Вы на портале

Холдинги: новые «правила игры»

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (далее — Указ № 385)
Дата вступления в силу: 10.04.2022


Передача акций дочерних компаний в доверительное управление управляющей компании без лицензии, закупки за счет собственных средств для участников холдинга, безвозмездная передача основных средств участникам холдинга без налогообложения — рассмотрим эти и другие новшества в работе  холдингов с 10 апреля.

Криштапович Никита
Криштапович Никита

ведущий юрисконсульт ОАО «Завод средств комплексной автоматизации», магистр юридических наук

7517 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Без получения лицензии

При передаче акций дочерних компаний — акционерных обществ в доверительное управление управляющей компании — акционерного общества предусмотренные договором юридические и фактические действия по доверительному управлению этими акциями будут осуществляться без получения лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Такое новшество облегчает работу бизнесу и не вынуждает его работать в данном конкретном случае, например, через брокерские компании (чтобы не получать лицензию). 

Справочно.
Указом № 385 закреплено, что дочерняя компания не может выступать в качестве участника иного холдинга.

Договор доверительного управления в таких случаях в целях предотвращения незаконной предпринимательской деятельности управляющей компании должен содержать запрет на осуществление управляющей компанией действий по отчуждению и залогу указанных акций. Нарушение такого запрета может повлечь для компаний и их должностных лиц ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность и неосновательное обогащение. 

Таким образом, нормы договора доверительного управления должны быть подвергнуты правовой экспертизе юристов предприятий холдингов во избежание неверных бизнес-решений.

Самостоятельные закупки

Управляющая компания совместно с иными участниками холдинга сможет выступать в качестве участника в процедурах закупок с соблюдением следующих условий:

  • наличие соглашения о совместном участии в процедуре закупки, определяющего права, обязанности и ответственность участников;
  • отсутствие ограничений, установленных законодательством либо контролирующими органами, у каждого из участников холдинга, совместно участвующих в закупках, по участию в таких закупках;
  • оценка (может проводиться самостоятельно холдингом либо с участием приглашенного оценщика) соответствия требованиям, установленным законодательством и условиями процедур закупок к участникам закупок;
  • заключение договора по результатам процедур закупок с одним из участников холдинга, действующим от имени всех участников соглашения о совместном участии в процедуре закупки и т.д. (полный перечень условий для участия в закупках приведен в подп. 5.3 п. 5 Указа № 385).

Управляющая компания теперь вправе самостоятельно проводить закупки за счет собственных средств для нужд участников холдинга, что в какой-то степени девальвирует значимость комиссии по проведению закупок участников холдинга с точки зрения своей обязательности, поскольку закупки может проводить комиссия по закупкам управляющей компании. 

При наличии квалифицированных кадров в дочерних компаниях холдингов рекомендуем оставить за ними право проведения закупок за счет собственных средств, ограничив участие управляющей компании необходимостью. Более того, в рамках работы контрольно-ревизионных бюро возможен вполне эффективный мониторинг тех либо иных процедур закупок дочерних компаний со стороны управляющей компании. Ввиду изложенного непосредственное участие управляющей компании холдинга в процедурах закупок за счет собственных средств в дочерних компаниях представляется скорее мерой исключительной либо мерой, возникающей ввиду объективной необходимости либо совместной закупки.

Новые полномочия управляющей компании

Указом № 385 значительно расширены права управляющей компании холдинга в отношении дочерних компаний. 

Отныне управляющая компания холдинга (определенная ею дочерняя компания) в пределах одного холдинга вправе обеспечивать защиту имущественных прав и законных интересов участников холдинга, в том числе через представление участников холдинга в судах по их делам, путем оказания юридических услуг без наличия такой лицензии (за исключением риэлтерских услуг). Этот механизм дает возможность представлять в суде интересы дочерних компаний не только адвокатам, но и юристам управляющей компании на основании оформленной доверенности.

Справочно.
Дочерняя компания, уполномоченная на представление интересов участника холдинга, может определяться распоряжением генерального директора управляющей компании холдинга или решением профильного министерства.

Управляющая компания холдинга с участием государства (государственная организация или хозяйственное общество, более 50 % акций/долей которых находится в собственности Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц), в свою очередь, в соответствии с п. 8 Указа № 385 дополнительно вправе: 

  • доводить ключевые показатели эффективности работы руководителям дочерних компаний, а также согласовывать утвержденные прогнозы развития этих организаций на 5 лет и бизнес-планы их развития на год (перечень подлежащих согласованию документов дополнен);
  • согласовывать (в том числе с профильным министерством) либо устанавливать коэффициент соотношения средней зарплаты руководителя дочерней компании и средней зарплаты по дочерней компании в целом (за некоторым исключением).

Справочно.
Управляющая компания (определенная ею дочерняя компания) смогут осуществлять охранную деятельность в отношении объектов (имущества) иных участников холдинга (за некоторым исключением).

В органы управления управляющей компании холдинга с участием государства не может быть назначено более двух представителей государства.

Расширение полномочий управляющих компаний влечет определенные неудобства для дочерних компаний, поскольку им теперь придется тщательнее отстаивать свои интересы и пытаться, находясь в подчиненном положении, не допустить злоупотребления правом со стороны управляющей компании посредством различных правовых механизмов: написание запросов в органы власти и управления, направление запросов в сами управляющие компании холдингов и т.д. 

Компаниям — участницам холдинга в этой связи следует учесть, что головная компания группы своей деятельностью не должна ущемлять интересы более мелких бизнес-единиц: это может негативно повлиять на их работу в целом.

Ограничения для членов наблюдательного совета управляющей компании

Указом № 385 установлены требования к членам советов директоров (наблюдательных советов) управляющих компаний холдингов с участием государства. Отныне ими не могут являться лица:

  • имеющие опыт работы на руководящих должностях менее 3 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Справочно.
При регистрации холдингов не допускается использование слов «холдинг», «управляющая компания холдинга», производных от них слов и словосочетаний на основе этих слов в наименовании юридического лица, не являющегося участником холдинга.

Законодателем также ограничен размер коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и его подчиненных. Орган, уполномоченный заключать контракт с руководителем управляющей компании холдинга с участием государства (на практике это профильное министерство, государственный концерн, Управление делами Президента  и т.д.), вправе самостоятельно устанавливать коэффициент соотношения средней зарплаты руководителя управляющей компании и средней зарплаты работников холдинга в размере до 8 включительно.

Новые права участников холдинга

Новые права появились и у участников холдинга — дочерних компаний. В частности, в пределах одного холдинга участники вправе:

  • передавать в безвозмездное пользование имущество собственнику имущества этой организации, ее учредителю, участнику;
  • использовать объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие иным участникам холдинга, на безвозмездной основе с соблюдением действующих норм законодательства о передаче объектов интеллектуальной собственности.

Безвозмездная передача основных средств

К Указу № 385 прилагаются два приложения:

  • приложение 1, устанавливающее порядок создания централизованного фонда холдинга и распоряжения его денежными средствами;
  • приложение 2, устанавливающее порядок безвозмездной передачи отдельных объектов гражданских прав в пределах одного холдинга.

В приложении 1 обращает на себя внимание тот факт, что специализированные счета для содержания централизованного фонда холдинга открываются банками независимо от наличия решений о приостановлении операций по счетам управляющей компании (собственника), дочерних компаний, постановлений о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на указанных счетах. Управляющая же компания (собственник имущества холдинга), дочерняя компания вправе открыть только один специальный счет. 

Согласно п. 4 приложения 1 к Указу № 385 денежные средства, зачисленные на специальный счет, имеют целевое назначение и могут направляться в том числе:

  • на осуществление централизованных закупок машин и оборудования с последующей безвозмездной передачей иным участникам холдинга;
  • на финансирование капитальных вложений производственного назначения;
  • на погашение задолженности по кредитным договорам;
  • на погашение задолженности по договорам лизинга;
  • на использование дочерними компаниями в качестве заемных средств.

В приложении 2 следует отметить, на наш взгляд, положение о том, что обороты по безвозмездной передаче на территории Республики Беларусь между участниками холдинга объектов, относимых к основным средствам, не признаются объектом налогообложения по НДС при условии их учета у передающей стороны в бухгалтерском учете в качестве объектов основных средств и использования принимающей стороной при производстве и (или) реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг не менее 6 месяцев с даты принятия таких объектов к бухгалтерскому учету. 

Безвозмездно полученные объекты могут отчуждаться участником холдинга иной организации, не являющейся участником этого холдинга. В случае принятия участником холдинга решения об отчуждении таких объектов до истечения 24 месяцев с даты их принятия к бухгалтерскому учету стоимость, по которой указанные объекты были получены, подлежит включению у такого участника холдинга в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Такие доходы отражаются в отчетном периоде произведения отчуждения объектов.

7517 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме