Рождение и учеба
Точная дата его рождения неизвестна ‒ по мнению историков, он родился не позднее 1530 г. Наш герой происходил из католической шляхетской семьи, но сменил вероисповедание, отдав предпочтение протестантизму. Вероятнее всего, в детстве он окончил коллегиум – среднюю школу, а затем учился в двух немецких университетах: во Франкфурте-на-Одере и в Кёнигсберге (Кролевец, ныне Калининград). Так, в 1544‒1547 гг. в первом из них изучал диалектику, риторику и эпистолографию и впервые познакомился с идеями Реформации. Окончив обучение во Франкфурте-на-Одере, он поселился в Великом княжестве Литовском (ВКЛ). Вероятно, переезд в ВКЛ был обусловлен карьерными соображениями. Прекрасно образованного юношу пригласил в 1550 г. на должность личного секретаря один из самых могущественных людей средневековой Беларуси – протестант Николай Радзивилл «Рудый», двоюродный брат великого канцлера Николая Радзивилла «Черного», владельца Несвижа.
В 1547 г. Николай Радзивилл «Рудый» получил от императора Священной Римской империи Карла V княжеский титул. Мы не просто так акцентируем внимание на карьере Радзивиллов, поскольку успех знаменитого рода автоматически распространялся на ближайшее окружение. Особый рост влияния Радзивиллов на государственные дела в ВКЛ и Королевстве Польском был связан с браком их сестры Барбары с правителем ВКЛ ‒ великим князем литовским Сигизмундом II Августом (1547). В 1549 г. Николай Радзивилл «Рудый» получил от него права великокняжеского наместника с местожительством в столице ВКЛ г. Вильно.
Благодаря поддержке Радзивиллов, которые, вероятнее всего, оплатили его обучение, наш герой продолжил штурмовать науки в университете Кёнигсберга. Случилось это в ноябре 1550 г. Кстати, Кёнигсбергский университет, открытый 17 августа 1544 г. герцогом Альбрехтом Гогенцоллерном, был вторым высшим учебным заведением после университета во Франкфурте-на-Одере (1506) будущего Прусско-Бранденбургского государства. Изначально этот университет имел статус академии и состоял из четырех факультетов: трех «высших» — теологического (богословского), юридического и медицинского, и одного «низшего» — философского. Здесь-то наш герой и постигал азы юриспруденции.
На молодого человека в этот период наибольшее влияние оказал первый ректор университета Георг Сабинус, зять знаменитого и ученейшего Филиппа Меланхтона, соратника и друга Мартина Лютера, того самого, который написал знаменитые 95 тезисов. Как говорят, с кем поведешься, от того и наберешься. Эта пословица имеет некоторый негативный оттенок, однако в данном случае вряд ли стоит говорить о негативе, разве что наш герой вернулся из-за границы заядлым протестантом (кальвинистом).

Кёнигсбергский университет
Начало карьеры и смена гражданства
Со временем статус княжеского секретаря был повышен. Молодой человек стал секретарем великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа. Скорее всего, Николай Радзивилл «Рудый» приставил его к королю в качестве соглядатая, так сказать, пожелал иметь свои «глаза» и «уши». А наш герой, весьма смышленый и образованный, как раз годился на эту роль. И, видимо, работу свою выполнял весьма качественно и своевременно. Ибо молодой и высокообразованный княжеский секретарь уже на первом этапе своей карьеры получил от Николая Радзивилла «Рудого» в собственность поместье Биютишки (ныне Ошмянский район Гродненской области), которое сделал своей основной резиденцией. Кстати, эта деревенька существует до сих пор, по состоянию на 2019 г. там проживало 54 человека.
Однако и король польский и великий князь литовский Сигизмунд II Август тоже не остался в долгу, от него ему достались в собственность деревни Черешчонета и Гербенета, а также до самой своей смерти он управлял староствами Рудомин и Неменч.
В 1569 г., будучи уже взрослым человеком, наш герой получил литовский индигенат ‒ другими словами, поменял польское гражданство на великолитовское (старобелорусское). Смена гражданства была обусловлена не только тем, что наш герой начал служить Радзивиллам, но и тем, что законодательство ВКЛ запрещало иностранцам иметь недвижимость и занимать государственные должности на территории ВКЛ.
Для получения гражданства была предусмотрена соответствующая процедура. Так, гражданин другой страны, шляхтич или мещанин, мог претендовать на получение индигената, подав соответствующее заявление. Принятие в местное дворянство должно было происходить через решение и быть записано в сеймовых конституциях и актовых книгах. Шляхтич, облагодетельствованный индигенатом, так же как и вновь нобилированный, должен был принести клятву перед канцлером на верность ВКЛ и великому князю литовскому. Индигенат предоставлялся правителем ВКЛ и утверждался сеймом, а с 1641 г. предоставлялся и утверждался исключительно по результатам голосования объединенным сеймом Речи Посполитой, которая, как известно, состояла из двух государств – Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Эта процедура делала получение гражданства очень сложным. Обычно индигенат предоставлялся за заслуги перед страной. В Речи Посполитой существовали два вида гражданства: городское и дворянское, и соответственно этому также предоставлялись два вида индигенатов.

Великий гетман Литовский Николай Радзивилл «Рудый»
Пожизненный королевский секретарь
После заключения Люблинской унии (1569) нашего героя неоднократно избирали послом на сеймы объединенной конфедеративной Речи Посполитой, причем всенепременно от Ошмянского повета, ибо именно там находилась его недвижимость.
Должность королевского секретаря сохранилась за ним и при следующих королях Стефане Батории и Сигизмунде III Вазе ‒ иначе говоря, он работал королевским секретарем почти 60 лет. Причем уже в эпоху Стефана Батория (1576‒1586) он стал «почетным» королевским секретарем, то есть частенько говорил от имени короля, в том числе выступал посредником между королем и шляхетскими сеймиками, выполнял важные дипломатические миссии в Инфлянтах (Прибалтике), Священной Римской империи, Московском государстве. В 1589 г. вместе с другим знаменитым белорусом Львом Сапегой он участвовал как секретарь в работе комиссии, которая была послана усмирить волнения в восставшей Риге, где крайне болезненно восприняли введение нового грегорианского календаря. В 1595 г. он был послом в Московии опять же вместе со Львом Сапегой. И, как утверждают, сыграл выдающуюся роль во многих внешнеполитических акциях, в частности содействовал налаживанию мирных и добрососедских отношений между Речью Посполитой и Московией.
Деятельное участие он принимал и во внутриполитической жизни страны в качестве сеймового посла и писателя. Разгоравшаяся в Речи Посполитой вражда религиозных партий, грозившая самому существованию протестантизма, вовлекла его в полемику с защитниками католицизма и разных протестантских течений. Как полемист он вел активную борьбу на два фронта – против иезуитов и против радикальных реформаторов.



Короли польские и великие князья литовские Сигизмунд II Август, Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза
Заочный спор с Макиавелли
Наш герой ‒ автор десятков сочинений, среди них самые значимые «О гражданской, или политической свободе» (Краков, 1572), «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе» (Вильно, 1596), «О государе и его личных добродетелях» (Гданьск, 1608).
Так, уже в одной из первых своих работ «О гражданской, или политической свободе» (Краков, 1572) он провозгласил принцип равенства граждан. Основываясь на трудах Аристотеля, Платона и Цицерона, он утверждал, что «свобода наиболее соответствует человеческой природе». Он выступал за равенство всех классов. Здесь будет уместно напомнить, что большинство средневековых государств представляли собой сословные монархии, которые делились на три основных класса: шляхта (дворянство), духовенство, крестьянство, и каждое сословие имело разный правовой статус, разные права и обязанности. При этом принцип равенства граждан на законодательном уровне был реализован, например, во Франции только после Великой Французской революции (1789). Таким образом, между идеей, высказанной нашим героем, и ее реализацией прошло более 200 лет.
В этой статье мы подробнее остановимся только на одной из его работ, той самой, в которой наш герой полемизировал с самим Макиавелли, автором знаменитого «Государя» (1513, публикация 1532).
В год смерти короля Сигизмунда II Августа он опубликовал «Речь к Сенату Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, или Каким должно быть правление добродетельного короля» (1573), которая сразу сделала его знаменитым. Именно на элекционном (выборном) сейме 1573 г. Речи Посполитой наш герой выступил с вышеупомянутой речью, в которой он изложил свое видение личности нового короля как политического и государственного деятеля. В своей речи он не только проанализировал результаты правления Сигизмунда II Августа, отметил его политические просчеты и моральные недостатки, но и наметил программу реформ, крайне необходимых Речи Посполитой, нарисовал оптимальный и даже идеальный этический и политический образ нового короля.
Во второй раз он подробно писал об образе правителя незадолго до своей смерти. Новая книга нашего героя называлась «О государе и его личных добродетелях» (Гданьск, 1608). Таким образом, предмет исследований у Макиавелли и у нашего героя один и тот же – правитель государства, на это указывают и названия книг, и их содержание.
Макиавелли в «Государе» утверждал, что политика ‒ это грязное дело, которое всегда сопровождалось обманом, предательством и преступлениями. В своем труде знаменитый итальянец описал недобросовестные действия правителей, с которыми впоследствии стал сам ассоциироваться, даже термин подобный ввели ‒ «макиавеллизм». В отличие от Макиавелли наш герой в сочинении «О государе и его личных добродетелях» воссоздал образ идеального государственного деятеля.
