В работе Пленума приняли участие Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Ивановна Чуприс, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Юрьевич Гора, заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь АлексейКонстантинович Стук, заместитель директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь Дмитрий Иванович Франскевич, директор учреждения образования «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета» Оксана Николаевна Здрок.
Как отметил во вступительном слове Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Олегович Сукало, вопрос специальной конфискации оказался очень сложным, актуальным и вызвал повышенный интерес.
Говоря о причинах вынесения вопроса на уровень Пленума, Валентин Сукало отметил, что практика применения института специальной конфискации с 2019 года выявила ряд проблем, связанных с несовершенством закона.
«Сегодня нужно ответить на ряд практических вопросов, которые возникли в ходе применения этого института. От нас многого ожидают, к нам многие обращаются. Ученые хотят, чтобы мы дали правовое определение этому институту, практики - чтобы ответили на все вопросы, которые возникли при применении этого института, в том числе и те, которые требуют законодательного решения», - подчеркнул Председатель Верховного Суда Республики Беларусь.
Проект постановления Пленума «О применении судами специальной конфискации (статья 46-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь)» представил судья Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Иванович Рутковский.
Он напомнил, что институт специальной конфискации введен в действующее законодательство Законом Республики Беларусь от 9 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь». Одновременно из Общей части УК исключена статья 61, которая предусматривала конфискацию имущества.
Юрий Рутковский подробно остановился на анализе поступивших на проект постановления Пленума замечаний и предложений, заострил внимание коллег, что в отличие от общей конфискации, существовавшей ранее, специальная конфискация не относится к наказанию, иным мерам уголовной ответственности. Ввиду этого особое внимание судов в постановлении Пленума обращено на то, что правильное ее применение является одним из средств обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц, общественных и государственных интересов, установленного правопорядка от преступных посягательств, направлено на восстановление социальной справедливости, призвано способствовать предупреждению преступлений.
При этом ее обязательное применение при совершении преступления осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 46 УК судом как при постановлении обвинительного приговора, так и при прекращении производства по уголовному делу с освобождением от уголовной ответственности обвиняемого по основаниям, предусмотренным нормами Общей и Особенной части УК (статьи 20, 83, 86-88, 89, 95, 118 УК).
В отличие от ранее действующей конфискации имущества, специальной конфискации подлежат не любые предметы, а только имущество, приобретенное осужденным преступным путем; имущество, приобретенное на средства, добытые преступным путем, доход, полученный от использования такого имущества; предметы преступления, не подлежащие возврату потерпевшему или иному лицу; орудия и средства совершения преступления, принадлежащие лицу, его совершившему, а также вещи, изъятые из оборота.
Независимо от права собственности специальной конфискации подлежит и транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК, если только транспортное средство не выбыло из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.
Этот перечень объектов специальной конфискации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Особенностью специальной конфискации также является то, что она распространяется не только на имущество, приобретенное осужденным преступным путем, но и на имущество, переданное им другому лицу, не причастному к преступлению, если это лицо не является добросовестным приобретателем.
Положения статьи 46-1 УК о специальной конфискации не являются диспозитивными и подлежат применению в обязательном порядке. Кроме того, они распространяются на отношения, возникшие до ее введения в действие Законом.
Предложенные судам в принятом постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О применении судами специальной конфискации (статья 46-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь)» разъяснения и доведение этих позиций до широкого круга заинтересованных позволят избежать коллизий данного правового института, неопределенности применения норм уголовного и уголовно-процессуального права, правильно и единообразно применять нормы законодательства.
Источник: https://court.gov.by/