— Николай Александрович, рады Вас приветствовать на страницах журнала. Хотелось бы немного рассказать читателям о Вашей юрслужбе. Давайте начнем с какой-нибудь интересной истории, связанной с Вашей юридической службой.
— Пожалуй, есть смысл упомянуть о командировке в г. Берлин в 2009 г. Мы посетили Берлинский водоканал для изучения опыта управления бизнес-процессами, применения передовых технологий, а также решения вопроса о создании совместного предприятия на базе Бобруйского водоканала с целью строительства биоэнергетической установки на очистных сооружениях. Поучиться у них есть чему. Мне понравился порядок ведения делопроизводства, архивирования документов, а также некоторые элементы юридического аутсорсинга. Для себя я отметил несколько полезных моментов. Например, все входящие документы сканируются отдельной службой предприятия и передаются на разрешение в заинтересованные службы в электронном виде. Документы формируются в электронное личное дело каждого контрагента.
Вернувшись из командировки, я стал сканировать все документы, поступающие в юридическую службу, присваивать им имена, удобные для поиска, и сохранять документы в папки, сформированные по кругу вопросов и времени их возникновения. Документы, относящиеся к определенному лицу, сохраняются по наименованию контрагента, отдельные документы для общего пользования сохраняются в общем доступе на сервере предприятия.
Архив всех документов представляет собой электронное хранилище, что экономит и место для хранения, и время на поиски нужного документа, а как известно, время — это деньги. Лично для меня сэкономленное время — своего рода полученная выгода, которую пусть и нельзя потрогать, но можно распределить на другие нужды.
До 2008 г. юридическая служба Бобруйского водоканала была представлена одним юрисконсультом. Вторая должность юриста появилась в связи с необходимостью работы с должниками. В настоящее время со мной работает юрисконсульт Шевчук Ольга.
Всего в структуре управления предприятия занято 5 работников с высшим юридическим образованием, в том числе два в отделе кадров (специалист Тарабуева С. Н., инспектор Михолап Т. М.) и один — секретарь приемной руководителя (Третьякова Е. И.).
На фото: Николай Лазаренко и Ольга Шевчук
— Вы работаете в сфере ЖХК, и, вероятно, возникают вопросы, ответы на которые не так просто получить. Здесь на помощь может прийти либо общение с коллегами, либо общение с экспертами и специалистами. Какие юридические мероприятия вы посетили в последнее время? И по каким критериям выбираются такие мероприятия?
— В настоящее время нам не приходится искать тот или иной семинар, курсы или лекции. Еженедельно на предприятие приходит большое количество предложений от образовательных центров. Большая часть из них выполняет план по макулатуре.
Как правило, мы ежегодно посещаем юридические форумы, организуемые ООО «Информационное правовое агентство Гревцова», семинары по линии МинЖКХ, реже — проводимые экономическими судами (судьями). Белорусский форум корпоративных юристов в октябре 2015 г. был полезен для нас освещением вопросов по борьбе с недобросовестными ликвидаторами и уходом организаций от погашения кредиторской задолженности, а также вопросов субсидиарной ответственности.
Справка о предприятии
Бобруйское унитарное предприятие «Водоканал» было образовано в 1927 г. От других предприятий отрасли Бобруйский водоканал отличают европейские показатели себестоимости добычи воды, внедрение передовых технологий, применение энергоэффективного оборудования и, как следствие, самые низкие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в отрасли. Предприятие добывает воду исключительно из подземных источников. Кроме этого, активно внедряется использование альтернативных источников энергии (солнечные батареи, солнечные водонагреватели), эксплуатируется ветроэнергетическая установка. С 1998 г. Бобруйский водоканал возглавляет директор Титов Олег Валентинович. С недавнего времени исполнение обязанностей директора возложено на главного инженера — Скурата Сергея Михайловича.
— Обязательно ли получать дополнительное образование или можно поднять свой профессиональный уровень самостоятельно?
— Приступая к любому делу, необходимо ответить на вопросы: для чего мне это нужно? какой положительный эффект будет достигнут для меня или окружающих?
Я считаю, что вопрос получения дополнительного образования должен быть обоснован практичностью применения полученных знаний, временем их окупаемости. И только потом следует ставить вопрос об источниках получения образования.
— Скажите, а чем Вам нравится Ваша работа?
— Удовольствие от работы составляют отзывчивое руководство, сплоченный коллектив, достойный уровень оплаты труда, наличие комфортного рабочего места, обеспечение периодическими изданиями, обновляемой нормативно-правовой и аналитической базой и иные факторы.
Но главное — то, чем я занимаюсь, мне по душе. Я осознаю, что моя работа полезна не только предприятию, но и окружающим людям, коллегам. И чем больше я помогаю, тем больше удовольствия от работы получаю.
— Считаете ли Вы себя успешным юристом?
— Вопрос осознания собственного успеха — вопрос не скорый. Как правило, это оценка твоей работы руководителем, сотрудниками, коллегами, это внутреннее ощущение от осознания собственных возможностей, достигнутых целей. За 15 лет трудовой карьеры я могу сделать вывод, что определенного уровня успеха я достиг. Это оценивается полученными наградами как со стороны руководства, так и со стороны исполнительных органов власти местного и областного уровней. Победа в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2014» также добавила «монет успеха» в общую копилку.
Желание познавать мир, читать, рассуждать, умение грамотно строить свою речь, целе-устремленность, воля, аналитические качества, желание приносить пользу окружающим, постоянное саморазвитие — все это фундамент для построения успешной карьеры юриста. Стать юристом просто для престижа или какого-либо удобства — дело неблаговидное, да и неперспективное. Так не станешь «королем» профессии.
— Если бы Вы не стали юристом, то кем могли бы или хотели быть?
