Вы на портале

Что изменилось в порядке проведения государственных закупок?

В 2022 г. был внесен ряд изменений в законодательство о государственных закупках. Изменения коснулись порядка применения преференциальной поправки, требований к участникам государственных закупок, а также к заключению и исполнению договора государственной закупки, цены договора и сроков исполнения обязательств по нему. Кроме того, был изменен и дополнен перечень случаев проведения процедуры закупки из одного источника.

Рассмотрим данные изменения более подробно.

Бенсман Максим
Бенсман Максим

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов


5196 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Изменение порядка применения преференциальной поправки

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2022 № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее — постановление № 692) внесены изменения в порядок применения преференциальной поправки при проведении государственных закупок (далее — госзакупки).

В частности, теперь при закупке товаров преференциальная поправка в размере 15 % применяется только к предложениям участников, являющихся производителями предлагаемых ими товаров, происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере госзакупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Справочно.
В настоящее время странами, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 являются: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан и Российская Федерация.

При закупке работ, услуг преференциальная поправка в размере 15 % применяется только в случаях предложения:

  • организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, работ, услуг собственного производства при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %;
  • учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовыми профилакториями, лечебно-производственными мастерскими работ, услуг собственного производства.

Преференциальная поправка в размере 25 % применяется к предложениям участников, предлагающих товары, произведенные организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %. 

Постановлением № 692 в подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 был введен ряд новых требований к порядку применения преференциальной поправки.

В частности, подрядчик (исполнитель), к предложению которого применена преференциальная поправка, вправе привлечь к исполнению своих обязательств по договору только:

  • физических лиц в количестве не более 15 % от списочной численности юридического лица на дату заключения договора;
  • организации Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовые профилактории, лечебно-производственные мастерские.

Дополнительные требования к участникам государственных закупок

Подпункт 1.7 п. 1 постановления № 395 дополнен ч. 3, содержащей дополнительные требования к участникам процедур госзакупок, применяемые независимо от предмета государственной закупки: 

  • участник процедуры госзакупки — физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица — участника процедуры госзакупки, не должны считаться подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в ч. 7, 8 и 10 ст. 14.4, ч. 4 и 5 ст. 14.5 КоАП;
  • отсутствие у участника процедуры госзакупки — осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в ст. 209–212,216, 235, 243–243-3, 424–426, 429–432 и 455 УК.

Справочно.
Участники ‒ нерезиденты Республики Беларусь также должны представлять соответствующее заявление согласно письму МАРТ от 14.11.2022 № 14-01-10/3459К «Об установлении дополнительных требований к участникам».

Соответствие указанным требованиям подтверждается исключительно заявлением участника.

Дополнительные случаи проведения процедуры закупки из одного источника

Постановление № 692 и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2022 № 933 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь 15 июня 2019 г. № 395» (далее — постановление № 933) изменили и дополнили перечень случаев проведения процедуры закупки из одного источника, перечисленных в подп. 1.9 п. 1 постановления № 395. В частности, применение такой процедуры закупки допускается для приобретения продуктов питания в 2023–2024 гг.

Справочно.
Для целей постановления № 395 под собственными силами понимается выполнение работ (оказание услуг) силами участника процедуры государственной закупки, в том числе силами дочерних унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ, иных юридических лиц, входящих с участником в состав одного холдинга, государственного объединения.

Кроме того, этот перечень был дополнен следующими случаями применения данной процедуры:

  • закупка услуг по разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности, подготовке земельно-кадастровой документации и оформлению материалов предварительного согласования места размещения земельного участка;
  • закупка работ (услуг) по внесению изменений в предпроектную (предынвестиционную) проектную документацию у ее разработчика;
  • закупка бензина и (или) дизельного топлива;
  • приобретение услуг по разработке, доработке, модернизации, информационному и техническому сопровождению официальных интернет-сайтов государственных органов и организаций у государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
  • приобретение услуг по проведению социологических исследований, включая научно-исследовательские работы, у юридических лиц, аккредитованных Комиссией по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси.

Изменение требований к заключению и исполнению договора госзакупки

Постановление № 692 дополнило подп. 1.7 п. 1 постановления № 395 ч. 2, согласно которой в случае, если к участникам процедур госузакупок установлено требование о способности участника выполнить работы (оказать услуги) собственными силами на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), данное условие включается в договор в качестве существенного.

Подпункт 1.8 п. 1 постановления № 395 дополнен еще одним основанием изменения отдельных условий договора госзакупки. Так, в настоящее время допускается изменение требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цены договора не более чем на 15 % по отношению к цене договора при его заключении. Это должно быть обусловлено возникновением потребности в выполнении строительно-монтажных работ по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, и подтверждаться актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций).

Постановлением № 933 также были внесены некоторые изменения, касающиеся вопросов исполнения договора госзакупки. С 1 января 2023 г. еще на один год продлено действие норм абз. 10, 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, в соответствии с которыми по соглашению сторон допускается изменение цены договора, если такие изменения невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. 

Справочно.
Изменение цены договора должно быть подтверждено соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчику до принятия решения об изменении цены договора необходимо внимательно изучить предоставленный поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расчет и уровень цен на рынке на приобретаемый товар (работу, услугу) во избежание необоснованного увеличения цены договора (письмо МАРТ от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К «Об изменении условий договора государственной закупки и его проекта»).

Постановлением № 933 в 2022–2023 гг. допускается изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя). Такой информацией, например, могут быть сведения о введении ограничений в торговле и запрета на оплату товаров, происходящих из определенных государств, и иные.

Выводы
Постановлениями № 692 и № 933 в 2022 г. были внесены изменения в порядок проведения госзакупок:
— изменен порядок применения префпоправки, конкретизированы случаи применения префпоправки и перечень документов, которые дают право на ее применение;
— дополнен перечень требований к участникам госзакупок;
— изменен и дополнен перечень случаев проведения процедуры закупки из одного источника;
— изменены требования к заключению и исполнению договора госзакупки.

5196 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме