Совершенствование функционирования системы органов власти
Основные требования для государственных органов и других государственных организаций
Пунктом 1 Директивы № 11 предусмотрены требования для государственных органов и других государственных организаций. Так, необходимо обеспечить:
- неукоснительное следование конституционному принципу разделения государственной власти, сбалансированность функций государственных органов;
- законность;
- координацию деятельности с учетом законодательно предоставленных государственным органам и государственным организациям полномочий;
- эффективное участие в управлении деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему государственных органов и государственных организаций) организаций;
- оптимальность структуры и численности; эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств и распоряжение государственным имуществом;
- дебюрократизацию управленческих процессов;
- инициативность, ответственность, высокие стандарты качества работы, нацеленность на результат;
- оперативность принятия решений и всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий их реализации;
- исполнительскую дисциплину;
- недопустимость и нетерпимость коррупции.
Функциональное разграничение полномочий
В п. 2 Директивы № 11 определено, что государственным органам, должностным лицам необходимо безусловно следовать регламентирующим их полномочия нормам Конституции Республики Беларусь и иных законодательных актов, не допускать вмешательства в компетенцию других государственных органов, должностных лиц. При этом в ч. 2 п. 2 Директивы № 11 приведено четкое функциональное разграничение органов власти.
К примеру, Совет Министров Республики Беларусь указан в Директиве № 11 как экономический штаб, отвечающий за реализацию основных направлений социально-экономической политики.
Оптимизация управленческой деятельности
В п. 3 Директивы № 11 оптимизация управленческой деятельности определена как одна из главных задач. Для решения данной задачи предлагается, в частности:
- -исключить необоснованное проведение совещаний, в том числе в дистанционном формате;
- прекратить формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих государственные органы и государственные организации, кроме непосредственно предусмотренных законодательными актами;
- повысить эффективность служебных командировок за границу независимо от источников их финансирования при обязательном соблюдении требований их экономической оправданности с точки зрения общегосударственных интересов, обоснованности командирования каждого члена делегации (группы), достижения конкретных результатов, которые не могут быть обеспечены иным способом, и т.д.
Дебюрократизация деятельности государственных органов и государственных организаций
Достижение нулевой бюрократии в Директиве № 11 указано как одна из стратегических задач всей системы государственной власти (п. 5). Для дальнейшей дебюрократизации деятельности государственных органов и государственных организаций предписано, в частности:
- минимизировать количество документов на бумажных носителях при реализации своих функций;
- обеспечивать высокое качество нормотворчества, избегать включения бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкований и разъяснений;
- обеспечивать полноту, актуальность и достоверность содержащейся в государственных информационных системах (ресурсах) информации, а также возможность ее повторного использования и т.д.
При этом государственным органам всех уровней при формировании кадрового состава предписано исходить из необходимости привлечения на службу лиц, способных по своим знаниям, навыкам и деловым качествам работать в условиях современных политических и социально-экономических вызовов (п. 6 Директивы № 11).
Усиление исполнительской дисциплины
Задачи в сфере усиления исполнительской дисциплины
Приоритетными государственными задачами в сфере усиления исполнительской дисциплины в п. 7 Директивы № 11 названы:
- обеспечение полноценного участия всех трудоспособных граждан в экономике страны;
- достижение высокого уровня исполнительской дисциплины;
- воспитание культуры ответственности каждого за свои квалификацию, качество работы, принимаемые решения, производительность труда и общий результат;
- воспитание молодежи в духе патриотизма и преданности интересам Республики Беларусь и стимулирование реализации потенциала молодежи в интересах белорусского общества.
При этом состояние исполнительской дисциплины в государственном органе и иной организации должно учитываться при продлении либо заключении с руководителем этого органа или организации контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации данного руководителя, повышении его в должности, представлении к государственным наградам (п. 9 Директивы № 11).
Требования для руководителей государственных органов и иных организаций
В п. 12 Директивы № 11 указаны основные требования для руководителей. Так, руководителям государственных органов и иных организаций необходимо, в частности:
- создать условия недопустимости и нетерпимости нарушений исполнительской дисциплины в возглавляемом государственном органе (организации);
- повысить требовательность к нарушителям исполнительской дисциплины, внедрять автоматизированные или иные системы учета рабочего времени, обеспечивать контроль за эффективностью результатов труда;
- на регулярной основе проводить анализ уровня исполнительской дисциплины в возглавляемых ими и подчиненных органах (организациях), своевременно выявлять причины снижения эффективности деятельности работников и принимать меры по их устранению;
- стимулировать сохранение и закрепление высококвалифицированных кадров, внедрять действенные системы мотивации и поощрения эффективного труда и профессионального развития работников, улучшать условия труда.
Ответственность за неисполнение договорных отношений и поручений
Пунктом 16 Директивы № 11 установлено, что:
- за умышленные действия (бездействие), приведшие при исполнении договорных обязательств к неэффективным расходованию государственных средств и использованию государственного имущества, отвечают все контрагенты соответствующего договора независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности;
- противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в договорах, заключенных между государственными организациями, считается нарушением исполнительской дисциплины руководителем организации, допустившей нарушение договора;
- поручение вышестоящего государственного органа, принятое в пределах компетенции, устанавливает для должностных лиц или организаций, которым оно адресовано, юридически значимую обязанность совершать или не совершать предписываемое действие, если его выполнение не влечет уголовную, административную или иную ответственность.
Заключительные положения
Пунктом 18 Директивы № 11 помощники Президента Республики Беларусь – инспекторы по областям, г. Минску наделены полномочиями по обеспечению жесткого контроля за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами поручений Президента Республики Беларусь и инициированию привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников, виновных в невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем их выполнении.
Кроме этого, Совету Министров Республики Беларусь совместно с местными исполнительными и распорядительными органами поручено принять комплекс исчерпывающих мер, направленных на мотивацию участия граждан в экономике страны, стимулирование их трудоустройства, существенное снижение количества лиц, не занятых в экономике.