— Не стал бы юристом — стал бы спасателем (раньше это называлось пожарным). Однако тяга к чтению, любовь ко всему, что связано с водой, с наведением порядка, где бы я ни находился, пусть даже мысленно, сделали свое дело.
—Что помогает Вам много успевать, добиваться большего?
— На мой взгляд, у юристов единственный невосполнимый ресурс, который тесно влияет на их успех, — это время. Именно рациональное его использование позволяет решать больше проблем за единицу времени. Каждый сам выбирает для себя приоритеты, исходя из сложившегося уклада отношений на предприятии.
Отмечу, что разного рода кофе-паузы, перекуры, пустые разговоры, не связанные с работой, должны быть исключены или сведены к минимуму. Это высвободит час-полтора полноценного времени в день, сохранит душевные силы и не загрузит мозг ненужной информацией. Если бы я был руководителем предприятия, курильщикам не доплачивал бы за время, проведенное в курилке, а само место для курения разместил бы в центре, на всеобщем обозрении, оборудовав его прозрачными стенами, как в Японии.
— Какие проблемы юридической службы в Вашем секторе бизнеса вы считаете основными? Почему?
— Основная проблема предприятий ЖКХ, затрагивающая юридическую службу, — взыскание дебиторской задолженности, а также пробелы в нормативных правовых актах.
Так, к примеру, давно требуют пересмотра Закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения (1995 г.). Но вот недавно принятый Указ № 195, внесший изменения в Указ № 366 по вопросам совершения исполнительных надписей нотариусов, мягко говоря, совсем не достиг той цели, на которую был рассчитан. Норма, предусматривающая совершение исполнительной надписи нотариуса в отношении воды, не предполагает возможности совершения надписи относительно услуг по канализации. Создается впечатление, что инициаторы изменений в Указ № 366 не задумывались о том, что происходит с водой после ее использования, и не перенесли в проект Указа № 195 основные виды жилищно-коммунальных услуг. К тому же отсутствует освобождение от уплаты нотариального тарифа за совершение исполнительной надписи, льгота по которому ранее была преду-смотрена для взыскания задолженности за услуги ЖКХ с физических лиц.
Теперь мы вынуждены обращаться в суд в порядке искового производства, это хотя и дольше по срокам, но бесплатно.
— Расскажите о самом интересном проекте, над которым Вы работали.
— Могу поделиться опытом в практическом вопросе, когда предприятие приняло решение о замене автобуса «МАЗ» на новый. Был проведен тендер на покупку интересующего транспортного средства. С одним из претендентов был заключен контракт. Закупка за границей требует внесения предоплаты. Часть суммы была перечислена поставщику, однако товар поставлен не был. В свое оправдание поставщик ссылался на наводнение в Турции и Болгарии, шторм на Черном море, а потом говорил, что автобус находится в Одессе.
Иск в суд о расторжении договора и возврате суммы предоплаты и пени «родился» за два часа, к нему прилагалось заявление об обеспечении иска (о наложении ареста на расчетные счета должника). В итоге суд наложил арест на счета должника. Используя своих контрагентов, мы попросили их заключить мнимые договоры на поставку товаров от нашего должника. Должник раскрыл им свои новые расчетные счета, но ничего не получил. На данные счета, ранее неизвестные нам, по определению суда был наложен арест. Нас интересовал автобус как таковой, поэтому все остальное пришлось делать самим. Сами звонили на завод в Турцию и в порт Одессы, сами направляли в Одессу своих водителей на перегон автобуса на таможню.
Далее — еще сложнее. Оплатить НДС и таможенные пошлины поставщик не смог, так как счета были арестованы. При этом окончательный платеж за автобус мы ему еще не произвели. Договорившись с руководством поставщика, заключив с ним, учредителем и заместителем директора договоры поручительства, мы перевели необходимую сумму НДС и таможенных платежей на счет поставщика, оформив это займом.
К директору должника был направлен представитель, который лично проследил за отправкой в банк платежных поручений от имени должника на оплату НДС и таможенных платежей. После этого мы перечислили деньги на неарестованный счет должника. Автобус все еще находился на таможенной территории. Поэтому мы повели заместителя директора предприятия по нужным кабинетам, чтобы оформить таможенные документы. В суде от взыскания предоплаты мы отказались, так как товар был поставлен, но потребовали взыскания пени за просрочку.
— Возникали ли в Вашей жизни ситуации, когда вы принимали неверное решение?
— Ошибки в работе бывают у любого. Вопрос в том, каковы причины этих ошибок и как их избежать. Практика показала, что большинство ошибок связано с обычной невнимательностью к деталям и словам в тексте, а не с незнанием того или иного правового вопроса. Как говорится, времени на то, чтобы сделать свою работу на «отлично», вечно не хватает, но на то, чтобы эту работу переделать, время всегда найдется. Постепенно таких ошибок становится все меньше. Если мы прогнозируем отношения, то еще на старте просчитываем риски и стараемся их минимизировать.
— Что дало Вам участие в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси»? Будете ли Вы участвовать в нем в этом году? И в чем видите секрет успеха?
— Победа в конкурсе — это как сдача очередного жизненного экзамена. Важно не только много знать, но и использовать свои знания, давать им оценку со стороны окружающих. Зачастую нужны не столько знания, сколько воля к победе, мотивация на успех, желание доказать свою значимость и проявить активную жизненную позицию.
Моим девизом с давних лет было четверостишие Игоря Губермана:
Не суйся запевалой и горнистом,
Но с бодростью и следуй, и веди.
Мужчина быть обязан оптимистом,
Всё лучшее имея впереди!
В предстоящем конкурсе планирую участвовать — хочу закрепить победу прошлого года. Что касается секрета успеха, то успех в любом деле составляют люди, принципы их работы, мотивация и преданность общей цели.