Вы на портале

Либерализация административной ответственности в экономической сфере: новеллы правового регулирования

Обновлено
Деркач Олег
Деркач Олег

заместитель начальника управления законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности НЦЗПИ

5547 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от  08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики  Беларусь об административных правонарушениях и  Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об  административных правонарушениях».

Дата вступления в силу: 31.01.2018



Административная ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Законодательство об административных правонарушениях было и остается самой динамичной, постоянно корректируемой отраслью права. Вне всякого сомнения, данная сфера правового регулирования нуждается в дальнейшей корректировке одновременно с развитием социально-экономических отношений и демократических устоев нашего общества. Очередной заметный шаг в совершенствовании административно-деликтного законодательства — принятие Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон).

Новый Закон носит системный характер, затрагивает широкий спектр вопросов ответственности в различных областях и в целом ориентирован на совершенствование административного законодательства с учетом правоприменительной практики, согласование КоАП и ПИКоАП с другими нормативными правовыми актами, оптимизацию административного процесса. В числе основных положений Закона, затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, рассмотрим наиболее важные и существенные.

Справочно.
Ключевые положения Закона нацелены на комплексную либерализацию административной ответственности за нарушения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, развитие правовых механизмов, обеспечивающих соразмерность мер ответственности тяжести содеянного.

Снижение и соразмерность штрафов

Снижены размеры штрафа за совершение ряда административных правонарушений.

В целях обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, индивидуализации административного взыскания снижены размеры штрафных санкций в 45 нормах КоАП, в том числе предусматривающих ответственность: за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов (ч. 1 и 2 ст. 11.16), превышение сроков проведения внешнеторговых операций (ст. 11.37), неуплату (неполную уплату) обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование (ст. 11.54), нарушение порядка сдачи лома черных и цветных металлов и их отходов (ст. 12.3), нарушение порядка расчетов (ч. 4 ст. 12.19), нарушение законодательства в области карантина и защиты растений
(ст. 15.7), нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств (ст. 18.43), правонарушения в области связи (ст. 22.2–22.5) и за ряд иных проступков.

Справочно.
Корректировка размеров штрафов в сторону понижения обусловлена результатами анализа правоприменительной практики: санкции некоторых норм Особенной части КоАП не позволяли в отдельных случаях принять справедливое решение с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения и подчас ставили предприятия на грань банкротства.

Предупреждение вместо штрафа

Расширяется возможность применения альтернативной штрафу меры в виде предупреждения. Соответствующие корректировки внесены в нормы об ответственности за деяния, не связанные с наступлением существенных вредных последствий.

Например, предупреждением дополняется санкция ч. 1 ст. 13.4 КоАП, которой предусмотрено взыскание за нарушение срока предоставления налоговой декларации. Данный проступок носит формальный характер, поскольку фактическая неуплата налогов влечет более строгую ответственность по другой норме — ст. 13.6 КоАП.

С учетом аналогичного подхода предупреждение включено в санкции 20 норм КоАП, в том числе предусматривающих ответственность за нарушение: сроков представления статистической декларации (ст. 11.44), требований к порядку осуществления закупок за счет собственных средств (ст. 11.77), требований о представлении документов и сведений для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 13.8), законодательства в области связи (ст. 22.2–22.5), обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст. 23.11), законодательства о техническом нормировании и стандартизации, технических регламентов (ст. 23.12), требований в области обеспечения единства измерений (ст. 23.13) и т.д.

Справочно.
Расширение возможности применения такой административной меры, как предупреждение, позволит не налагать имущественное взыскание за нарушения, которые совершаются впервые, не наносят значительный вред охраняемым законом отношениям. Вместе с тем неимущественное взыскание в виде предупреждения будет являться достаточной для предотвращения новых правонарушений мерой административного воздействия.

Конфискация реже и по усмотрению суда

Существенно сокращается сфера применения конфискации. Это одна из наболевших и критикуемых бизнес-сообществом проблем. Для ее разрешения Законом реализован концептуальный подход — обязательная конфискация сохраняется только в отношении запрещенных к свободному обороту вещей. Конкретная реализация данного подхода нашла отражение в следующих новеллах.
Во-первых, в 14 нормах КоАП конфискация заменена штрафом, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета правонарушения. За различные виды правонарушений максимальный размер штрафа будет составлять от 10 до 50 % такой стоимости. К примеру, в ч. 4 ст. 12.17 КоАП, которой установлена ответственность за отсутствие предусмотренных законодательством документов на товар, конфискация товара заменена штрафом в размере до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения. В ч. 1 ст. 14.5 КоАП, предусматривающей ответственность за недекларирование перемещаемых через таможенную границу товаров, вместо конфискации установлен штраф в размере до 30 % от стоимости предмета правонарушения.

Во-вторых, в 7 нормах обязательная конфискация заменяется альтернативной, то есть будет применяться по усмотрению суда. В частности, такой подход закреплен в предусмотренных КоАП нормах об ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (ч. 2 ст. 12.7), нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь (ч. 2 ст. 12.29), незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ст. 14.1).

В-третьих, в 4 нормах вместо конфискации всей суммы дохода устанавливается возможность частичной конфискации такой суммы. Соответствующие корректировки внесены в нормы об ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, предусмотренные ст. 12.7 КоАП.

В-четвертых, кардинально сокращается область применения института обращения в доход государства имущества в случае, когда лицо, совершившее правонарушение, не установлено. Согласно новым положениям ч. 3 ст. 10.27 ПИКоАП такая мера будет применяться только в отношении запрещенных к обороту предметов, а также предмета административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП, — товаров, перемещаемых через таможенную границу вне пограничных пунктов пропуска либо с использованием тайников.

По нашему мнению, практическая реализация новелл института конфискации позволит обеспечить соразмерность наказания без изъятия имущества из экономического оборота.

Ответственность субъекта хозяйствования только при существенном вреде

В числе наиболее актуальных положений Закона также отметим принципиально новые условия привлечения субъектов хозяйствования к административной ответственности, закрепленные в ч. 1–4 ст. 4.8 КоАП.

Со вступлением в силу нового Закона привлечение субъекта хозяйствования к административной ответственности допускается только при наличии обстоятельств, свидетельствующих о существенном характере причиненного вреда. В ст. 4.8 КоАП закреплен конкретный перечень таких обстоятельств. Эти обстоятельства связаны с причинением вреда жизни или здоровью населения либо со значительными размерами (свыше 40 базовых величин) имущественного вреда, незаконного дохода, стоимости предмета правонарушения, сумм сделок и хозяйственных операций, совершенных с нарушением законодательства. При отсутствии такого вреда ответственности будет подлежать только виновный работник.

Справочно.
Согласно ранее действовавшему порядку большинство нарушений в экономической сфере, в том числе формальных, не связанных с существенным вредом, влекли одновременную ответственность как предприятия, так и непосредственно виновного работника. То есть применялась двойная ответственность независимо от характера и размера причиненного вреда, что приводило к избыточной, несоразмерной материальной ответственности субъектов хозяйствования за формальные, малозначительные проступки.

Новый порядок распространяется на правонарушения, предусмотренные гл. 11–14 КоАП. Это правонарушения в области финансов, предпринимательской деятельности, налогообложения, таможенного регулирования. Отдельные исключения из этого порядка изложены в ч. 4 ст. 4.8 КоАП и обусловлены особой важностью охраняемых соответствующими нормами Особенной части КоАП отношений (связанных с расходованием бюджетных средств, уплатой налогов, защитой прав граждан, противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности).

Анализируя закрепленные Законом условия привлечения субъектов хозяйствования к ответственности, отметим их принципиальную новизну и отсутствие аналогов в законодательстве стран СНГ.

Освобождение от ответственности по новым основаниям

Расширен перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением, появились новые основания для освобождения от ответственности.

В частности, ст. 5.5 КоАП дополнена положением, исключающим ответственность за неуплату таможенных платежей (ч. 9 ст. 13.6 КоАП) в относительно незначительном размере (когда возникшая задолженность меньше 1 % от сумм, уплаченных субъектом в бюджет в календарном году), при условии устранения нарушения в трехдневный срок со дня подписания акта проверки.

В примечании к ст. 14.5 КоАП, регулирующей ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование подлежащих таможенному декларированию товаров, появилось правило об освобождении от ответственности в случае добровольного устранения таких нарушений в установленные сроки.

Возможность исправить допущенные ошибки без привлечения к ответственности окажет благоприятное влияние на условия осуществления внешнеэкономической деятельности и при этом будет стимулировать субъектов хозяйствования к немедленному устранению допущенных нарушений.

Добровольность и содействие как факторы, смягчающие ответственность

Закрепленный в ст. 7.2 КоАП перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, дополняется 3 новыми позициями:

1) добровольное прекращение противоправного поведения;

2) добровольное сообщение в орган, ведущий административный процесс, о совершенном правонарушении;

3) оказание содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств правонарушения.

Полагаем, что реализация вышеуказанных положений, направленных на комплексную либерализацию административной ответственности за нарушения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, наряду с иными новыми актами в сфере предпринимательства будет способствовать улучшению инвестиционного климата. Вместе с тем действующие подходы к формированию национальной правовой системы предопределяют необходимость дальнейшего совершенствования административно-деликтного законодательства в условиях динамично развивающихся социально-экономических отношений и интенсивных интеграционных процессов.

5547 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме