Четкие приоритеты: переработка и уменьшение образования отходов
Законом установлено правовое регулирование отношений в области обращения с отходами, в том числе специфическими, которые требуют особого порядка. Речь идет о радиоактивных отходах, отходах взрывчатых веществ и материалов, генно-инженерных организмах, продуктах животного происхождения, ломе и отходах, содержащих драгоценные металлы или камни, черные, цветные металлы. Каждое направление находится в зоне действия отдельных нормативных правовых актов.
«Еще одним специфическим видом являются медицинские отходы. В новой редакции закона для систематизации и обеспечения безопасности обращения с ними предоставлены полномочия Министерству здравоохранения совместно с Минприроды на установление порядка обращения с такими отходами. Совместным постановлением утверждена соответствующая инструкция. Это новый документ, который также вступает в силу 6 октября. В нем конкретизированы нормы, связанные с организацией сбора, хранения медицинских отходов, порядком их обезвреживания с учетом специфики», – рассказала Ольга Сазонова.
Документ уточняет основные принципы и направления государственной политики. Акцент сделан на предотвращение образования отходов и уменьшение объемов их образования.
«Введены альтернативные термины "утилизация" и "переработка отходов". Первый термин введен, чтобы в рамках таможенного законодательства ЕАЭС синхронизировать законодательные базы, регулирующие данные вопросы», – сказала Ольга Сазонова.
Кто может рассчитывать на льготы в сфере обращения с отходами
В документе уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых действуют исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами.
Как пояснила специалист, ранее для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций были предусмотрены отдельные льготы. Например, право не назначать ответственных должностных лиц, не разрабатывать и не утверждать инструкции по обращению с отходами производства, нормативы их образования. Также они были освобождены от ведения учета, инвентаризации отходов. При этом требование обеспечивать раздельный сбор отходов и последующее их экологически безопасное обращение, использование, обезвреживание, захоронение было сохранено.
«Мы столкнулись с ситуацией, когда ИП и микроорганизации занимались обращением не только с теми отходами, которые образовывались у них, но и принимали от сторонних организаций. В новой редакции закона уточнили перечень субъектов, которые могут воспользоваться данной льготой. Норма не распространяется на ИП и микроорганизации, которые осуществляют деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению или долговременному хранению отходов. Как только индивидуальный предприниматель начинает оказывать такие услуги, то должен разрабатывать инструкцию и весь перечень необходимых документов. Кроме того, от обязанностей вести учет отходов и проводить их инвентаризацию будут освобождены только ИП», – пояснила представитель Минприроды.
Исключение необоснованного посредничества
Новшества также направлены на исключение необоснованного посредничества между субъектами хозяйствования при совершении сделок с отходами.
«Мы предполагаем, что это позволит снизить вероятность попадания отходов в окружающую среду. В предыдущей редакции закона была предусмотрена возможность передачи отходов посредникам. Бывали случаи, что такие субъекты хозяйствования их накапливали. В дальнейшем предприятия могли ликвидироваться. Чтобы исключить такие ситуации, в законе четко прописано: отходы должны направляться на использование непосредственно тем, кто осуществляет эксплуатацию таких объектов. Это касается и использования, и обезвреживания, и захоронения отходов. Единственное, они еще могут передаваться для заготовки или сортировки», – рассказала Ольга Сазонова.
Она напомнила, что Минприроды ведет реестры объектов по использованию отходов и объектов хранения, захоронения, обезвреживания отходов. Информация находится в открытом доступе.
Что будет с «бесхозяйными» отходами
Законодательно закреплен запрет захоронения вторичных материальных ресурсов. Аналогичная норма прописывается и в инструкциях по обращению с отходами. Вместе с тем упразднены две административные процедуры – в части необходимости регистрации сделок об отчуждении опасных отходов и разработки, согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Изменились и нормы, касающиеся «бесхозяйных» отходов. Новой редакцией Закона определено, что отходы, найденные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков. Они обязаны обеспечить их сбор, удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество. Если установлен производитель таких отходов, он должен возместить стоимость работ землепользователям. «Кроме того, урегулированы вопросы права собственности на отходы потребления и вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость. Полагаем, это упорядочит систему обращения с такими отходами и исключит неоднозначные ситуации», – отметила Ольга Сазонова.
Она добавила, что установлены дополнительные требования – введен запрет на использование, обезвреживание и захоронение отходов субъектами хозяйствования без наличия соответствующих технологических регламентов.
«Технология должна быть четко прописана и соответствовать законодательству. Исключение составляют только случаи, когда речь идет об обезвреживании медицинских отходов. Для них установлена отдельная инструкция», – сказала Ольга Сазонова.
В документе также скорректирована терминология, отдельные нормы приведены в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
«Наша основная цель, помимо предотвращения образования отходов, – максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот», – отметила Ольга Сазонова.
Источник: belta.by