Третейские суды: чего ожидать?
В настоящий момент ведется работа по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам деятельности третейских судов».
Что ждет третейские суды и почему об этом должны знать все, кто заключает третейское соглашение?
В настоящий момент ведется работа по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам деятельности третейских судов».
Что ждет третейские суды и почему об этом должны знать все, кто заключает третейское соглашение?
Проектом Закона предлагается установить следующее:
«Не допускается заключение третейского соглашения, содержащего положение о передаче всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, если одна из сторон такого соглашения является учредителем (участником) постоянно действующего третейского суда или его аффилированным лицом».
За комментариями редакция обратилась к Минскому столичному союзу предпринимателей, представитель которых пояснил следующее.
Вадим Бородуля, председатель Третейского суда ОО «МССПиР»:
«В действующей редакции Закона (ст. 19) уже есть похожая норма: третейский суд разрешает любые споры, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда <…>.
Это разумно. Вряд ли кто-то будет доверять суду, учредителем которого является его оппонент в споре.
Несмотря на то, что «третейский суд разрешает любые споры», необходимо четкое указание, может ли он рассматривать трудовые споры, поскольку имел место случай, когда решение третейского суда по трудовому спору было отменено, несмотря на наличие третейского соглашения, с формулировкой «в соответствии с законодательством о труде, гражданским процессуальным законом третейским судом рассмотрен спор, который подведомственен общему суду и не может быть предметом третейского разбирательства». Полагаем, необходимо указание на возможность рассмотрения таких споров третейским судом.
Следует согласовать ст. 47 Закона и ст. 255 ХПК. Согласно ч. 3 ст. 255 ХПК решение международного арбитражного (третейского) суда может быть отменено в случае, если оно противоречит публичному порядку Республики Беларусь. Однако законодательство не содержит критериев или четких разъяснений термина «нарушения публичного порядка».
Материал подготовлен по результатам совместного сотрудничества редакции журнала «Юрист», Министерства экономики и бизнес-сообщества по рассмотрению проектов НПА.
Слушайте подкаст!
Что такое арбитраж и почему он такой, какой он есть (А. Храпуцкий).