Как бы банально это ни звучало, но лучший способ избежать долгов — не давать деньги тому, кто их не вернет. Именно поэтому так важно знать того, с кем предстоит работать. Вместе с тем очевидно, что простого «посмотреть его документы» недостаточно. Чтобы принять решение о сотрудничестве, нужна гораздо более глубокая проверка. Но основательная проверка требует времени и тормозит деятельность компании, потому что приходится искать информацию по крупицам, вместо того, чтобы работать и отгружать дальше. Поэтому службе безопасности нужно заручиться поддержкой руководства компании, а тем найти баланс между «хороший оборот компании» и «высокая дебиторка».
Прошедшая конференция была призвана раскрыть тему по модели 360 градусов: как искать информацию о контрагенте за рубежом (Российская Федерация, Казахстан, Западная Европа, Китай, Украина, страны балтийского региона), что проверять, как убедить руководство компании что это надо, какое обеспечение брать и т.д.
Участники узнали, что при работе с зарубежным клиентом, информацию о нем можно банально «гуглить», благо открытых источников, пусть и на английском, достаточно. Однако всегда нужно учитывать специфику страны. Например, при работе с клиентом из Китая необходимо терпение: решения принимаются очень медленно. Также необходимо нанять местного юриста и с его помощью вести переговоры, т.к. многие договоренности завязаны на личных связях.
При работе же с клиентом из России порой гораздо более полезна информация из интернета в виде отзывов, комментариев на форумах и т.д., а не из открытых источников.
В пленарной части перед участниками выступили:
- Иван Кусочкин, руководитель проекта Legat.by;
- Дмитрий Жданухин (Центр развития коллекторства, Ассоциации корпоративного коллекторства, Российская Федерация), Вадим Полещук (юридическая фирма Cerha Hempel Spiegelfeld Hlawati), Бахыт Тукулов (юридическая фирма GRATA, Казахстан), Василий Воложинец (юридическая фирма Legaltax), Александр Бондарь (юридическая фирма «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»);
- Ольга Маликова, руководитель службы взыскания долгов ООО «СТА Логистик».
Кроме того, в пленарной части прошла дискуссионная панель на тему проверки контрагента — кто же должен этим заниматься: служба безопасности, продажи или юристы.
После обеда программа разделилась на две секции: финансовую (для руководителей и владельцев бизнеса) и юридическую (руководителей юридических служб и департаментов безопасности). Первая была посвящена выстраиванию финансового менеджмента, созданию эффективной системы управления дебиторской задолженностью, комплаенсу, созданию безопасной системы продаж и т.д. В блоке выступили:
- Наталья Гуринович, основатель независимой площадки для корпоративных финансовых директоров CFOs Territory;
- Екатерина Дёмина, директор департамента корпоративного управления Группы компаний «Белагро»;
- Ольга Маликова, руководитель службы взыскания долгов ООО «СТА Логистик»;
- Андрей Рощупкин, первый заместитель генерального директора ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»;
- Максим Половинко, руководитель портала jurist.by;
- Сергей Рабчук, руководитель отдела безопасности и внутреннего контроля СООО «Багория»;
- Александр Чирва, адвокат;
- Александр Грицков, начальник службы безопасности службы такси «В Десяточку».
В юридическом блоке участники конференции узнали как работать с проблемными долгами в РФ, что делать при банкротстве клиента, советы по построению системы проверки контрагентов, можно ли отгрузить компании-должнику по 100 исполнительным производствам.
Сергей Хмылко, управляющий партнер адвокатского бюро «Хмылко, Ярмош и партнеры» и партнер мероприятия, рассказал как уголовное дело может быть механизмом возврата долга.
Кроме того, участники узнали, что для выстраивания какой-либо системы безопасности, главное — заручиться поддержкой топ-менеджмента компании. Другие подразделения довольно вяло реагируют на такие инициативы юристов и «безопасников»: зачем нам кого-то проверять и тратить время, ведь у нас и так все хорошо (включая стабильно растущую «дебиторку»). Именно благодаря административному ресурсу в лице директора можно внедрить некую систему.
Но ведь всегда есть клиенты, которых проверяй не проверяй, но с ними все равно надо работать, пусть и рассчитываются они после претензии (как минимум, с третьей)? Предоплата и только она, иначе деньги будут приходить не по схеме «отгрузка — расчет», а по схеме «отгрузка — суд — расчет». Еще обязательство можно обеспечить личным поручительством директора — это самое эффективное обеспечение, т.к. самое популярное обеспечение — неустойка — не работает. Кроме того, поручительство — очень личное обеспечение, ведь никто не любит когда претензии приходят в домашний почтовый ящик (особенно если эту корреспонденцию видят родственники поручителя).
Должник — состояние не только юридическое, но психологическое. Участники узнали о 3 психотипах должников: жертва (у должника форс-мажор, из-за которого он не может рассчитаться), жулик (должник рассчитываться и не собирался), пионер (должник медленно ушел в минус) и способах работы с ними.
В блоке выступили:
- Максим Половинко, руководитель портала jurist.by;
- Дмитрий Жданухин, директор Центра развития коллекторства, президент Ассоциации корпоративного коллекторства, Российская Федерация;
- Сергей Пинчук, антикризисный управляющий;
- Алексей Корочкин, старший партнер юридической группы «Бюро24»;
- Александр Кондратович, основатель школы «Дао переговоров».