Договор подряда с физлицом-нерезидентом

Заключаем договор подряда с физическим лицом – нерезидентом, находящимся за границей

Представим часто возникающую на практике ситуацию: юридическое лицо заинтересовано в привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста. Однако в силу определенных обстоятельств (эпидемиологических и т.д.) потенциальный работник-иммигрант не может въехать в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности на ее территории. Что предпринять организации? Заключить с нерезидентом — физическим лицом договор подряда (оказания услуг)!

Что лучше: подряд или дистанционная работа? Какой договор заключить, если нерезидент создает результат интеллектуальной деятельности? Какие условия договора будут являться существенными? Об этом и многом другом — в материале Яны Бык.

Бык Яна

Юрист

6901 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По тексту статьи понятие «договор подряда» будет использоваться применительно к договору подряда, договору оказания услуг и договору о создании и распоряжении результатом интеллектуальной деятельности; понятие «подрядчик» — по отношению к подрядчику и исполнителю; понятие «выполнение работ» — по отношению к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности (если по тексту статьи не обозначено иное).

Подряд или дистанционная работа?

Договор подряда является более оптимальным решением, в отличие от договора на выполнение дистанционной работы, по двум причинам.

Согласно ч. 1 ст. 307-1 ТК дистанционной считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием информационно-коммуникационных технологий. Часть 1 ст. 307-2 ТК устанавливает, что трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу, заключается только при личном присутствии работника. Следовательно, иностранному гражданину необходимо находиться в Беларуси при документальном оформлении трудовых отношений, что может быть оказаться проблематичным по ряду причин (невозможность пересечения государственных границ и т.д.).

На практике также может возникнуть вопрос о возможности заключения с иностранным гражданином трудового договора на выполнение дистанционной работы с нахождением за границей. Несмотря на то, что законодательство о труде не содержит прямого запрета на заключение такого договора, на практике Минтруда отрицает такую возможность. Данная позиция основывается на предположении о невозможности нанимателя выполнять обязанности, возложенные на него ст. 55 ТК, поскольку при их исполнении он будет обязан принимать во внимание положения законодательства о труде, действующие в государстве местонахождения работника. Нормы, действующие на территории государства местонахождения работника, могут идти вразрез с нормами белорусского законодательства о труде.

Справочно.
Позиция Минтруда: заключение договора на выполнение дистанционной работы с работником, находящимся за границей, является нарушением законодательства о труде.

Понятие и особенности договора подряда

Согласно п. 1 ст. 656 ГК договором подряда является договор, где одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат в установленный срок, а заказчик, в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его. Схожее определение имеет и договор оказания услуг (п. 1 ст. 733 ГК). В чем же между ними отличие?

Как правило, различие проводится по сути результата. Так, результатом исполнения договора подряда являются вещи, то есть осязаемые предметы материального мира, в то время как результат договора оказания услуг чаще всего не овеществлен и не видим.

Справочно.
Различие между договорами подряда и оказания услуг является теоретическим: примером может служить оказание парикмахерских услуг. Несмотря на то, что результат виден глазу и осязаем (измененная длина и (или) цвет волос), в быту понятие «парикмахерские работы» не используется.

На практике ввиду схожего правового регулирования договоров подряда и оказания услуг не будет являться ошибочным смешение данных понятий (ст. 737 ГК). Это означает, что присвоение договору, являющемуся по своему содержанию договором возмездного оказания услуг, названия «договор подряда» не будет являться ошибочным в случае, если соблюдены требования, законодательно установленные для договора возмездного оказания услуг согласно главе 39 ГК (ст. 737 ГК).

Отдельно следует затронуть такую «категорию» гражданско-правовых договоров, как договоры о создании и распоряжении результатами интеллектуальной деятельности. Объектом правоотношений, возникающим в связи с заключением договоров данного типа, выступает результат интеллектуальной деятельности.

К результатам интеллектуальной деятельности ГК относит произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау) (п. 1 ч. 1 ст. 980). Результаты интеллектуальной деятельности относятся, в свою очередь, к объектам интеллектуальной собственности.

Хотя ГК прямо не перечисляет в качестве результатов интеллектуальной деятельности компьютерные программы и базы данных, они являются таковыми в силу открытости перечня результатов интеллектуальной деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 980 ГК) и упоминания в абз. 4, 11 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон об авторском праве).

Законодательство упоминает 3 вида договоров, регулирующих правоотношения по созданию результатов интеллектуальной деятельности и распоряжению ими:

1) договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности (ст. 986 ГК). Его предметом выступает обязательство автора создать в будущем результат интеллектуальной деятельности и в последующем передать заказчику исключительные (имущественные) права на его использование (п. 1 ст. 986 ГК). Следует обратить внимание, что правовая конструкция договора предполагает его заключение в отношении любых объектов авторского права, смежных прав и объектов права промышленной собственности;

2) договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 723 ГК). Его результатом могут быть произведения науки и объекты права промышленной собственности;

3) договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав (ст. 46 Закона об авторском праве). Результатом выполненных работ могут быть объекты авторского права или смежных прав.

Фактически договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении ими являются частным случаем договора подряда, поскольку при создании результата интеллектуальной деятельности физическим лицом выполняются работы, имеющие конкретный результат. Выделение 3 указанных выше договоров в отдельную группу гражданско-правовых договоров связано с их специфическим объектом — результатами интеллектуальной деятельности, который требует отразить в договоре вопросы как создания таких результатов, так и распоряжения ими (в виде уступки или предоставления лицензии).

Справочно.
Именование договора о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности «договором подряда» или «договором оказания услуг» (и наоборот) не будет ошибкой, если все существенные условия для договора данного вида согласованы сторонами. В случае спора суд будет оценивать существо сложившихся между сторонами отношений, а не формальное наименование договора.

Нормативно-правовое регулирование договора подряда

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности физическими лицами, являются ГК, Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ № 314), Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 (в редакции от 22.12.2018) «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), Закон об авторском праве.

ГК содержит общие положения о гражданско-правовом регулировании отношений по выполнению работ/оказанию услуг/созданию объектов интеллектуальной собственности, в то время как Указ № 314 является специальным законодательным актом по отношению к нему («lex specialis»), поскольку направлен на регулирование отношений между индивидуальными предпринимателями юридическими и физическими лицами вне зависимости от их гражданства (или его отсутствия) (абз. 1 подп. 1.1 п. 1).

Справочно.
Законодательство Республики Беларусь не содержит запрета и ограничений на заключение договора подряда с иностранными гражданами, находящимися за пределами Республики Беларусь.

Внешнеторговые операции

Однако зачем же следует принимать во внимание Указ № 178, регулирующий порядок проведения и контроля внешнеторговых операций?

Ответ прост: договор подряда, заключаемый между белорусским ИП или юридическим лицом и физическим лицом — нерезидентом (за исключением имеющих вид на жительство в Республике Беларусь), является внешнеторговым ввиду наличия соответствующего субъектного состава (абз. 12, 21, 22 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178) и предмета договора (возмездное выполнение работ/оказание услуг/передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). Следовательно, при заключении договора подряда с физическим лицом — нерезидентом необходимо соблюдать требования к форме и содержанию внешнеторгового договора подряда.

Справочно.
Требования к форме и содержанию внешнеторгового договора подряда допустимо не принимать во внимание резиденту Парка высоких технологий в случае, если он является одной из сторон сделки (ч. 1 п. 21 Положения о парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий»).

Результаты интеллектуальной деятельности

Относительно договоров, предусматривающих создание и распоряжение результатами интеллектуальной деятельности, необходимо отметить следующее.

Законодательные акты, регулирующие данный тип правоотношений, разнятся в зависимости от объекта, подлежащего созданию. Общие положения о договорах данного типа содержатся в ГК (глава 38, ст. 986).

Существуют также специальные акты, которые необходимо принимать во внимание, — Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и Закон об авторском праве. Однако данные акты направлены в большей степени на регулирование отношений между сторонами в части, относящейся, скорее, к распоряжению результатами интеллектуальной деятельности, нежели непосредственно работами по их созданию.

При этом следует отметить, что отношения, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, созданием объектов интеллектуальной собственности, регулируются гражданским законодательством и трудовое законодательство к данным отношениям не применимо по своей природе. Именно поэтому для подрядчиков не существует понятий «работник», «заработная плата», «больничный», но существуют понятия «подрядчик», «вознаграждение», «приостановление выполнения работ/оказания услуг».

Существенные условия внешнеторгового договора подряда

Для того, чтобы внешнеторговый договор подряда признавался заключенным (иными словами, порождающим права и обязанности сторон), необходимо, чтобы стороны достигли соглашения по всем существенным условиям (ч. 1 п. 1 ст. 402 ГК). Существенные условия могут быть как установлены законодательством, так и обозначены самими сторонами как таковые (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК).

Анализ источников правового регулирования внешнеторгового договора подряда позволяет выделить следующие существенные условия, установленные законодательством:

1) предмет договора (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК);

2) сумма, подлежащая выплате подрядчику (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 314);

3) порядок расчета между сторонами (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 314);

4) обязательство заказчика по уплате за подрядчика обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Минтруда (далее — ФСЗН) (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа № 314);

5) обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы и ответственность за их невыполнение (абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 314). Данные обязательства конкретизированы законодателем в зависимости от обязанностей сторон в пп. 1.3 и 1.4 п. 1 Указа № 314;

6) основания досрочного расторжения договора (абз. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 314);

7) ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы в виде неустойки в размере не менее 0,15 % от невыплаченной суммы за каждый день просрочки (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа № 314).

Справочно.
Внешнеторговый договор подряда, связанный с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, также должен включать существенные условия, предусмотренные законом для договоров определенного типа (например, в ст. 46 Закона об авторском праве).

В следующем номере журнала автор детально рассмотрит те из существенных условий, которые особенно важны в контексте заключения внешнеторгового договора подряда с иностранным гражданином, находящимся за границей. Кроме того, будут освещены вопросы уплаты налогов, взносов в ФСЗН и возможность продолжать работу после переезда в Беларусь.

Вознаграждение подрядчика

Стороны внешнеторгового договора подряда вправе выразить стоимость работ как в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком (подп. 30.1 п. 30 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, далее — Правила № 72), так и в белорусских рублях (подп. 28.2 п. 28 Правил № 72). Определяющим фактором является факт нахождения нерезидента за пределами Республики Беларусь, в связи с чем валютная операция по безналичному перечислению вознаграждения нерезиденту считается осуществляемой за пределами Республики Беларусь.

Справочно.
Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, в контексте операций по безналичному перечислению денежных средств понимается в том числе перечисление денежных средств со счета, открытого в белорусском банке, на счет, открытый в банках-нерезидентах (методом от обратного в соответствии с абз. 4 ч. 2 п. 2 и ч. 3 п. 2 Правил № 72).

Согласно письму Национального банка Республики Беларусь от 25.06.2015 № 31-15/495 «О выборе валюты в расчетах с нерезидентами» сторонам договора при выборе валюты расчетов следует учитывать положения международных договоров. Международные договоры могут ограничивать использование какой-либо иностранной валюты при проведении расчетов. Но если международное соглашение  не содержит четкого запрета на использование какой-либо иностранной валюты, допускается использование любой иностранной валюты, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь (п. 24 Правил № 72).

Справочно.
Республика Беларусь заключила соглашения о расчетах с Российской Федерацией, Украиной, Арменией, Грузией и многими другими государствами.

Помним о налогах

Вознаграждение за выполнение работ, полученное от белорусской организации, считается доходом, полученным от источника в Республике Беларусь (подп. 1.6 п. 1 ст. 197 НК), и признается объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц по ставке 13 % (подп. 1.2 п. 1 ст. 196 НК, п. 1 ст. 214 НК). Плательщиком признается физическое лицо (ст. 152 НК).

В то же время иностранный гражданин, находившийся в Республике Беларусь менее 183 дней в календарном году, не признается ее налоговым резидентом (ч. 1 п. 1 ст. 17 НК), однако является налоговым резидентом иностранного государства. В рассматриваемой ситуации существует риск двойной уплаты подоходного налога подрядчиком — в казну Республики Беларусь и иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, — при получении одного дохода из одного источника в Республике Беларусь.

Рассмотрим конкретный пример применения норм международного соглашения  об избежании двойного налогообложения при выплате вознаграждения по договору подряда. Статья 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение о налогах) предусматривает, что вознаграждение, полученное подрядчиком с постоянным местожительством в Российской Федерации в отношении работы по найму, по общему правилу не облагается налогом в Республике Беларусь, за исключением случаев, когда:

— наниматель или лицо, выплачивающее вознаграждение от его имени, имеет постоянное местопребывание в Российской Федерации, или

— расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь, имеет в Российской Федерации.

Справочно.
Чтобы избежать обложения одного и того же дохода налогами в нескольких странах, государства заключают международные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения. Такие соглашения заключены Республикой Беларусь со многими государствами (Российская Федерация, Республика Польша и т.д.).

Как же применить данную норму международного соглашения?

Для уплаты подоходного налога только в пользу одного государства подрядчик должен предоставить заказчику, являющемуся его налоговым агентом (п. 1 ст. 23 НК), или непосредственно самому налоговому органу Республики Беларусь подтверждение  того, что подрядчик является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (ч. 1 п. 4 ст. 224 НК).

Справочно.
Подтверждение статуса налогового резидента выдается и заверяется уполномоченным на то органом иностранного государства (ч. 1 п. 4 ст. 224 НК) в виде справки на бумажном носителе или электронного документа (ч. 2 п. 4 ст. 224 НК).

При непредставлении налоговому агенту подтверждения  подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет Республики Беларусь (ч. 8 п. 4 ст. 224 НК).

Справочно.
Согласно разъяснению МНС «Об электронных сертификатах налогового резидентства» (размещено на официальном интернет-сайте МНС 16.03.2017) справка о налоговом резидентстве должна предоставляться в оригинале (за исключением копии, заверенной налоговыми органами, в которых находится оригинал документа). Налоговые органы Республики Беларусь принимают для целей применения международных соглашений сертификаты налогового резидентства, выданные иностранными налоговыми органами в электронном виде, при условии, что их подлинность не вызывает сомнений. В разъяснении приводится перечень стран, где широко применяется выдача справок в электронном формате с инструкциями по проверке подлинности документов.

Подтверждение может быть предоставлено как до, так и после уплаты подоходного налога (ч. 2 п. 4 ст. 224 НК) и действует на протяжении календарного года, в котором оно выдано (заверено), либо в течение указанного в нем периода (ч. 3 п. 4 ст. 224 НК). При наличии принятого подтверждения на текущий календарный год это подтверждение, выданное (заверенное) в декабре текущего года (то есть года, в котором выдано/заверено подтверждение) без указания периода, на который оно действительно, принимается налоговым органом или налоговым агентом в качестве подтверждения на последующий календарный год (ч. 4 п. 4 ст. 224 НК).

Предоставление подтверждения является основанием для освобождения от уплаты подоходного налога (ч. 9 п. 4 ст. 224 НК), в то время как предоставление подтверждения и соответствующего заявления после его уплаты в бюджет Республики Беларусь — основанием для возврата или зачета уплаченных сумм налога (ч. 9 п. 4 ст. 224 НК). 

Рекомендация.
Избежать двойного налогообложения можно иным образом. По требованию иностранного гражданина налоговый орган Республики Беларусь обязан выдать справку установленной формы об уплате (удержании) подоходного налога (п. 6 ст. 224 НК). Такая справка в дальнейшем подлежит предоставлению в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является подрядчик. После предоставления подоходный налог не подлежит перечислению в бюджет иностранного государства.

Уплата за подрядчика обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН

Как в белорусском праве?

Подрядчик — физическое лицо независимо от его гражданства подлежит обязательному государственному социальному страхованию в Республике Беларусь как лицо, работающее по договору подряда (ч. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», далее — Закон № 3563). Выплата по договору подряда признается объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН (ч. 1 ст. 1, абз. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», далее — Закон № 138). 

В то же время в случае, если подрядчик впоследствии не планирует воспользоваться положенными ему выплатами, представляется целесообразным избежать их уплаты на основании международных договоров о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Что предлагает международный договор?

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 3563 положения международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства о социальном страховании.

В соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее — Договор) по общему правилу застрахованные лица подпадают исключительно под действие законодательства о социальном страховании той страны, на территории которой они выполняют работу (п. 1 ст. 5 Договора). Из данного правила установлен ряд исключений.

Так, на подрядчика, выполняющего работы на территории того же государства, где он и проживает, если работодатель зарегистрирован на территории другого государства, распространяется законодательство той страны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство государства по выбору застрахованного (абз. 2 п. 2 ст. 5 Договора). Следовательно, подрядчик — гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации и удаленно выполняющий работы для белорусской компании, вправе быть застрахованным в соответствии с белорусским законодательством или изъявить желание об уплате обязательных страховых взносов в фонд Российской Федерации.

Выбор применяемого законодательства оформляется путем подачи застрахованным лицом заявления заказчику о применении законодательства Российской Федерации в области социального страхования. Заказчик обязан в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления уведомить соответствующий территориальный орган ФСЗН по месту своего нахождения о выборе, сделанном застрахованным лицом (п. 1 ст. 3 Соглашения о применении договора о сотрудничестве в области социального обеспечения  от 24.01.2006). Данный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления направляет справку соответствующей формы в компетентный орган Российской Федерации.

Справочно.
Соглашение о применении договора о сотрудничестве в области социального обеспечения было заключено между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь (с одной стороны) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (с другой стороны).

Не документом единым

Законодательство устанавливает обязательную простую письменную форму для внешнеторгового договора вне зависимости от места его заключения (п. 2 ст. 1116 ГК). Несоблюдение данного требования влечет недействительность договора (п. 3 ст. 163 ГК).

Однако помимо одного документа, подписываемого обеими сторонами, существуют иные варианты заключения договора в письменной форме (ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК), например:

1) составление документа в электронной форм е (в том числе электронного документа) и его подписание с использованием средств связи, технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей;

2) обмен по электронной почте скан-копиями документов, подписанными сторонами собственноручно (ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК);

3) обмен по электронной почте документами, подписанными сторонами с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей (ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК).

Справочно.
Электронный документ представляет собой документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абз. 16 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

При выборе указанных вариантов заключения договоров важно помнить, что способ подписания договора должен обеспечивать надежную идентификацию участников сделки во избежание возникновения споров со стороны недобросовестных  контрагентов (п. 2 ст. 404 ГК). 

Справочно.
Недобросовестный подрядчик может попытаться оспорить, что подпись на документе принадлежит ему или же факт принадлежности ему адреса электронной почты, с которой направлялся подписанный документ. Это повышает вероятность признания внешнеэкономической сделки недействительной в силу несоблюдения простой письменной формы (п. 3 ст. 163 ГК).

С целью минимизации рисков предлагаем:

1) добавить в раздел договора «Иные положения» образцы подписей обеих сторон (как собственноручных, так и факсимиле). Поскольку подписание документов будет производиться между сторонами на расстоянии, существует риск оспаривания со стороны подрядчика как воспроизведенной, так и собственноручной подписи;

2) указать в разделе договора «Иные положения» адреса электронной почты сторон, которые используются при передаче подписанных документов. Всю переписку сторон по поводу заключения договора также следует вести с использованием этих же адресов электронной почты.

Не рекомендуется использовать в качестве каналов связи мессенджеры, где существует возможность удаления данных. Впоследствии такая функция может быть с умыслом использована недобросовестным контрагентом. 

Справочно.
Если стороны указали в договоре, что они признают только собственноручное подписание договора, а договор впоследствии будет подписан, например, с использованием факсимиле, письменная форма договора не будет считаться соблюденной, поскольку требование ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК не будет соблюдаться (соглашение сторон говорит о признании лишь собственноручных подписей).

Законодателем предусмотрена также возможность соблюдения простой письменной формы договора путем совершения конклюдентных действий (п. 3 ст. 404 ГК). Примером может служить направление подрядчиком оферты, содержащей все существенные условия внешнеторгового договора подряда, с указанием действий заказчика по ее акцепту (например, совершение оплаты). В таком случае оплата заказчика будет считаться акцептом оферты, в связи с чем письменная форма договора будет считаться соблюденной.

Хотелось бы отметить, что вышеприведенный способ заключения договора не является надежным ввиду того, что договор заключается не при установлении правоотношений, а в момент, когда работы уже завершены и подлежат оплате. Кроме того, данный способ заключения договора неудобен для долгосрочного сотрудничества сторон, поскольку при каждом платеже необходимо подготавливать новую оферту.

Первичные учетные документы

Расчеты между сторонами за выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности) необходимо отражать в бухгалтерском учете юридического лица — резидента (хозяйственные операции). Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учетным документом (далее — ПУД) (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее — Закон № 57). Согласно абз. 5 п. 2 ст. 10 Закона № 57 одним из обязательных реквизитов ПУД являются подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления. Хотя законодатель не уточняет, что подпись сторон должна быть собственноручной, судебная практика идет по пути признания ПУД, подписанных сторонами не собственноручно, как недействительных.

В то же время законодательно не запрещено установить иной способ подписания ПУД. Если стороны предусмотрят в договоре согласие на подписание ПУД с использованием средств связи и иных технических средств, информационных систем или информационных сетей и приведут в договоре образцы подписей в качестве достоверных, такие ПУД будут иметь юридическую силу.

Справочно.
Пункт 1 ст. 161 ГК (который имеет приоритет над Законом № 57) допускает подписание сделок с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей при условии, что такой способ подписания позволяет достоверно идентифицировать, что документ исходит от стороны сделки. Приведение образцов подписей, воспроизведенных с использованием различных средств, в качестве достоверных будет являться свидетельством достоверности документов, подписанных таким образом.

Переезд — что дальше?

Допустимо ли подрядчику впоследствии переехать в Беларусь, жить и выполнять работы по договору подряда?

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать статус потенциального подрядчика-нерезидента, прибывшего в Беларусь.

Все иностранцы (далее по тексту «иностранец» применяется как по отношению к иностранному гражданину, так и по отношению к лицу без гражданства), находящиеся на территории Республики Беларусь, делятся на 3 категории в зависимости от их режима пребывания: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие  (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», далее — Закон № 105).

Справочно.
Временно пребывающий иностранец — это лицо, прибывшее в Республику Беларусь не более чем на 90 суток в календарном году на основании визы или без нее (абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 105). Временно проживающий иностранец находится на территории нашей страны на основании разрешения на временное проживание (абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 105), постоянно проживающий — на основании разрешения на постоянное проживание (абз. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 105).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 105 постоянно проживающие иностранцы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью (то есть выполнять работы, оказывать услуги, создавать объекты интеллектуальной деятельности с целью систематического получения прибыли (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК)) наравне с гражданами Республики Беларусь. В свою очередь, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (п. 3 ст. 11 Закона № 105). Следовательно, иностранец без вида на жительство не может выполнять работы по договору подряда на территории Республики Беларусь. 

Справочно.
Закон № 105 не запрещает временно пребывающим и временно проживающим иностранцам заниматься трудовой деятельностью. Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь, к числу которых относится Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (ч. 2 ст. 11 Закона № 105).


6901 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
СИТУАЦИЯ ООО «С» в лице антикризисного управляющего обратилось в суд с иском к ООО «Ч» о признании недействительным договора купли-продажи, по которому ранее ООО «С» пере...
№ 5 май 2022
2916