Вы на портале
Заключение трудового договора

Личные неимущественные права авторов: оформляем отношения с работниками

Все чаще в компаниях стараются уменьшить документооборот между нанимателем и работником. Однако в стремлении «упростить» наниматель может зайти слишком далеко: разрабатывать формальные должностные инструкции, направлять заявления о предоставлении отпуска по электронной почте и не подписывать оригинал, не оформлять создание служебного произведения. Вместе с тем сам факт создания такого произведения влечет возникновение у работника как имущественных, так и личных неимущественных прав.

Какие личные неимущественные права есть у работника? Имеются ли у них особенности в контексте служебных произведений? Своим опытом делится Вероника Шилак, юрист «Юридической компании ЮКОН».

Шилак Вероника
Шилак Вероника

ООО «Юридическая компания ЮКОН»

5356 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Служебное произведение

Основным нормативным правовым актом, регулирующим использование служебных произведений, является Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон).

Говоря о термине «служебное произведение», мы понимаем под ним объект, который создается с определенной целью. Закон устанавливает для служебного произведения ряд критериев.

Во-первых, служебное произведение — это произведение, объект авторского права. К таковым относят произведения науки, литературы, искусства (а также их самостоятельные части).

Справочно.
Правовое регулирование служебных произведений не распространяется на объекты, не охраняемые авторским правом. К таковым относятся, например, произведения, созданные не в результате творческого труда (простые компиляции и т.д.).

Во-вторых, автором служебного произведения является работник, физическое лицо.

В-третьих, служебное произведение создается по заданию нанимателя или в рамках выполнения работником обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Автору служебного произведения принадлежат личные неимущественные права автора.

Личные неимущественные права автора

Автор обладает двумя группами прав в отношении произведения: имущественными и личными неимущественными правами.

К личным неимущественным правам относятся:

— право авторства;

— право на имя;

— право на обнародование произведения;

— право на отзыв обнародованного произведения;

— право на неприкосновенность произведения.

Неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы. Однако в контексте служебного произведения указанные права немного изменяются. Рассмотрим каждое из прав в отдельности с учетом нюансов, характерных для служебных произведений.

Право авторства и право на имя

Основное право, которое присуще автору, — право авторства (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона). Это базовое право позволяет работнику считаться автором произведения. Данное право является бессрочным. Право авторства возникает из факта создания служебного произведения, для его обретения не нужно составлять какие-либо документы.

Справочно.
Поскольку для возникновения права авторства не требуется соблюдения каких-либо формальностей, работник может потребовать реализовать это и иные личные неимущественные права независимо от того, было ли создание служебного произведения зафиксировано в документах.

Право авторства выступает базисом для всех остальных неимущественных прав, которыми обладает работник. Как и другие личные неимущественные права, оно не переходит к нанимателю (в отличие от исключительного права на произведение, которое переходит к нанимателю с момента создания произведения).

Право на имя (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона) дает возможность использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно. Обращаем внимание, что право на имя и право авторства — это не одно и то же.

Так, право на имя предоставляет возможность указать или не указывать имя автора на произведении (а при указании — указывать определенным образом), в то время как право авторства не имеет физического проявления и создает дополнительные права.

Пример.
Дизайнер Алина Евгеньева создала дизайн-макет рекламной афиши. В силу права авторства Алина Евгеньева признается автором дизайн-макета  и автоматически субъектом всех остальных личных неимущественных прав. А право на имя дает Алине Евгеньевой возможность выбрать, как именно будет указан автор дизайн-макета. Так, автор может указать собственное имя (Алина Евгеньева), творческий псевдоним (Alynn или Алинн), а также выбрать отсутствие всякого указания (анонимное использование).

Согласно п. 5 ст. 17 Закона наниматель вправе указывать свое имя или наименование компании на произведении, однако это право, в отличие от права работника, не является личным неимущественным правом. Кроме того, это не значит, что наниматель указывает свое имя вместо имени работника. Нет, он указывает их вместе с именем (или псевдонимом) работника.

Справочно.
Право нанимателя, обладающего исключительным правом на служебное произведение, указывать свое имя или наименование при использовании служебного произведения действует параллельно с личным неимущественным правом работника.

Поскольку работнику принадлежит право на имя, то сторонам необходимо урегулировать вопрос о том, как именно будет указываться информация об авторе: предпочитает ли автор указывать собственное имя, псевдоним или желает, чтобы произведение использовалось анонимно. Для чего это необходимо? Для того, чтобы избежать последующих затрат и споров.

Чаще всего наниматель запрашивает у работника согласие на анонимное использование произведения, так как в большинстве случаев созданием произведения занимается не один работник, а несколько и для нанимателя непрактично указывать информацию обо всех авторах. Однако работник может отозвать такое согласие, поскольку ограничить его право на имя невозможно. Такая же ситуация может произойти в случае, если работник просит нанимателя указывать творческий псевдоним. По своему желанию работник может менять псевдонимы и всякий раз требовать внесения изменений в указанную о нем информацию.

Для нанимателя такое желание работника означает дополнительные хлопоты и затраты. Поэтому, чтобы несколько ограничить «своеволие» работника, стоит урегулировать положения, которые будут сдерживать его желание изменить условие о написании имени рамками здравого смысла. Например, наниматель может заключить с работником гражданско-правовое соглашение о том, что при желании работника изменить способ указания имени все затраты для осуществления таких действий будет нести работник (к таким затратам относятся оплата переиздания книг, замена рекламных плакатов, информационная рассылка и т.д.) или предусмотреть такого рода положения в трудовом договоре/контракте. Такие положения должны быть четко сформулированы, не должны прямо ограничивать права автора и противоречить законодательству.

Рекомендация.
Хотя условия о реализации права работника на имя стороны могут предусмотреть в трудовом договоре (контракте), целесообразно заключить именно гражданско-правовое соглашение, поскольку его действие будет длиться и после прекращения трудовых отношений (так же, как и действие права на имя).

Право на обнародование и отзыв произведения

Авторские права работника на служебное произведение уже, чем у других авторов. Так как работник передает исключительное право нанимателю, он не может распоряжаться судьбой произведения, влиять на обнародование произведения или его отзыв. Это первое ограничение для работника-автора. Право на обнародование произведения дает возможность обнародовать его в любой форме, а право на отзыв произведения — отозвать его. Причина тому проста: законодатель защищает нанимателя. Передача исключительного права несет в себе основную цель — реализация произведения и последующее его использование с целью получить доход. Если бы работник принимал участие в этом процессе и обнародование, равно как и отзыв, было возможно только с его согласия, наниматель не смог бы использовать произведение по собственному усмотрению.

Право на неприкосновенность произведения

Последнее неимущественное право автора — право на неприкосновенность произведения. Оно защищает произведение от внесения в него изменений, дополнений без согласия автора. Однако законодатель и здесь ограничил права автора-работника. На основании ст. 17 Закона наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. Цель этой нормы — помочь нанимателю сохранить целостность произведения и пригодность его для использования.

Справочно.
Закон позволяет сторонам договориться о любых условиях внесения в произведение изменений. Так, работник и наниматель могут предусмотреть, что любое изменение можно производить только с согласия автора. Также они могут установить, что наниматель вправе вносить в произведение любые изменения без согласия автора.

Пример.
Нанимателю принадлежит исключительное право на программное обеспечение. Используемые в разработке программы модули устарели и подлежат изменению и дополнению. Наниматель вправе внести такие изменения и дополнения в ПО, не испрашивая согласия работника (если иное не предусмотрено отдельным соглашением между работником и нанимателем). Самое важное условие — изменение, дополнение должно быть обоснованным. В данном случае изменение обоснованно, поскольку без него ПО теряет практическую ценность и не может быть использовано по назначению. 

В соответствии с п. 6 ст. 17 Закона наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации. Это условие нельзя ограничить соглашением между автором и нанимателем.


5356 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме