Вы на портале

Завершение внешнеторговых операций: обращаем внимание на корректировки

С 10 августа 2018 г. изменен порядок продления сроков завершения внешнеторговых операций, установленный Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52, далее — Инструкция). Рассмотрим основные корректировки.

Обновлено
Малахова Анастасия
Малахова Анастасия

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

4809 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2018 № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52»
Дата вступления в силу: 10.08.2018


Кому обратить внимание?

Резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока ее завершения, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением, в следующих случаях:

— при превышении срока завершения внешнеторговой операции, предусмотренного договором и установленного законодательством;

— если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения (п. 5 Инструкции).

Справочно.
Общие сроки завершения ВТО установлены Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», более длительные — постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22.

Форма имеет значение?

Утверждена примерная форма заявления о продлении срока завершения операции согласно приложению 1 (п. 8 Инструкции). Форма представляет собой таблицу с построчным перечислением подлежащих указанию сведений. Ранее в приложении 2 предусматривался перечень сведений, которые необходимо отразить в заявлении, но при этом они могли излагаться в любой форме. Представляется, что табличная форма изложения информации упрощает процесс изучения заявления. Учитывая, что форма примерная, возникает вопрос: правомерно ли подать заявление по иной форме, не соответствующей приложению 1 (например, без использования таблицы, исключительно с текстовым изложением сведений), и допустимо ли указать не все сведения, предусмотренные в ней? В какой момент отклонение от примерной формы будет являться предоставлением ненадлежащим образом оформленных документов? Ответы на эти вопросы имеют практическое значение, так как согласно абз. 2 п. 21 Инструкции Национальный банк (главное управление Национального банка по области) отказывает резиденту в выдаче разрешения в случае представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов.

Справочно.
Заявление может быть подано в отношении нескольких внешнеторговых операций, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора. При необходимости продления нескольких операций, совершенных на основании различных договоров, в отношении каждого договора подается отдельное заявление.

Поскольку примерная форма заявления предусматривает более детализированное изложение сведений, которые ранее предусматривались Инструкцией как обязательные для указания в заявлении, то полагаем, что заявление может быть подано и в иной форме, но с обязательным отражением в нем сведений, которые предусмотрены примерной формой.

Когда необходимо ходатайство уполномоченного госоргана?

Перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на продление срока, установлен в приложении 3 к Инструкции. Пунктом 5 указанного приложения предусмотрена подача ходатайства соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей — облисполкома или Минского горисполкома).

Справочно.
При повторном обращении за продлением срока завершения внешнеторговой операции по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, резиденту придется предоставить ходатайство государственного органа.

Использование дополнения «при наличии» вызывает вопрос: является ли наличие такого ходатайства обязательным условием для продления срока?

В п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 определены 5 условий, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Национальным банком. Исключение составляет пятое условие об отсутствии повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Национальный банк. Такое условие может быть необязательным для выполнения при наличии ходатайства соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей — облисполкома или Минского горисполкома).

Справочно.
Обязательность выполнения одного из условий (их совокупности) для соблюдения сроков ВТО определяется Национальным банком в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств.

С учетом изложенного полагаем, что в ситуации, когда резиденту необходимо обращаться за продлением срока завершения операции и при этом резидент уже обращался за продлением срока завершения операции по сделке, совершенной с этим же контрагентом-нерезидентом в течение предшествующих 12 месяцев, резиденту нужно обратиться за получением соответствующего ходатайства.

Не удивляемся запросу дополнительных документов?

Инструкция дополнена условием о том, что Главное управление центрального аппарата Национального банка (главное управление Национального банка по области) вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков при осуществлении мониторинга внешнеторговых операций. Ранее право на запрос дополнительных документов не обусловливалось проведением мониторинга.

Справочно.
Положение о порядке проведения мониторинга внешнеторговой операции утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Срок разрешения: что стоит учесть?

В соответствии с п. 17 Инструкции в случае изменения наименования юридического лица, фамилии, собственного имени или отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, получившего разрешение, резидент обязан обратиться за внесением соответствующих изменений в разрешение до истечения срока ранее полученного разрешения. Форма разрешения содержит графу «Дата завершения внешнеторговой операции», при этом графы «Срок (действия) разрешения» не предусмотрено. Представляется, что для целей применения п. 17 под истечением срока ранее полученного разрешения необходимо понимать продленный срок завершения внешнеторговой операции, который истекает в установленную в разрешении дату.

Справочно.
Ранее за внесением изменений необходимо было обратиться в течение 15 календарных дней со дня проведения таких изменений.

Куда обращаться?

Помимо указанных изменений в Инструкцию также внесены корректировки в части подачи заявления в уполномоченное подразделение Национального банка Республики Беларусь.

Так, заявление подается в главное управление Национального банка по области по месту регистрации резидента:

— при экспорте, если продлеваемый срок завершения операции превышает установленный законодательством срок не более чем на 185 календарных дней;

— при импорте, если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 275 календарных дней.

Заявление подается в Национальный банк:

— при экспорте, если продлеваемый срок завершения операции превышает установленный законодательством срок более чем на 185 календарных дней;

— при импорте, если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 275 календарных дней;

— если резидент зарегистрирован на территории г. Минска и Минской области (независимо от вида операции и срока ее продления).

Все способы хороши?

Внесены уточнения в части определения даты подачи заявления в зависимости от использованного способа подачи.

Способ подачи заявления
    Дата подачи заявления

Представляется на бумажном носителе в виде почтового отправления
Дата передачи на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим календарным штемпелем
Представляется на бумажном носителе иным способом (нарочным, с  использованием ящика для корреспонденции в фойе здания Национального  банка и т.д.)
Дата регистрации заявления как входящего документа
По электронным каналам связи в виде электронного документа с соблюдением  требований законодательства об электронном документе и электронной  цифровой подписи
Дата поступления электронного документа в документальную информационную систему Национального банка

Когда не рассмотрят заявление о продлении?

Инструкция дополнена условием о том, что Национальный банк (главное управление Национального банка по области) не рассматривает поступившие от резидента сведения и документы, а также не возвращает к рассмотрению заявление резидента, по которому уже выдано разрешение либо направлен отказ в выдаче разрешения, за исключением случаев:

— представления документов, подтверждающих своевременность обращения резидента за продлением срока завершения внешнеторговой операции;

— повторного, очередного (третьего и последующего) обращения резидента с заявлением в установленном порядке. При повторном (очередном) обращении за продлением срока завершения внешнеторговой операции рассматривается вопрос о выдаче нового разрешения.

4809 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме