Содержание:
Правовое регулирование
Контрольная деятельность осуществляется органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — органы ФСЗН) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок.
Кроме того, органы Фонда руководствуются требованиями, установленными Методическими указаниями по организации и проведению проверок (контрольных мероприятий), утвержденными приказом управляющего Фондом от 30.03.2018 № 18.
Виды осуществления контроля
Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется Фондом и его территориальными органами в виде:
- выборочных проверок;
- внеплановых проверок;
- проверок и мероприятий, при осуществлении которых Указ № 510 не применяется;
- мер профилактического и предупредительного характера.
Проверка может быть назначена при ликвидации организации или индивидуального предпринимателя.
Вопросы, подлежащие проверке
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН проверяются (включаются в предписание на проведение проверки), в частности, следующие вопросы:
- правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
- обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию (то есть пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение) и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
- правильность заполнения и своевременность представления отчетности (4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
- правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (формы документов персонифицированного учета ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6), в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.
Справочно.
Органам ФСЗН предоставлено право также осуществлять контроль за использованием по назначению средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях.
Период проверки
Период, за который проводится проверка, составляет 3 календарных года, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. По поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам период, за который проводится проверка, не ограничивается.
Проверяемые документы
В законодательстве отсутствует утвержденный перечень документов, которые будут подвергаться проверке. Исходя из ситуации для проверки у организации могут быть запрошены: главная книга, коллективный договор, положение по оплате труда и премированию, ведомости по начислению заработной платы, штатное расписание, табели учета рабочего времени, гражданско-правовые договоры и акты выполненных по ним работ, листки нетрудоспособности, документы для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, приказы о приеме на работу и увольнении и др.
Нарушения, выявляемые при аудиторских проверках и проверках ФСЗН
Чтобы не допустить ошибок при исчислении взносов в ФСЗН с 01.01.2022, организациям необходимо обратить внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2021 № 763 введена в действие новая редакция Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет ФСЗН и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень выплат).
Справочно.
В новой редакции Перечня выплат закреплен подход для начисления взносов, аналогичный исчислению подоходного налога на суммы материальной помощи, то есть введен максимальный предел льготируемых сумм материальной помощи, равный пределу для исчисления подоходного налога, указанному в п. 23 ст. 208 НК (п. 13 Перечня выплат в новой редакции).
Приведем примеры нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявляемые в ходе аудиторских проверок и проверок ФСЗН.
Пример 1
Ситуация: В организацию в 2021 г. по распределению с заключением трудового договора трудоустроен молодой специалист. Ему начислена денежная помощь в размере месячной стипендии за последний семестр. При этом организация не произвела отчисления в ФСЗН.
Ошибка: Организация неправомерно не произвела отчисления в ФСЗН.
Обоснование: На единовременную выплату, помощь, в том числе денежную помощь молодым специалистам, производимую в соответствии с подп. 3.4 п. 3 ст. 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании, взносы начисляются в общеустановленном порядке, так как в Перечень выплат данная выплата не включена.
Соответственно, на сумму единовременной материальной помощи следует начислить взносы в ФСЗН.
Пример 2
Ситуация: Работник был уволен в январе 2021 г. При этом была выявлена ошибка в начислении заработной платы за ноябрь 2020 г. Наниматель доначислил заработную плату работнику за ноябрь 2020 г., однако отчисления в ФСЗН не пересчитывались, так как доплата была произведена уже после увольнения работника.
Ошибка: Организации следовало пересчитать размер отчисления взносов в ФСЗН.
Обоснование: Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат.
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. В связи с этим на выплаты, начисленные и выплаченные работнику после его увольнения, взносы не начисляются.
Исключение — доначисленные суммы заработной платы, которые отражаются в месяцах, за которые они должны быть начислены (письмо Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.10.2014 № 08-07/3289 «О взносах на государственное социальное страхование»).
Таким образом, в рассмотренной ситуации, поскольку работнику была доплачена сумма заработной платы за период, когда он являлся застрахованным лицом, организации следовало доначислить и произвести отчисления в ФСЗН.
Пример 3
Ситуация: Выборочной проверкой документального оформления договорных отношений в организации установлено, что при заключении и оформлении договоров подряда с гражданами, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в данных договорах отсутствует (не прописано) обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отчисления с указанных выплат организаций в ФСЗН не производились.
Ошибка: Организация неправомерно не включала в договор условия об отчислениях в ФСЗН и не начисляла взносы.
Обоснование: В соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны указывать в договоре, кроме иных условий, определенных законодательством, об обязанности заказчика по уплате в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН и по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Справочно:
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).
Таким образом, гражданско-правовые договоры должны быть приведены в соответствие с вышеуказанными требованиями, а выплаты по договорам подряда являются объектом для исчисления взносов в ФСЗН.
Пример 4
Ситуация: В организации выявлено, что нанимателем производились:
1) оплата листка временной нетрудоспособности, выданного в связи с уходом за ребенком в период трудового отпуска;
2) оплата листка временной нетрудоспособности во время социального отпуска;
3) включение единовременной премии в расчет пособия по временной нетрудоспособности;
4) оплата листков временной нетрудоспособности с неоговоренными исправлениями.
Ошибки: Во всех вышеуказанных ситуациях организация допустила ошибки.
Обоснование:
1) если работник в трудовом отпуске осуществляет уход за больным ребенком в амбулаторных условиях, то листок нетрудоспособности ему не выдается, поскольку в этот период работник не нуждается в освобождении от работы (п. 28 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 (далее — Инструкция № 1/1));
2) пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период отпуска без сохранения заработной платы (подп. 9.5 и 9.6 п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение № 569));
3) в заработок для исчисления пособий работникам включаются виды оплаты труда (за исключением выплат, носящих единовременный характер), на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (п. 24 Положения № 569);
4) прием листка временной нетрудоспособности с неоговоренными исправлениями не допускается, при этом на одном бланке листка нетрудоспособности (справки) допускается не более двух исправлений, каждое из которых оформляется в порядке, предусмотренном выше, а также заверяется подписью и печатью лечащего врача и печатью организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» (п. 49 Инструкции № 1/1).
Пример 5
Ситуация: В организации в связи с отсутствием денежных средств заработная плата была выплачена 22-го числа вместо 15-го. Взносы в ФСЗН были также уплачены 22-го числа.
Ошибка: Организация несвоевременно перечислила взносы в ФСЗН.
Обоснование: Страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда следует уплачивать:
— не позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
— не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20-го числа месяца, следующего за истекшим;
— при совпадении сроков уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата данных взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням.
Справочно.
С перечнем ошибок, выявляемых при проверке ФСЗН в 2021 г., можно ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в разделе «Контрольная деятельность».
Ответственность за нарушение законодательства о государственном социальном страховании
За нарушение законодательства о государственном социальном страховании должностным лицам органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.15, 12.17, 24.1–24.4, 24.11, 24.58, 25.2, 25.4–25.6 КоАП. Это следует из норм ст. 3.30 ПИКоАП.