сплоченная команда юристов, которая успешно справляется с задачами? 

— Я считаю, что нам очень повезло и в ОАО «БНБ-Банк» сложилась отличная команда юристов. Вместе с тем везение — везением, но команду мало создать, ее нужно поддерживать на определенном уровне, стимулировать, мотивировать. Это постоянный непрекращающийся процесс, в который вовлечен весь коллектив службы.

— Какие Ваши личные качества помогают в работе, а какие мешают? 

— Мне сразу вспомнилась фраза из фильма «Волга-Волга» о взращивании кадров благодаря чуткому руководству. Но если серьезно, то вряд ли я смогу ответить на этот вопрос. Никогда не анализировал, какие мои личные качества способствуют или мешают работе.

Возможно, понимание потребностей и проблем своих коллег, желание помочь им позволяет налаживать личные связи и поддерживать хорошие отношения. Это очень важно для совместной работы.

— Если бы Вам предложили неограниченное количество денег, а взамен потребовали ничего не делать, кроме отдыха и развлечений, Вы бы согласились? Только честно!

— Ответ простой — неограниченное количество денег не заработать за ограниченное время. Поэтому выбираю неограниченное количество денег и работу, которая это обеспечит! 

— Как Вы думаете, юристу следует постоянно менять правовую сферу деятельности или лучше оставаться узким специалистом? 

— Лично мне претит рутина, поэтому решение различных, каждый раз новых задач — это то, что мотивирует меня в работе. При этом я знаком с юристами, которые предпочитают работать с одними и теми же вопросами по привычным алгоритмам. Все зависит от индивидуальных предпочтений и от того, ради чего юрист занимается профессиональной деятельностью.

— Насколько важно для Вас и Ваших коллег участие в семинарах, форумах, просмотр вебинаров, чтение правовых публикаций и т.п.? 

— Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. Мы все стремимся поддерживать себя в хорошей профессиональной форме, стараемся не пропускать полезную правовую иформацию и постоянно учиться.

— Хотелось бы услышать от Вас замечания и предложения по развитию нашего журнала. Что Вам в нем нравится, а что нет? 

— Ваш журнал имеет уникальную, более чем 20-летнюю историю. И тот факт, что он выходит и по сей день, говорит как о его востребованности у правовой аудитории, так и об уровне подачи информации. Мне сложно предложить что-то новое по его развитию, поскольку я не профессионал в области СМИ.

— Мы всегда рады новым авторам, особенно если это юристы-практики. Но наши коллеги-юристы относятся к публикации своих статей с некоторой опаской. Хотя, уверен, многие из них умеют и хотят писать. В чем, по Вашему мнению, причина? 

— Первая причина, на мой взгляд, банальная — нехватка времени. Чтобы написать хорошую статью, нужно уделить достаточно времени, для чего приходится откладывать другие дела. Не все имеют такую возможность, даже если есть способности и желание что-то на-писать. 

Вторая причина заключается в том, что мы, юристы, часто не понимаем, что у кого-то может возникнуть потребность узнать о наших текущих проблемах, совместно подумать над вариантами их решений. Нам кажется, что задачи, которые решает отдельно взятая юридическая служба, не настолько интересны для коллег, чтобы можно было их обнародовать. На самом же деле мы с интересом читаем мысли и рассуждения своих коллег-авторов, с благодарностью принимаем их советы и подсказки.

— Павел, разрешите от имени редакции и читателей поблагодарить Вас за беседу. Надеюсь, мы еще не раз встретимся с Вами и Вашими коллегами на страницах нашего журнала!

Беседу вел Роман КАШИН, редактор журнала «Юрист»

1587 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме