— Сергей, Ваша богатая профессиональная биография в большей степени связана с агропромышленным комплексом. Это случайное совпадение или осознанный выбор?
— Как-то так сложилось. Мне, наверное, повезло в начале карьеры устроиться со средним специальным юридическим образованием юрисконсультом на предприятие и одновременно поступить на заочное отделение юридического факультета УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Скажем так, тогда я был готов работать в какой угодно сфере и за какую угодно зарплату, лишь бы по юридической специальности.
В итоге нисколько не жалею о таком совпадении. Работа в агропромышленном комплексе включает в себя огромный спектр юридических вопросов и, как следствие, приобретение опыта в различных сферах (производство, строительство, торговля и т.д.).
— Работа в государственном секторе и работа в бизнесе — где Вы больше состоялись как юрист и где интереснее работать?
— Интересные и нестандартные дела присутствовали и в государственных, и в частных структурах. Кстати, такие дела впоследствии стали источниками моих публикаций. Конечно же, сделать однозначное предпочтение мне сложно — каждый сектор интересен по-своему.
— Наряду с работой в коммерческих организациях Вы успели поработать и контролером-ревизором. Насколько пригодился этот опыт работы в дальнейшем?
— Это был очень полезный опыт. Разумеется, проверять других, когда ты сам прошел школу закупок, гораздо легче. Первое время мы находили очень много нарушений. Но опыта закупок у сотрудников проверямых организаций-переработчиков и тем более у работников сельскохозяйственных организаций в те годы было мало. Поэтому руководство комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома организовало для подведомственных предприятий бесплатные семинары, на которых мы делились своим опытом и знакомили работников АПК с изменениями в законодательстве.
— Расскажите, пожалуйста, о месте юридической службы в структуре организации.
— ОАО «Витебский облагросервис» создано в 2003 году. Целью деятельности нашего предприятия является содействие и обеспечение сельхозпроизводителей минеральными удобрениями, средствами защиты растений, прочей химической продукцией, сельскохозяйственной техникой, машинами, оборудованием, запасными частями и другими материалами, необходимыми для производства сельскохозяйственной продукции. С 2023 года предприятие занимается известкованием почв.
Наш отдел занимает ключевое положение. К нашим задачам относится как разработка, так и контроль за соблюдением локальных нормативных актов (коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, положение о договорной работе, о взыскании дебиторской задолженности, о закупках и др.); защита прав и интересов организации в суде, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов; организация и ведение претензионно-исковой работы. Ключевые вопросы хозяйственной деятельности общества в обязательном порядке обсуждаются с участием отдела, практически все документы проходят через процедуру нашего согласования и визирования.
— Какие задачи юридической службы являются основными и требуют больше всего времени и сил сотрудников?
— Одной из основных сложностей в сегодняшней работе является работа в условиях острого дефицита собственных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий области. При этом многие из них получили отсрочку и рассрочку исполнения своих обязательств в рамках ряда указов Главы государства.
Вместе с тем общими усилиями удается поддерживать достаточно высокий процент погашения проблемной дебиторской задолженности. Это достигается в том числе путем «плотной» работы с судебными исполнителями, заключения ряда договоров перевода долга, уступки требования, взаимозачетов продукцией должников и т.п.
Отдел состоит из пяти сотрудников, каждый из которых ведет свое направление: делопроизводство и обращения, кадровая работа, взыскание дебиторской задолженности и подготовка проектов договоров, представление интересов предприятия в судах и государственных органах, закупки товаров (работ, услуг).
— Как изменилась юридическая служба ОАО «Витебский облагросервис» с Вашим приходом? Пришлось ли что-то менять или все осталось по-прежнему?
— На самом деле изменилось немногое. Мне досталось хорошее «наследство» от прежнего руководителя юридического отдела, которая ушла на заслуженный отдых в связи с достижением пенсионного возраста. Из изменений — небольшие корректировки положений по закупкам и договорной работе, в частности касающиеся порядка подготовки и визирования проектов договоров. Немного изменился подход по взысканию дебиторской задолженности — больше заявлений в порядке приказного производства с целью экономии средств. В остальном сохранена прежняя организация работы, прежние подходы.
— Менялся ли с Вашим приходом состав сотрудников юридической службы и кто являлся инициатором этого — сами сотрудники или начальник? По каким критериям шел отбор?
— Да, пришлось поменять двух сотрудников. Одного из них — по моей инициативе. У меня достаточно жесткие требования к сотрудникам. Кроме исполнительности хотелось бы видеть у работника и наличие определенного багажа знаний, а также умение применить их на практике. Особенно это касается представительства в суде. Убежден, что состоявшийся юрист обязан лично пройти весь судебный спор от начала и до конца, а не просто порассуждать теоретически. Порой очевидные нормы в рамках обычной хозяйственной деятельности на предприятии, в суде приобретают совсем другое значение и последствия.
— Ваш отдел носит название отдела правовой, кадровой работы и административного обслуживания. В нем работают исключительно юристы или есть сотрудники с другим образованием? Насколько налажена взаимозаменяемость?
— Название отдела не меняет его сути, в основном работают юристы. Один специалист ведет направление делопроизводства и обращений, второй отвечает за кадры, а остальные занимаются исключительно юридическими вопросами. Взаимозаменяемость практически 100%-ная. Это обязательное требование — практически любой наш сотрудник может решать любые вопросы, входящие в функционал отдела.
— Самостоятельность в принятии решений или неукоснительное и точное выполнение указаний начальника — что для Вас важнее в работе подчиненных?
— В крайности бросаться не люблю, поэтому все зависит от ситуации. Бывает, что приходится «включить начальника» и настоять на своей точке зрения. Но, как правило, проблемы обсуждаем коллективно, порой по несколько раз. И в итоге приходим к какому-то общему мнению.
— Сергей, чтобы руководить таким многопрофильным отделом, необходима компетенция в различных вопросах управления. Вам достаточно того, что Вы успели накопить за годы профессиональной деятельности, или приходится дополнительно учиться по мере возникновения новых задач?
— Если честно, раньше я думал, особенно после работы в РУП «Минскэнерго», что уже много что знаю и умею. Как говорится, море по колено! Но жизнь показала, что это далеко не так. Порой возникают такие вопросы, что начинаешь задумываться, а как вообще такое возможно решить. Но ничего, берешь себя в руки, плотно изучаешь вопрос — и в бой. Зато насколько приятно, когда сложная задача решена и ты в итоге приобрел новые знания и навыки.
Нет предела совершенству, учиться приходится постоянно. По мере возможности ста-раюсь больше читать, обновлять и накапливать знания, принимать участие в разрешении нестандартных ситуаций и в сложных судебных процессах.
— Требуете ли повышения квалификации и профессионализма от Ваших сотрудников? Как это организовано в ОАО «Витебский облагросервис»?
— Да, конечно же, требую. Мы постоянно направляем сотрудников на учебу. В этом плане есть понимание как со стороны руководителя (в том числе в части оплаты), так и со стороны самих сотрудников.
— Наверняка работа руководителем такой сложной службы в такой организации требует больших трудовременных затрат и создает достаточно стрессовых ситуаций. Как Вы снимаете нервное напряжение, восстанавливаете силы?
— Спасают рыбалка, подводная охота, грибы, ягоды. Если бы не наш край озер и лесов… Порой после работы, если позволяет время, успеваю выехать на озеро, поплавать часок под водой и наловить раков или пробежаться по лесу, собрать грибов. Зимой, как правило, лыжи или бассейн.
— Сергей, Вы наш постоянный автор. Ваши материалы всегда вызывают интерес благодаря нестандартному подходу и разнообразию тематики. А как давно Вы стали читателем журнала «Юрист»? Изменился ли, по Вашему мнению, журнал за последние годы?
— Читателем журнала я стал в 2011 году. В те годы я начал писать свои первые статьи в правовых изданиях, в том числе — в журнале «Юрист в строительстве». Ваш журнал мне всегда нравился больше других, поскольку вы постоянно меняетесь только в лучшую сторону. Меня и моих сотрудников все в нем устраивает. Часто публикуются материалы, с которыми приходится сталкиваться в практической работе. В общем, шагаете в ногу со временем!
— Огромное спасибо Вам за беседу. От имени журнала «Юрист» хочу пожелать Вам и Вашим коллегам успехов в работе, комфортного делового общения, позитива и оптимизма. Будем рады и далее видеть Вас и Ваших коллег в числе наших постоянных читателей и авторов!
Беседу вел Роман КАШИН,
редактор журнала «Юрист»
по теме