Вы на портале

Законодательство о ценообразовании: последние изменения

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2023 № 713(3) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713»
Дата вступления в силу: 10.06.2023

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2023 № 171 «О принятии мер в области ценообразования»
Дата вступления в силу: 15.09.2023

С 10 июня вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2023 № 713(3) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713» (далее — постановление № 713(3)), которым скорректирован порядок регулирования цен.  

13 июня был подписан Указ № 171 «О принятии мер в области ценообразования», который направлен на обеспечение единых подходов в области ценообразования и установление наиболее прозрачного механизма формирования экспортных цен на отдельные товары. 

Рассмотрим изменения законодательства в области ценообразования более подробно.

Сачава Полина
Сачава Полина

Юрист ООО «ГРАТА Интернэшнл БиУай»



5249 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какие изменения внесены постановлением № 713(3)?

Постановлением № 713(3) внесены уже третьи изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее — постановление № 713). Данные изменения предусматривают некоторые корректировки как в наименовании товарных групп, так и в регулировании порядка ценообразования.

1. Увеличен норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на новые потребительские товары, не требующий их согласования производителями, с 10 % до 20 %.

2. Новым основанием, когда не требуется согласования отпускных цен производителями потребительских товаров, является изменение их наименований в связи с введением (изменением) технических нормативных правовых актов при сохранении отпускной цены и состава, включая применяемые материалы и компоненты.

3. Изменился порядок предоставления оптовых скидок с отпускных цен на потребительские товары. Так, по новым правилам производители могут предоставлять их в размерах, не превышающих указанные в приложении 1 к постановлению № 713 предельные максимальные надбавки импортера по соответствующему товару.

Справочно.
Для некоторых групп товаров, которые импортируются и реализуются субъектами торговли в собственных торговых объектах, установлена обязанность применять надбавки импортера в размере, указанном в приложении 1 к постановлению № 713, уменьшенные на 10 процентных пунктов.

4. Предусмотрена возможность для субъектов розничной торговли при формировании цен на потребительские товары, произведенные в Беларуси, увеличивать предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), установленные в приложении 1 к постановлению № 713, на 10 процентных пунктов.

5. Установлены новые правила по увеличению розничной цены. Так, например, при приобретении потребительских товаров субъектом розничной торговли у субъекта оптовой торговли сумма расходов по доставке может относиться субъектом розничной торговли на увеличение розничной цены. Однако это неприменимо к потребительским товарам, за доставку которых субъекту розничной торговли от поставщика им выплачиваются стимулирующие выплаты.

Аналогичное ограничение было введено в отношении субъектов розничной торговли при увеличении розничной цены на величину расходов по доставке от логистического (распределительного) склада до торгового объекта этого субъекта, места выдачи товара покупателю, покупателя.

6. Разрешено устанавливать стимулирующие выплаты в договорах поставки, возмездного оказания услуг, иных гражданско-правовых договорах. Cлучаи и порядок предоставления будут установлены Министерством антимонопольного регулирования и торговли позже.

Справочно.
Под стимулирующими выплатами понимаются денежные выплаты от поставщика субъекту розничной торговли в целях стимулирования продажи потребительских товаров поставщика.

7. Скорректированы основания, при которых предельные максимальные торговые надбавки, установленные в приложении 1 к постановлению № 713, могут не применяться при реализации произведенных в Беларуси непродовольственных потребительских товаров, если: 

  • товар приобретается непосредственно у производителя, а реализация товаров осуществляется исключительно в фирменных магазинах или интернет-магазинах субъекта торговли, который получил право реализации с использованием товарного знака или фирменного наименования (в том числе на условиях франчайзинга);
  • реализация осуществляется в принадлежащем производителю фирменном магазине.

Справочно.
Гражданско-правовые договоры, в том числе предусматривающие поставку импортируемых непродовольственных потребительских товаров, заключенные до вступления в силу постановления № 713(3), за исключением договоров, выплата вознаграждений по которым предусмотрена единовременно по итогам 2023 г., подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными в ч. 1 п. 15 постановления № 713, в течение месяца со дня вступления в силу постановления № 713(3).

8. Скорректирован перечень товаров: некоторые товарные группы изложены в новой редакции. Например, из группы сыров из коровьего молока исключили сыры с плесенью и копченые сыры.

9. Установлен также переходный период для приведения в соответствие цен:

  • ряд групп товаров, импортированных субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю такими товарами в собственных торговых объектах, цены на которые сформированы до 10.06.2023, реализуются до нового поступления таких же товаров по ценам, не превышающим уровня розничных цен, сложившегося на 10.06.2023. При новом поступлении таких товаров цены должны быть сформированы по новым правилам;
  • цены на запасные части к легковым автомобилям (п. 276 приложения 1 к постановлению № 713) должны быть приведены в соответствие с требованиями постановления № 713 в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу постановления № 713(3).

Какие изменения внесены Указом № 171? 

Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2023 № 171 «О принятии мер в области ценообразования» (далее — Указ № 171) предусматривает следующие корректировки: 

1. Совет Министров уполномочен на утверждение перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, и определение государственных органов (организаций), осуществляющих данное регулирование. Следовательно, принятие специального регулирования для стабилизации цен будет осуществляться в упрощенном порядке.

2. Приостановлено действие подп. 1.3.1 п. 1 Декрета Президента Респуб­лики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Соответственно, возвращено обязательное заключение сделок на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства (за исключением приобретения полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств), а также при реализации товаров собственного производства на экспорт (за исключением товаров, классифицируемых в товарных позициях 4101, 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4403 и 4407 единой ТН ВЭД ЕАЭС).

Справочно.
Совет Министров не вправе будет вносить в перечни товары (работы, услуги), которые установлены в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

3. Скорректированы наименования товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Например, ранее в приложении 1 к данному Указу были названы риэлтерские услуги. В новой редакции это услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей и машино-мест. Под новое регулирование также попали товары (работы, услуги), приобретаемые юридическими лицами и ИП, занимающими монопсоническое положение и включенными в соответствующий реестр. 

Справочно.
Монопсоническим положением признается доминирующее положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, на котором такой хозяйствующий субъект либо несколько таких хозяйствующих субъектов осуществляют приобретение товара.

4. Изменен максимально допустимый размер роста платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на полгода. Теперь это не более 0,5 базовой величины (то есть 18,5 бел. руб.), ранее же платежи за эти услуги не должны были увеличиваться более чем на 5 долларов США по среднегодовому значению обменного курса белорусского рубля к доллару США.

5249 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме