Топ-5 выводов экспертов круглого стола о практике применения Указа № 399

Топ-5 выводов экспертов круглого стола о практике применения Указа № 399

Прошел почти год от даты вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций" (далее – Указ № 399). Удалось ли кредиторам предприятий-должников, попавших в перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (далее – перечни),  найти ответы на вопросы, которые возникли у них при обсуждении Указа № 399 год назад? Как работают положения Указа № 399 на практике? С какими трудностями сталкиваются участники рынка и какие пути решений ими предлагаются?

Эти и другие вопросы обсуждались 26 февраля 2020 года на заседании круглого стола по практике применения Указа № 399.

794 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предлагаем вашему вниманию наиболее важные итоги обсуждения.

1. Самой большой проблемой для субъектов хозяйствования остается отсутствие доступа кредиторов к бизнес-планам неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Поскольку в публикуемых перечнях содержатся только сведения об общей сумме задолженности, кредитор не имеет ясности, по каким именно обязательствам должника суммы включены в перечень, а по каким - нет. Подробная информация должна содержаться в бизнес-плане. Однако у исполкомов и должников отсутствует законодательная обязанность знакомить кредиторов с содержанием бизнес-планов.  Отсюда возникают трудности при принятии решения об обращении в суд по конкретному обязательству – примет суд материалы к рассмотрению или нет.

Эксперты рекомендуют кредиторам обращаться с запросом в исполкомы. Либо, если дело принято судом к рассмотрению, инициировать запросы судов о документальном подтверждении включения суммы задолженности по конкретному обязательству в перечень.

2. Вторая проблема связана с применением положений Указа № 399 судебными исполнителями. Некоторые судебные исполнители приостанавливают исполнительное производство не по всем взыскателям.  В итоге взыскатели, очередность погашения требований которых наступала позже, могут получить взыскиваемые суммы раньше тех, чьи исполнительные производства приостановлены.

Эксперты советуют держать очередность погашения на контроле и в случае выявления фактов исполнения по тем производствам, которые подлежали прекращению, обжаловать действия судебных исполнителей.

3. В ситуации, когда судебное постановление по должнику вынесено в части основного долга, пени, процентов и госпошлины, но после вынесения постановления должник попал в перечень, взыскателю следует проверять, попали ли в бизнес-план (перечень)  суммы  пени, процентов и госпошлины. Очень часто должник включает в бизнес-план только сумму основного долга. В этом случае взыскатели вправе подать заявление об исполнении судебного постановления в части   пени, процентов и госпошлины. А при отказе судебного исполнителя - обжаловать его действия.

4. Из текста Указа № 399 неясно, что имел в виду законодатель под термином «отсрочка погашения задолженности». Если речь идет об установлении нового срока исполнения обязательств, то пеня и проценты с момента включения задолженности в перечень не начисляются. Если же речь идет об отсрочке исполнения решения суда, то пеню и проценты следует продолжать начислять.

Эксперты отметили, что суды в своей практике придерживаются мнения, что имеет место  установление нового срока исполнения обязательства. Следовательно, пеня и проценты начисляться не должны. Но с другой стороны, в этом случае срок исковой давности начнет течь заново от даты окончания периода отсрочки (рассрочки), что выгодно взыскателю. 

5. Поскольку должники зачастую не исполняют требования пунктов 5 и 10 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2018 N 913 "Об утверждении Положения о порядке формирования перечней неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению" об информировании кредиторов, последние лишены возможности обжаловать в 10-дневный срок решение о включении должника в перечень.

Эксперты советуют рассмотреть вопрос о возможности обжалования не решения о включении в перечень, а собственно бизнес-плана. Срок обжалования бизнес-плана законодательством не установлен. При этом следует отметить, что практики обжалования бизнес-планов пока нет.

Более подробно о ходе обсуждения и выводах экспертов  смотрите  в видео круглого стола, которое мы разместим в ближайшее время. Следите за обновлениями раздела “Видеолекции”. 

794 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме