Call of Duty: Black Ops 2 — реальный персонаж в виртуальном мире

Компьютерные игры бывают разные: можно искать мамонтов в Сибири, устраивать облавы на вурдалаков или участвовать в гонке на автомобилях. А для любителей глубокого погружения – игры с детально проработанными персонажами, в которых можно поиграть в футбол за Роналдо или выйти на сцену и почувствовать себя Мадонной! Персоны из реального мира помогают привлечь аудиторию к продукту, будь то компьютерная игра, фильм или даже пост в социальной сети.

Но всё ли так просто?

Пархимович Анастасия

юрисконсульт ООО «Апп продакшн»

359 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Noriega v. Activision/Blizzard, Inc., et al., BC 551747, 2014.

В 2014 году Мануэль Норьега подал иск к компании Activision/Blizzard, крупной игровой студии, в связи с использованием его образа в компьютерной игре Call of Duty: Black Ops 2. По словам истца, компания Activision незаконно использовала образ Норьеги для получения выгоды и изобразила его в своей компьютерной игре в качестве врага, совершившего ряд преступлений, что уничтожило репутацию Норьеги.

Разработчики из Activision/Blizzard действительно ввели персонажа Мануэля Норьегу в игру. По сюжету он был президентом Панамы и Главнокомандующим панамской армии – и предателем, который хладнокровно избавлялся как от врагов, так и от «своих». Именно это, по мнению Норьеги, существенно вредило его репутации.

Впрочем, было бы чему вредить…

На момент подачи иска Мануэль Норьега отбывал заключение в панамской тюрьме за политические убийства. До этого он также отбывал наказание во Франции за отмывание денег и контрабанду наркотиков. Еще раньше Норьега сидел в американской тюрьме за торговлю наркотиками и вымогательство. В 1968 году он поддержал военный переворот в Панаме, а в начале 1980-х стал фактически руководителем страны, сохраняя за собой должность главнокомандующего. Полностью контролируя панамское правительство, Норьега был вовлечен в торговлю наркотиками и контрабанду оружия.

При этом Норьега не оспаривал факты своей биографии. Он указал лишь на то, что его изображение и образ были использованы в игре без его согласия.

Суд Норьега проиграл.

Что касается требования, связанного с причинением вреда репутации, то, по мнению суда, Мануэль Норьега не предъявил никаких доказательств того, что его репутации был нанесен вред: «С учетом сообщений о деятельности Норьеги в 1980-е и в начале 1990-х трудно представить, что такие доказательства вообще существуют».

Но более интересны выводы суда об использовании образа Норьеги в компьютерной игре без его согласия. 

Этот спор касался так называемого right of publicity — права использовать образ человека для получения выгоды (например, в рекламе). Многие знаменитости — актеры, спортсмены — рассматривают свой образ как источник дохода. В связи с этим использование такого образа без согласия «звезды» и выплаты ей вознаграждения часто заканчивается исками на кругленькие суммы.

Однако авторы регулярно используют реальных персонажей в своих произведениях (статьях, романах и даже компьютерных играх). При этом такие персонажи, так же как обстоятельства их жизни и события, в которых они участвовали, относятся к фактам, которые вправе использовать кто угодно. Соответственно, в каждом случае нужно найти баланс между right of publicity и правом автора использовать факты. 

Как отметил суд, использование персонажа Норьеги в игре Call of Duty не нарушало баланс между right of publicity и правом использовать факты, поскольку:

  1. действие игры происходит во время Холодной войны (и уже тогда Норьега был реальным персонажем истории);
  2. компания Activision/Blizzard разрабатывала игру 2 года силами 250 человек. На создание игры было затрачено больше 100 миллионов долларов. Это говорит о значительном вложении в игру и отсутствии намерения «выехать» на персонаже Норьеги;
  3. персонаж Норьеги — это 1 из 45 персонажей игры (в числе которых и другие исторические личности). Это «неиграбельный» персонаж — игрок не может управлять им, Норьега появляется лишь как часть событий игры. Кроме того, данного персонажа можно встретить всего в 2 из 11 миссий, при этом за всю игру у него лишь около 30 реплик и несколько минут экранного времени;
  4. разработчики не использовали этого персонажа в рекламе игры.

Желая использовать образ реального человека в компьютерной игре, рекламном ролике или другом произведении, обратите внимание на то, как именно будет использоваться этот образ: станет ли он центральным для произведения, будет ли продукт привлекательным для потребителей и без этого персонажа, а также соответствует ли этот образ реальному поведению человека. В неоднозначных случаях всегда лучше связаться с тем человеком, которого вы хотите поместить в произведение, и заручиться его согласием.

359 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Договоры на разработку программных продуктов: правильно заключаем, исполняем и готовимся к спору в суде (видео)

Представляем вашему вниманию видео с круглого стола «Договоры на разработку программных продуктов: правильно заключаем, исполняем и готовимся к спору в суде».
1035