Макиавелли написал образ идеального государя на примере Чезаре Борджиа (внебрачного сына папы римского Александра Борджиа), и его работа вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые сочли «Государя» прямым описанием недостойных средств, используемых плохими правителями. Другие и вовсе описывали его труд как шпаргалку для тиранов, желающих любой ценой удержать свою власть. Наш герой видел правителя совсем иным. В последней своей книге, изданной незадолго до смерти, он снова вернулся к этой теме, которая не отпускала его всю жизнь.


Чезаре Борджиа и Никколо Макиавелли, автор «Государя»
Топ-20 высказываний об идеальных государях от нашего героя
- Велика божья благодать, если кому случается родиться или государем, или происходить из знатной семьи.
- В любом человеке, который происходит из знатного рода, должно быть гармоническое сочетание всех добродетелей и отменных нравов.
- Государю следует проявлять величайшую заботу о том, чтобы не позволить окружить себя фиктивной и ложной религией.
- Государю следует полностью избавиться от всякой косности ума и тела, чтобы достигнуть той крутой вершины добродетели и мудрости, путь к которой лежит только через прилежание и труд.
- Вся деятельность, весь круг обязанностей государей сводится прежде всего к тому, чтобы нести благополучие гражданам, способствовать благосостоянию людей.
- Государю, связанному священными узами супружества, ничто так не подобает, как вести безупречный образ жизни.
- Во всех своих действиях государь должен поступать так, чтобы вся его жизнь представляла собой изящную гармонию добродетелей.
- Государю не подобает поддаваться чувству любви или ненависти к кому-либо, если нужно действовать быстро и настойчиво, чтобы защитить более слабых от несправедливости.
- Он (государь) должен сознавать, что рожден не для собственного блага. Все богатства, которыми он располагает, ему следует обращать на благо общества и государства.
- Большой похвалы в справедливости достоин тот (государь), кто хранит незыблемость установлений и законов отечества и, поскольку в них заложено благо государства, не позволяет никакому лиходею нарушать их.
- Щедрость – величайшее достоинство государя, но расточительства ему следует избегать.
- Воздвигнув великолепные, соответствующие его (государя) положению и достоинству строения, соблюдая во всем их украшении изящную элегантность и отвергая все нечистое, проявляя везде щедрость, достойную его личности, он (государь) покажет одновременно, что не забыл и об этой земной обители.
- Он (государь) должен приобрести большое количество книг, ибо книги составляют главное сокровище государей.
- Ничто так не украшает государей, как большое и глубокое знание вещей.
- Он (государь) должен украсить свой ум знанием самых изысканных манер обращения и высокой гуманности, чтобы любой человек легко имел к нему доступ и чтобы его не осаждала толпа, не получившая аудиенции.
- Он должен проявлять свое милосердие и благосклонность по отношению к бедным и обиженным, нуждающимся в помощи, чтобы, избегая всякой низменной скаредности, словно из богатой кладовой, облегчить нужду всех.
- Государю больше всего подобает обладать мужеством и волей.
- В преодолении опасностей от государя требуется быстрота и смелость ума, огромная выдержка и терпение.
- Заботясь о свободе всех, он (государь) должен проявлять большое усердие, ибо он является главным защитником и стражем этой свободы.
- А те (государи), кто одурманен хмелем и мечет молнии взаимной вражды, кто опьянением лишен всякого рассудка и бросается на смертоубийство и взаимную резню – таких не только нельзя причислить к какому-либо виду нормальных людей, но с полным основанием следует отнести к диким зверям.
Кстати, последняя мысль нашего героя читается как откровенный спор с Макиавелли, который писал: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лису. Лев боится капканов, а лис ‒ волков, следовательно, надо быть подобным лису, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить».
Бесспорно, что образ правителя у нашего героя получился идеальным, даже сказочным, таких правителей на свете, как мы знаем, не бывает. Таким образом, в этом заочном споре победу одерживает Макиавелли, а не наш герой. Однако это не означает, что он не вправе был так думать и тем более высказывать подобные мысли публично. Кстати, последняя его работа о государе была переиздана в независимой Беларуси трижды: в 1991, 2008 и 2017 гг.
Имя, личная жизнь, смерть и память
В личной жизни ему не очень повезло, его первые две жены умерли, а всего он был женат трижды, имел трех сыновей и несколько дочерей. Он прожил почти 80 лет, умер 6 января 1610 г. в своей деревне Биютишки (Ошмянский повет), где был и похоронен, там же были написаны почти все его труды.
Его звали Андрей Волан, его книги еще при жизни переводились на иностранные языки и печатались не только в Польше и Литве, но и во Франции и Германии. Своими работами он очень сильно раздражал римский престол, папские чиновники включали его работы в «Индекс запрещенных книг».
Прошло немногим более 400 лет после его смерти, и его труды, написанные на территории любимой им Беларуси, снова востребованы и переиздаются в переводе с латыни на белорусский и русский языки.
Его имя носит одна из улиц Вильно, очевидно, что в Беларуси это дело будущего.
Изображения взяты из открытых источников сети Интернет