Вы на портале

25 лет старейшему юридическому бренду Беларуси

«Власова, Михель и Партнеры» — ведущая юр. практика и один из старейших юр. брендов на рынке юр.услуг Беларуси. Основанная в 1990 г., компания внесла вклад в формирование и развитие белорусского рынка юридических услуг. Создание в 2013 г. адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры» позволило не только расширить возможности компании, но и сделать ее деятельность максимально эффективной. За 25 лет работы на белорусском рынке ВМП сформировала стойкую репутацию компании, к которой с доверием относятся как клиенты, так и партнеры. Партнеры компании, средний стаж в профессии которых составляет более 20 лет, возглавляют сегодня список лучших юристов Беларуси.

Обновлено
Власова Лилия
Власова Лилия

Медиатор, Международный эксперт в области медиации, Международный тренер медиаторов


Михель Константин
Михель Константин

Управляющий партнер адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Николаева Ольга
Николаева Ольга

Адвокат, партнер юридической фирмы «ВМП Власова, Михель и партнеры»

4461 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как делалась история…

— Мне довелось столкнуться с интересной тенденцией — достаточно много юркомпаний, которые начинали свою деятельность очень давно, рассказывали, что первый компьютер, стол и стул у них появились благодаря первому клиенту — он их или подарил, или разрешил попользоваться. А как начиналась Ваша юридическая компания?

Лилия Власова: — За прошедшие 25 лет мне неоднократно приходилось рассказывать о том времени, когда мы начали оказывать юридические услуги. Воспоминания и настроения, пережитые в начале 1990-х гг., не забываются, а время делает их уже историей развития юридического бизнеса в Беларуси.

Благодаря экономическим реформам конца 1980-х гг. произошло экономическое раскрепощение советских людей. Людям разрешили создавать кооперативы, арендные предприятия, ООО, ЗАО и ОАО. Одновременно возникла потребность в юристах, специализирующихся в хозяйственном законодательстве. Специалистов в этой области практически не было, поэтому в «хозяйственники» пошли самые увлеченные и уверенные в своих силах юристы.

В начале 1990-х гг. юристов-хозяйственников было мало, а работы много. Работа была разнообразной и интересной: создавали частные компании, акционировали государственные предприятия (часовой завод «Луч» был первым в стране опытом реорганизации в АО), крупные торговые и строительные организации. Было осознание того, что мы делаем важную работу, помогая инициативным людям участвовать в построении новой модели экономики. В страну пришли иностранные инвесторы, начала развиваться внешнеэкономическая деятельность белорусских компаний. Мы были в числе первых белорусских юристов, которые стали специализироваться на юридическом консалтинге для иностранных компаний.

Можно ли назвать то, что мы делали в 1990-е гг., бизнесом? Пожалуй, нет. Клиенты не воспринимали работу юристов как что-то, за что нужно платить деньги. Тогда у нашей компании было «женское лицо», и первое время клиенты выражали нам свою благодарность цветами, конфетами и духами. Понадобились годы для того, чтобы белорусский бизнес признал необходимость юридических услуг, а почасовая оплата стала нормой.

Я с благодарностью вспоминаю 1990-е гг., потому что они были наполнены свободой, профессиональным и личностным ростом. Именно в то время сформировалась основная команда партнеров нашей компании. Мы до сих пор вместе.

— Настоящего лидера отличает не то, что он не ошибается, а то, что он делает правильные выводы из своих ошибок. Расскажите про самый большой провал, с которым Вам довелось столкнуться. Как он повлиял на дальнейшую работу?

— Настоящих провалов было немного, но они были. Расскажу о первом реальном провале. После 4-месячной стажировки в США я вернулась домой и узнала, что несколько юристов уходят из компании. Это был спланированный уход, с уводом клиентов и информации. У меня было ощущение, что меня предали. Я отношу себя к числу уверенных в себе людей. Но тогда возникло чувство беспомощности и растерянности. Понадобился год для того, чтобы освободиться от этого чувства, восстановить клиентскую базу и стабильность в работе компании.

После этой истории я поняла, что собственное дело нельзя оставлять надолго. Оно этого не прощает. Я стала более внимательна к настроениям сотрудников. Мы внесли изменения в условия распределения доходов и организационную структуру, упорядочили вопрос увольнения юристов.

В 2005 г. случился мой личный провал в профессии: я потеряла интерес к работе. Наверное, произошло то, что называют профессиональным «выгоранием». Я понимала, что компания не должна останавливаться в развитии, нужно совершенствовать методы управления, серьезно заниматься маркетингом и удерживать лидирующие позиции на рынке. Тогда я приняла решение объединиться с компанией, которую возглавлял молодой, но уже достаточно опытный юрист и управленец Константин Михель. Партнеры поддержали мою идею. Наша компания окрепла и получила управляющего партнера, который уверенно справляется с вызовами современности. Я же получила возможность заняться новым делом — медиацией. Медиация в нашей стране только стартует, ей предстоит пройти непростой путь становления и признания.

— Когда Вы решили, что хотите посвятить себя юриспруденции? Какие перспективы развития юридического рынка Вы видите?

– После окончания юридического факультета БГУ у меня складывалась классическая карьера юриста-теоретика. Я была распределена на работу в АН БССР, поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию по международному публичному праву, затем стала доцентом юридического факультета и поступила в докторантуру. Казалось, впереди — защита докторской и звание профессора. Но сложилось так, что в 1989 г. я в составе делегации молодых политических лидеров СССР посетила США и познакомилась с работой американских юридических фирм. Я вернулась на родину с «американской» мечтой создать что-то подобное. Я стала думать об этом серьезно, мне хотелось попробовать создать что-то похожее на юридическую компанию.

Вскоре появилась возможность создавать центры научно-технического творчества молодежи. Мы с друзьями организовали такой центр. В его структуре я и Наталья Козыренко создали Юридическую лабораторию, которая впоследствии реорганизовалась в ООО «Власова и партнеры».

Что касается перспектив юридического рынка в Беларуси, то не секрет, что его состояние во многом зависит от развития экономики в стране. К сожалению, в нашей экономике усиливаются негативные явления, она «закрывается» от внешнего мира. Экономика и государственные институты нуждаются в реформировании.

Как собрать и удержать таланты вместе…

— В компании работают высококлассные юристы. Как происходит отбор таких специалистов? Какими качествами и навыками должен обладать юрист, чтобы попасть в Вашу компанию?


Константин Михель: — 25-летний опыт работы команды партнеров позволяет легко понять, подходит ли тот или иной юрист для работы внешним консультантом, может ли такой юрист эффективно работать в команде на единый результат. Это дает возможность сильно не стандартизировать процесс отбора и не тратить значительные ресурсы.

На первом этапе, в ходе собеседования и профессионального тестирования, мы оцениваем бэкграунд претендента, включая успехи в школе, в вузе, уровень знаний и мышления по итогам решения юридических задач, ментальность, отношение к профессии. На втором этапе, в период испытательного срока, эти качества проявляются более полно в повседневной юридической работе, общении с коллегами. Юрист в юридической фирме должен подходить под определенный формат, чтобы отвечать требованиям клиента, но это не исключает индивидуальности. Корпоративные юристы, индивидуально практикующие юристы имеют другие навыки, работают в другом формате. Это не хорошо и не плохо, просто их формат отвечает их задачам. Быть эффективной частью целого лучше получается тогда, когда становление юриста происходит в юридической фирме. В порядке приоритета главные качества нашего юриста — способность размышлять и находить практичные решения, щепетильность в работе, всесторонний взгляд на решаемые задачи, приверженность профессии, знания.

— Многие юристы — выходцы из Вашей компании продолжили карьеру в других юридических компаниях, некоторые открыли свои юридические фирмы. То есть компания «Власова, Михель и Партнеры» является своеобразной кузницей кадров. И все же как удается удержать под одной крышей столько профессионалов?

— Многие наши коллеги, с которыми мы имели удовольствие вместе работать, являются юристами, партнерами ведущих юридических фирм, в том числе «Сорайнен», «Егоров, Пугинский и партнеры», других компаний. В Беларуси каждая компания имеет свой образ, командные и профессиональные особенности, подходы к работе, юристы ищут наиболее подходящий для них формат. У нас работают юристы, решающие разные юридические задачи для широкого круга клиентов. Как результат — интересная работа, интересные проекты, работа в коллективе единомышленников, возможность на опыте своих коллег развиваться и становиться лучше и, что немаловажно, получать справедливую оплату своего труда. Для начинающих юристов это важно — сначала ты инвестируешь в себя, а потом  получаешь отдачу от этих инвестиций. Мы тоже инвестируем в юриста, рассчитывая на отдачу.

— Юристами не рождаются, а становятся? У вас большой опыт работы в юридической среде, расскажите, как следует строить свою юридическую карьеру в Республике Беларусь. И как строили свою карьеру Вы? Что изменили бы, если бы была такая возможность?

— Я считаю как раз наоборот — юристом нужно родиться, как, вероятно, и настоящим профессионалом в любом другом деле, где важен талант. Без становления тоже никуда, но одно без другого не даст лучшего результата. Я задумался о профессии юриста, глубоко не понимая, что это такое, в классе 9–10-м. Были предрассудки, что без внешней поддержки трудно поступить на юрфак БГУ, поэтому решил получить практическую специальность, поступил в РТИ. На третьем курсе я понял, что все-таки мое призвание — юриспруденция, во многом к этому пониманию привел опыт работы страховым агентом. Работа была связана в некоторой степени с применением права, пониманием регулирования страховой отрасли, правил страхования, это было интересно. Решил поступать на юрфак, система параллельного обучения позволяла учиться в двух вузах одновременно. В итоге в 1996 г. я окончил РТИ, а в 1999 г. — юрфак БГУ. В процессе работы страховым агентом я познакомился с руководителями одной компании, в которую меня приняли юристом в 1996 г.

Отсутствие электронных баз данных, работа с бумажными нормативными актами, отсутствие профессиональной литературы — все это предопределяло высокий уровень самостоятельности, юридического творчества и ответственности за принимаемые решения. Сейчас, на мой взгляд, начинающему юристу гораздо проще, у него больше возможностей для развития. Главное — не лениться.

Иногда мне кажется, что если бы я что-то сделал по-другому, то, может быть, было бы лучше, но я не уверен, что может быть этим «лучшим», никогда не думал над этим, считая это бессмысленной тратой времени.

— Расскажите, как менялся юридический рынок, восприятие рынком профессии юриста на протяжении Вашей карьеры.

— Я себя отношу ко второй «волне» внешних юристов, в первой — юристы, которые работают с начала 1990-х гг. С тех пор все стали более продвинутыми, более технологичными, более бизнес-ориентированными, клиент позитивнее воспринимает юриста как ценность для успеха бизнеса. Некоторые коллеги вышли из активной фазы конкуренции и переформатировались в бутиковые юридические фирмы, сохраняя высокую репутацию, доверие клиентов. Лицо юридического рынка изменилось кардинально: здесь масса новых игроков, в том числе из числа иностранных региональных юридических фирм. На мой взгляд, сегодня главными тенденциями, определяющими будущий конкурентный формат, являются укрепление лидирующих позиций 5–7 крупнейших юридических фирм, выход на рынок новых игроков — юридических фирм из России, Балтии, Казахстана.

— Ну и, конечно, хотелось бы немного заглянуть в будущее. Ваш прогноз по развитию юридического рынка и юридической профессии в целом? Заменят ли юристов компьютеры?

— Деятельность юридической фирмы в сфере бизнеса, на мой взгляд, лет через 15–20 будет похожа на «Макдоналдс» — четко отлаженные бизнес-процессы, минимизация издержек, высокая технологичность и стандартизация создания юридических продуктов. Художественная мастерская будет превращаться в фабрику, компьютеры во многом заменят юриста, этот тренд уже хорошо заметен на развитых юридических рынках — США, Англии.

— Какими проектами и достижениями компании Вы гордитесь и думаете, что будете гордиться и через следующие 25 лет?

— Наша компания первая в сопровождении ряда значимых юридических проектов: заключение первого инвестиционного договора, выпуск первых корпоративных облигаций и организация размещения первого выпуска государственных облигаций на рынке капитала России, сопровождение крупнейших для страны кредитных сделок, включая крупнейший синдицированный кредит, предоставленный белорусскому банку, первый выпуск IPO белорусской компанией, крупнейший частный инвестиционный проект по разработке калийных удобрений, представление клиента в Арбитражном институте ТПП Стокгольма. Наша цель — оставаться лидером рынка, способствовать успеху наших клиентов и сотрудников, этим мы и будем гордиться в будущем.

Работа в компании – это…

— Что значит работать в такой компании, как Ваша? Вставать рано, ложиться поздно, много трудиться или что-то другое?

Ольга Николаева: — Хочешь работать с 9 до 18 часов 5 дней в неделю — юрфирма не для тебя. И это не значит, что мы работаем по 20 часов в сутки 7 дней в неделю. Но это значит, что, работая здесь, лучше быть готовым к любым неожиданностям. Обычные правила планирования не помогают в принципе. Это может быть спокойный размеренный график с возможностью «идти по расписанию», а может быть полная смена курса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто — незапланированно сложная и требующая полной отдачи независимо от твоих планов. Это непросто и требует не только профессиональных, но и общечеловеческих навыков. Так что работать в юркомпании — это как максимум любить сложности, ну а как минимум — иметь к ним нейтральное отношение!

4461 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№9, сентябрь 2015
и еще 4,
6136