Вы на портале

Закупки: МАРТ разъясняет

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) в порядке, установленном законодательством, наделено правом разъяснения вопросов, связанных с процедурами закупок. В рамках нашей рубрики продолжаем публиковать полученные редакцией официальные ответы МАРТ на вопросы читателей журнала (исх. № 14-01-10/1037К от 29.05.2024 за подписью заместителя министра Н. В. Василевской).

64 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос: По результатам государственной закупки был заключен договор подряда (прокладка сети канализации) на электронной торговой площадке (далее — ЭТП). В процессе строительства возникла необходимость в дополнительных работах, объем которых значительно увеличивает стоимость реализации проекта. Был выбран вариант с внесением изменений в проект. Предварительный расчет показал, что стоимость реализации буде ниже, чем в случае варианта с дополнительными работами. Строительство было приостановлено (реализовано примерно 50 % от стоимости), внесены изменения в проект и пройдена экспертиза. Так как имеется частичное привлечение бюджетных средств, по законодательству необходимо провести государственную закупку (увеличение от первоначального договора более чем на 15 %). По результатам проведенной закупки будет заключен договор на ЭТП. Что делать с ранее заключенным договором?

Ответ: В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг) (далее — Закон № 419-З) не допускается изменение условий договора государственной закупки (далее — договор) при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков и условий оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных п. 1 ст. 25 Закона № 419-З и Советом Министров Республики Беларусь.

Например, случаи возможного изменения вышеуказанных условий договора установлены подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь ″О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ″О государственных закупках товаров (работ, услуг)″» (далее — постановление № 395).

В частности, согласно абз. 9 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двусторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации. Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».

При этом считаем, что изменение проектно-сметной документации является изменением требований к предмету государственной закупки, в связи с чем для приобретения строительных работ согласно измененной проектно-сметной документации полностью или частично за счет бюджетных средств и (пли) средств государственных внебюджетных фондов покупателям таких средств потребуется проведение процедуры государственной закупки.

Одновременно отмечаем, что абз. 2 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 заказчику предоставлено право увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения.

Соответственно, по указанному основанию могут быть дополнительно приобретены только товары (работы, услуги), предусмотренные договором.

Одновременно обращаем внимание, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон (п. 4 ст. 25 Закона № 419-З).

Вопрос: Может ли ОАО с долей государства более 50 % на основании абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» осуществить закупку товара из одного источника у производителя из Российской Федерации или данная норма распространяется только на закупки товаров у производителей Республики Беларусь?

Ответ: Одним из случаев проведения процедуры закупки из одного источника является приобретение товаров собственного производства у их производителя (абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229). При этом документами, подтверждающими собственное производство, являются документы, указанные в абз. 2 и 4 ч. 2 подп. 2.16 п. 2 постановления № 229.

Так, для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (далее — постановление № 80), необходимо представить акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копию.

Для товаров, происходящих из Республики Беларусь и не включенных в приложение к постановлению № 80, представляется сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия.

Представление иных документов для подтверждения собственного производства товаров при проведении процедуры закупки из одного источника по рассматриваемому основанию постановлением № 229 не предусмотрено.

Вопрос: Может ли заказчик (жилищно-коммунальное хозяйство) быть на субподряде (жилищно-коммунальное хозяйство имеет свое ремонтно-строительное управление) у генподрядчика на своем объекте, по которому проведена государственная закупка на выполнение СМР?

Ответ: Требования к участникам процедур государственных закупок установлены п. 2 ст. 16 Закона № 419-З. К таким требованиям в том числе относятся следующие требования:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки (абз. 8 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З);
  • физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З).

Таким образом, указанные требования устанавливаются только к участникам процедуры государственной закупки. Следовательно, круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве субподрядчиков в рамках исполнения генеральным подрядчиком обязательств по договору, данными требованиями не ограничивается.

От редакции
Уважаемые читатели, следите за официальными разъяснениями МАРТ на страницах журнала «Юрист» и на портале jurist.by. Направляйте вопросы, с которыми вы столкнулись при проведении процедур закупок, в редакцию по электронной почте: n.shupliak@ipag.by. Мы постараемся получить на них официальные ответы МАРТ.

64 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме