Вы на портале
Охрана труда

Расследование и учет несчастных случаев на производстве: обзор нововведений

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2024 № 36 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30» внесены изменения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Правила) путем изложения их в новой редакции.

Изложение Правил в новой редакции свидетельствует о значительном количестве вносимых изменений.

Семич Владимир
Семич Владимир

Инженер

2425 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Расширение понятийного аппарата

Термины «состояние алкогольного опьянения», «состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ» имеют такое же значение, как и в Инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников и Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работников, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119.

Нахождение работника в любом из таких состояний, если оно содействовало причинению вреда его здоровью либо его смерти или увеличению размера этого вреда либо явилось единственной причиной повреждения здоровья, является основанием для квалификации действий потерпевшего как грубой неосторожности либо признания повреждения здоровья нестраховым случаем.

Тем самым обеспечивается единообразие законодательного регулирования в случаях отстранения (недопуска) от работы, квалификации действий и несчастного случая с указанными работниками, осуществления страховых выплат.

Определение термина «вышестоящая организация» позволит исключить различное понимание этой организации. Так, вышестоящая организация – это организация, уполномоченное должностное лицо которой от ее имени заключает трудовой договор с руководителем страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ином случае организация не рассматривается как вышестоящая.

Определение понятий «неосторожность» и «грубая неосторожность» позволит единообразным образом квалифицировать действия потерпевших.

Следует заметить, что понятие «грубая неосторожность» содержит достаточно строгие формулировки действий потерпевшего, не относя к ним только случаи травмирования работников в период прохождения потерпевшим стажировки по вопросам охраны труда или до прохождения им первичной проверки знаний по вопросам охраны труда, а также при отсутствии у потерпевшего допуска к самостоятельной работе.

В п. 2 вновь утвержденных Правил дано определение терминов «микротравма», «групповой несчастный случай».

Групповой несчастный случай – событие, в результате которого одновременно два и более работающих одного страхователя получили повреждения здоровья, повлекшие необходимость их перевода на другую работу, временную (не менее одного дня) или стойкую утрату ими профессиональной трудоспособности либо смерть.

Поэтому не рассматривается как групповой несчастный случай событие, в результате которого одновременно пострадали работники разных страхователей.

В то же время к таковому относится несчастный случай, при котором одновременно получили повреждения здоровья работающий по трудовому договору и работающий по гражданско-правовому договору.

Вновь введенные термины «потерпевший», «заболевший» применяются в Правилах применительно соответственно к несчастному случаю или к профессиональному заболеванию.

Термин «транспорт» включает перечисление всех средств, которые могут быть использованы для передвижения работника. Эти определения соответствуют определениям, установленным в соответствующих законах Республики Беларусь.

Одновременно отметим, что в Правилах отсутствует термин «трудовое увечье», так как эта категория в них не используется.

В тексте вновь утвержденных Правил не используется также словесная конструкция «иной представительный орган работников», поскольку в настоящее время такая категория отсутствует.

Расширение понятийного аппарата, безусловно, будет способствовать единообразному пониманию и применению соответствующих понятий.

Сфера действия Правил

Изменен перечень лиц, на которых распространяется действие Правил. Так, из п. 3 Правил исключены:

  • лица, которые проходят обучение, трудовую реабилитацию и (или) практику на производстве, а также лица, привлекаемые к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;
  • лица, привлекаемые в установленном порядке к оплачиваемым общественным работам.

Однако это не означает, что на этих лиц не распространяется действие Правил, ибо они в этот период трудятся по срочному трудовому договору или по гражданско-правовому договору и поэтому подпадают под категорию работников или работающих.

Отметим, что действие вновь утвержденных Правил распространяется на лиц, занимающих (занимавших) государственные гражданские должности, при назначении (избрании) на которые контракт не заключается. К указанным лицам относятся:

  • лица, занимающие высшие государственные должности Республики Беларусь;
  • лица, назначаемые на гражданские должности Президентом Республики Беларусь;
  • заместители Председателя Всебелорусского народного собрания:
  • депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • председатели местных Советов депутатов;
  • судьи.

Особый порядок расследования несчастных случаев, происшедших с указанными лицами, не установлен, поэтому на них распространяется общий порядок расследования, установленный Правилами.

В новой редакции Правил в отдельную категорию выделены работники, которые направляются для профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки.

Эти работники направляются в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых.

На этот период данные работники не осуществляют свою трудовую деятельность у страхователя. В то же время они согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании рассматриваются как обучающиеся, но не привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в период такого обучения.

В связи с этим вновь утвержденными Правилами установлен порядок расследования несчастных случаев, происшедших с указанными работниками в этот период.

Наиболее значимые изменения Правил

В соответствии с п. 4 вновь утвержденных Правил предусматривается проведение расследования несчастных случаев, происшедших не только в рабочее время, но и во время специальных перерывов, а также во время перерыва для отдыха и питания,

Подпунктом 4.2 п. 4 Правил уточнено, каким транспортом возможна доставка работников к месту выполнения работ и с места выполнения работ.

Подпунктом 4.6 п. 4 Правил уточнен перечень категорий работников, на которых распространяется действие данного подпункта.

Подпунктом 4.8 п. 4 Правил установлено, что его действие распространяется не только на случаи следования работника к месту командировки и обратно, но и на определенные случаи передвижения работника в период нахождения в командировке, а также на случаи, когда работа носит разъездной либо подвижной характер.

Пунктом 9 Правил уточнены действия не только работающих, но и других лиц при несчастном случае, а также порядок сообщения о несчастном случае.

Пункт 10 Правил, кроме редакционных уточнений, предусматривает, что указанные действия должны осуществляться и в случае, когда потерпевший не один.

Пунктом 11 Правил закрепляется возможность направления соответствующих сведений посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.

Пунктом 12 Правил предусмотрено информирование о каждом несчастном случае вышестоящей организации (при ее наличии) и местного исполнительного и распорядительного органа, на подведомственной территории которого расположен страхователь.

Данным пунктом Правил также предусмотрено информирование потерпевшего (при несчастном случае со смертельным исходом – одного из совершеннолетних членов семьи потерпевшего) о начале проведения расследования несчастного случая (специального расследования) не позднее одного рабочего дня после его начала.

Наряду с этим п. 12 Правил установлены действия в случае травмирования домашнего работника. Эти нормы представляют собой элемент новизны, и они заключаются в том, что предоставляют право территориальному подразделению Департамента государственной инспекции направлять запрос о тяжести полученной домашним работником травмы. А п. 13 Правил установлена обязанность организации здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения данного запроса направить территориальному подразделению Департамента заключение о тяжести производственной травмы по установленной форме.

Пункт 14 вновь утвержденных Правил в сравнении с ранее действовавшей редакцией дополнен ч. 2, предусматривающей обязанности организации, на территории которой произошел несчастный случай с работающим другого страхователя.

В п. 16 вновь утвержденных Правил в сравнении с ранее действовавшей редакцией заменено требование о привлечении в пятидневный срок к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения, локальных правовых актов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности указанных лиц за допущенные нарушения должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства о труде.

Справочно.
Согласно ст. 200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтвержденных листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах.

В п. 17 вновь утвержденных Правил установлен порядок определения степени вины потерпевшего в случае, когда он не является (являлся) членом профсоюза, или отсутствия профсоюза у страхователя, организации.

Пунктом 18 Правил разграничены полномочия органов, осуществляющих контроль, и органов, осуществляющих надзор, в рассматриваемой сфере деятельности.

Пунктом 19 Правил установлено, что право принимать участие в расследовании несчастного случая имеет либо потерпевший, либо лицо, представляющее его интересы на основании письменного заявления. Тем самым исключается их одновременное участие в расследовании.

Пунктом 20 Правил предусмотрено требование об издании локального правового акта страхователя, организации, которым определяется уполномоченное должностное лицо страхователя, организации, осуществляющее расследование несчастного случая, а также перечень лиц, участвующих в расследовании (по согласованию с заинтересованными сторонами).

Этим же пунктом установлено, что несчастные случаи, произошедшие с работниками страхователей – физических лиц, независимо от тяжести полученных им повреждений здоровья, в том числе со смертельным исходом, расследуются государственным инспектором труда Департамента с участием страхователя ‒ физического лица, а также лиц, указанных в п. 19 Правил (по их письменному заявлению). Данная норма также представляет собой элемент новизны.

Пунктом 23 Правил установлен новый срок проведения расследования несчастного случая ‒ не более пяти рабочих дней, а также установлена возможность однократного продления этого срока не более чем на пять рабочих дней уполномоченным должностным лицом страхователя, организации, проводящим расследование несчастного случая.

В п. 25 Правил детализировано, кем и какой формы составляется акт о несчастном случае относительно отдельных категорий потерпевших:

  • глав крестьянских (фермерских) хозяйств, руководителей организаций – единственных собственников их имущества;
  • работников, страхователем которых является физическое лицо;
  • работающих, являющихся гражданином государства – члена Евразийского экономического сообщества (в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества, подписанным правительствами государств – членов Евразийского экономического сообщества 31 мая 2013 г.);
  • работников организации либо физического лица страны Содружества Независимых Государств, направленного в служебную командировку на территорию Республики Беларусь (в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 г.).

Подпунктом 26.4 п. 26 Правил предусмотрено оформление актом формы НП несчастных случаев, происшедших при резком ухудшении состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем, подтвержденном записями камер видеонаблюдения или опросом потерпевшего (показаниями очевидцев (свидетелей), супруга (супруги) и близких родственников потерпевшего).

В абз. 4 подп. 26.5 п. 26 Правил учитывается возможность травмирования работника при осуществлении действий перед началом и после окончания работы, предусмотренных не только правилами внутреннего трудового распорядка, но и иными локальными правовыми актами.

Абзац 3 п. 27 вновь утвержденных Правил в сравнении с ранее действовавшей редакцией дополнен словами «уровень (концентрация) которых привели к ухудшению здоровья потерпевшего». Тем самым подчеркивается, что вредные производственные факторы создают опасность для здоровья работающего только в случае превышения предельно допустимого уровня (концентрации).

В пп. 29, 30 Правил более детально определено, кто и в какой срок обязан сформировать документы расследования и передать их на рассмотрение руководителю страхователя, а также регламентированы действия страхователя по утверждению и рассылке документов расследования несчастного случая на производстве.

В п. 32 вновь утвержденных Правил в сравнении с ранее действовавшей редакцией содержится положение о том, что в случае несвоевременного сообщения о несчастном случае заявление о его расследовании может быть подано в шестимесячный срок со дня происшествия несчастного случая или установления факта утраты трудоспособности. Такая же норма установлена в п. 33 вновь утвержденных Правил относительно расследования несчастного случая в случае прекращения деятельности, ликвидации, в том числе в связи с банкротством, страхователя, организации.

Пункты 42, 44, 45 Правил содержат элементы новизны и устанавливают порядок расследования несчастных случаев, происшедших:

  • с работающим, направленным страхователем в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых, для профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки;
  • домашними работниками;
  • работниками, выполняющими дистанционную работу.

В п. 48 Правил установлены изменения в информировании о происшедшем несчастном случае со смертельным исходом или о групповом несчастном случае.

Вначале, в течение не позднее двух часов с момента, как о несчастном случае стало известно любому должностному лицу страхователя, организации (страхователю – физическому лицу), оповещается посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь по телефону, телефаксу, другим средствам связи (за исключением почтового отправления), нарочным:

  • районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
  • территориальное подразделение Департамента, на поднадзорной территории которого зарегистрирована организация, страхователь.

При этом по понятным причинам не допускается оповещение посредством почтового отправления.

Затем не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляется сообщение о несчастном случае на производстве:

  • в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
  • в территориальное подразделение Департамента, на поднадзорной территории которого зарегистрирована организация, страхователь;
  • в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии у страхователя, в организации профсоюза);
  • в вышестоящую организацию (при ее наличии), республиканский орган государственного управления и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
  • в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.

Пунктом 49 Правил установлено, как принимать решения о порядке расследования в случае смерти потерпевшего, явившейся следствием несчастного случая на производстве и наступившей в период временной нетрудоспособности.

Возможны два варианта:

  • смерть потерпевшего явилась причиной несчастного случая;
  • потерпевший умер от другого заболевания, не связанного с происшедшим с ним несчастным случаем.

Поэтому на основании соответствующего заключения о причинах смерти будет принято решение о расследовании несчастного случая в специальном либо в общем порядке страхователем, организацией.

В п. 54 Правил установлены:

  • порядок участия в специальном расследовании представителя уполномоченного органа надзора, если произошел несчастный случай на поднадзорном этому органу объекте;
  • порядок привлечения, при необходимости, к проведению специального расследования представителя иного уполномоченного органа надзора;
  • срок, в течение которого представителем уполномоченного (привлеченного) органа надзора должен быть утвержден акт об организационных и технических причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения требований технических нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения, а также порядок обжалования заинтересованными такого акта.

Пунктом 60 вновь утвержденных Правил в сравнении с ранее действовавшей редакцией увеличен срок, предоставляемый страхователю для формирования и тиражирования документов специального расследования, с двух до трех рабочих дней.

В данном пункте акцентируется внимание на том, что и при специальном расследовании несчастного случая оценка наличия в действиях потерпевшего грубой неосторожности осуществляется не государственным инспектором труда, а уполномоченным представителем организации, страхователя (страхователем – физическим лицом) и уполномоченным представителем профсоюза.

В п. 62 Правил внесены изменения в части уменьшения количества органов, которым документы расследования направляются в полном объеме.

Во вновь утвержденных Правилах нет пунктов о порядке отчетности о несчастных случаях на производстве.

В настоящее время страхователи представляют в органы статистики государственную статистическую отчетность 1-т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве», форма которой утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13.06.2016 № 64. Этим же постановлением утверждены указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-т (травматизм).

Поэтому дополнительное регламентирование этих норм и в Правилах не требуется.

В п. 79 Правил уточнены обязанности страхователя в случае выявления государственным инспектором труда нарушения порядка расследования либо оформления его результатов, а также в случае проведения государственным инспектором труда единолично расследования несчастного случая  на производстве.

В п. 80 Правил установлена норма, согласно которой Департаменту государственной инспекции труда, его территориальным подразделениям или суду предоставлено право устанавливать фактическое наличие трудовых или гражданско-правовых отношений, которые не были оформлены в установленном порядке в письменной форме.

Естественно, при установлении фактического наличия трудовых или гражданско-правовых отношений возникают обязанности субъекта хозяйствования по расследованию в установленном порядке происшедшего несчастного случая, а также по осуществлению страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве.

При установлении данного факта происшедший несчастный случай будет расследован в порядке, предусмотренном п. 79 Правил.

Пунктом 82 Правил детализирован порядок отмены заключения государственного инспектора труда либо внесения в него изменений.

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2024 № 36 республиканским органам государственного управления предписывается в трехмесячный срок обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

Заключительные положения

Правилами предусмотрено установление:

  • Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь порядка надзора Департаментом государственной инспекции труда за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев, а также выполнением мероприятий по устранению их причин (п. 18 Правил);
  • уполномоченным органом надзора по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь формы акта (заключения) уполномоченного органа надзора об организационных и технических причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения требований технических нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения, локальных правовых актов, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев (п. 54 Правил);
  • Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь порядка вынесения государственным инспектором труда Департамента государственной инспекции труда требования об устранении выявленных по результатам специального расследования нарушений требований актов законодательства (п. 63 Правил);
  • Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядка выдачи страхователю, организации требования о проведении расследования несчастного случая, а также устранении других нарушений при выявлении факта сокрытия несчастного случая от расследования и учета, других нарушений Правил, а также нарушений порядка заполнения документов, составленных по результатам расследования (п. 79 Правил).

Принятие указанных нормативных правовых актов в совокупности с ранее принятым постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечит в полном объеме регламентирование вопросов, связанных с расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2425 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме