Вы на портале

Обсуждение административных процедур: итоги

Для регистрации и ведения бизнеса должны быть понятные и долгоиграющие правила, которые заключаются в административном регулировании и контроле со стороны государственных органов. Распространение уведомительного принципа, повсеместная либерализация для субъектов предпринимательской деятельности и бизнес-среды, минимизация правовых проволочек требуют правовой актуализации в сфере административных процедур.

Обновлено
1518 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

26 июня в рамках обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования» состоялся круглый стол «Административные процедуры: совершенствование систематизации и регулирования», в котором приняли участие представители министерств и ведомств, адвокатских бюро, общественных объединений и ассоциаций.

При новом регулировании для бизнеса интерес может представлять информация в отношении перечня необходимых документов для обращения, стоимости совершения процедур, срока рассмотрения заявления/обращения, возможность обращений в электронном варианте и др.

Мы публикуем итоговый документ о наиболее важных и острых аспектах, которые должны найти отражение в новом Указе.

1. Регулирование перечня административных процедур должно осуществляться на уровне Указа.

Введение двухступенчатой системы регулирования административных процедур (далее — АП) оправданно. Перечень АП должен быть единым и актуальным.

Закрепление Единого перечня административных процедур как нормативного списка на уровне Указа Президента представляет собой естественный законодательный барьер для «разрастания» АП по причине сложного механизма внесения изменений в данный вид нормативного акта. Указ должен иметь правоустанавливающее положение для всех АП, а включение в перечень должно являться основанием для применения процедуры.

Необходимо закрепить в Указе прямую норму о запрете на осуществление АП, если она не включена в Единый перечень.

На уровне Совета Министров определяются содержание АП, требования к ним, формы необходимых документов, подходы в реализации процедур, порядок их прохождения.

2. Классификация АП.

Классификация включаемых в Единый перечень АП должна быть основана на реальной ревизии процедур по согласованию с профильными министерствами и ведомствами с обоснованием необходимости включения в Единый перечень.

Классификация АП необходима для их автоматизации и корректного внесения в электронный реестр.

Все АП, указанные в Едином перечне, должны выражать все значимые действия госорганов в отношении субъектов хозяйствования, которые им вменяются не в качестве возможных функций (полномочий), а в качестве обязательных процедур. Это значит, что у госоргана должна быть обязанность совершить определенные юридические действия по запросу/заявлению/обращению, а не право или усмотрение.

3. Регулятор — ключевая фигура в сфере регулирования АП.

Регулятором должен выступать профильный государственный орган, глубоко разбирающийся в конкретной (отраслевой) административной процедуре и регламентирующий прохождение такой процедуры. Регулятор как держатель АП должен нести ответственность за их урегулирование и совершение.

Необходимо прямо указать в самом Указе орган, уполномоченный давать официальные разъяснения в отношении регулирования и реализации АП, а также предусмотреть ответственность за трактовку содержащихся норм.

Все функции регулятора и уполномоченных органов должны быть прямо прописаны в Указе.

Все АП должны быть закреплены за регуляторами, по возможности должен преобладать уведомительный принцип в отношении АП.

4. Официальное толкование.

Необходимо закрепить право госорганов (исполнителей АП) на обращение к регулятору для дачи официальных разъяснений на запросы по АП (по алгоритму процедуры для Совета Министров).

5. Исключения из перечня.

В перечень не должны включаться в виде АП специфические государственные услуги, оказываемые на основании договорных отношений.

Данный подход позволит не перегружать Единый перечень и более четко распределить АП между регуляторами.

6. Включение лицензирования и государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в Единый перечень АП.

Государственная регистрация является классической административной процедурой, которая выступает правовой основой для создания субъекта хозяйствования, а лицензирование – АП, обеспечивающая разрешительный механизм его функционирования.

Лицензирование и госрегистрация ИП и юрлиц должны содержаться в Едином перечне (электронном реестре) как АП с исчерпывающим списком необходимых документов и действий заявителя для совершения конкретной процедуры.

7. Электронный реестр.

Проведение АП в электронном виде должно не только предусматривать возможность подачи заявления (обращения), но и исключить любое дополнительное предоставление справок, выписок, документов в бумажном виде.

Регулятор должен вести и контролировать информацию об АП, которая за ним закреплена. Информация о местах проведения АП должна контролироваться вышестоящим органом исполнителя процедур.

8. Нагрузка на бизнес.

С учетом внедрения новой классификации Единого перечня, ведения электронного реестра для реализации АП, привлечения сторонних организаций и передачи полномочий нижестоящим органам необходимо предусмотреть пороговые значения для стоимости АП с целью их необоснованного завышения для конечного потребителя.

При дальнейшей проработке прогрессивных изменений на уровне Совета Министров и для дальнейшей либерализации условий ведения бизнеса представляется целесообразным упрощение формы документов в части предоставления подробных персональных данных, которые не всегда имеют значение для совершения определенных действий. В настоящее время с учетом повсеместной цифровизации и создания электронных баз нет необходимости дублировать информацию и отсутствует проблема идентификации субъекта правоотношений.

1518 Shape 1 copy 6Created with Avocode.