Вы на портале

Алгоритм действий поставщика при форс-мажоре

Во время пандемии многие субъекты хозяйствования столкнулись с проблемами по исполнению договорных обязательств, особенно в рамках поставки товаров, приобретаемых у иностранных контрагентов целиком (дистрибьюция) либо производимых из импортируемых деталей. Санкционные ограничения для иностранных партнеров еще больше усложнили работу для белорусских субъектов, в том числе в части доказывания непосредственного влияния этих ограничений, но уже на обязательства по внутренним договорам. 

Рассмотрим порядок действий поставщика по шагам при возникновении у него обстоятельств, препятствующих надлежащим образом исполнять обязательства по поставке товара и квалифицированных этим поставщиком как обстоятельства непреодолимой силы*. 

Вабищевич Виталий
Вабищевич Виталий

Начальник Департамента правового обеспечения и цифровых технологий, член Президиума Международного арбитражного суда при БелТПП, Арбитр

8739 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание: 


* Данный алгоритм действий основан на примере, связанном с невозможностью исполнения конкретного обязательства, а не комплекса гражданско-правовых обязательств перед неограниченным кругом покупателей и контрагентов поставщика.

ШАГ 1. Установление наличия конкретного неисполненного (исполненного ненадлежащим образом) обязательства

Нередко договор поставки является комплексным, предполагающим поставку товара разными партиями в течение продолжительного времени либо наличие иных обязательств, связанных с наладкой и монтажом (например, сложно-технического оборудования), обучением персонала, выполнением гарантийных обязательств и т.д.

Форс-мажор как правовой институт, освобождающий от ответственности, может быть применен только к лицу, не исполнившему обязательство либо исполнившему его ненадлежащим образом (ч. 3 ст. 372 ГК). 

Пример. 
В рамках договора поставки было подписано несколько спецификаций по поставке отдельных партий товара. Введенные санкции делают невозможным поставку товара только по одной из спецификаций, по которой наступил срок исполнения и на которую распространяется санкционный запрет.

ШАГ 2. Определение наличия гражданско-правовой ответственности, условий ее формирования, а также иных целей доказывания обстоятельств непреодолимой силы

Форс-мажор не панацея от всех негативных последствий неисполнения договорных обязательств, особенно внешнеэкономических (последствия несоблюдения законодательства о валютном контроле и т.д.). Доказывание обстоятельств непреодолимой силы предназначено для освобождения от ответственности лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. 

В этой связи необходимо понимать, существует ли гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств и каковы ее размеры и условия формирования. Соответственно нужно оценить целесообразность доказывания форс-мажора и соразмерность затрачиваемых средств и усилий на это возможным негативным последствиям. 

Пример. 
Субъект не исполняет обязательства по направлению своих представителей для приемки товара на территорию другой страны. При этом товар был принят, все необходимые акты подписаны, претензий у второй стороны не имеется, ответственность за ненаправление представителя для приемки товара отсутствует. В результате не исполнившая обязательства сторона пришла к выводу о нецелесообразности доказывать наличие форс-мажора.

При этом следует учитывать иные нормы законодательства, устанавливающие дополнительные цели доказывания форс-мажора. Так, включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 в редакции от 31.12.2020).

ШАГ 3. Определение применимого к правоотношениям сторон права и особых договорных условий о форс-мажоре 

Нередко рассуждения о форс-мажоре, особенно по внешнеэкономическим договорам, не учитывают главные рамки и пределы, которые должны быть определены в соответствии с применимым к договору правом. Подходы, установленные ч. 3 ст. 372 ГК, имеют отношение к обязательствам, к которым применяется право Республики Беларусь. Кроме того, следует учитывать, что положения о форс-мажоре в международной практике, как правило, являются диспозитивными. В связи с этим важное значение приобретают договорные условия о форс-мажоре, в том числе о согласованных сторонами перечнях, обязательствах по незамедлительному уведомлению и предоставлению подтверждающих документов, последствиях возникновения форс-мажора и особых критериях его определения. 

Справочно.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК право, применимое к договору, охватывает последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.

ШАГ 4. Уведомление о возникновении форс-мажорных обстоятельств 

Регулируемые ГК правила о форс-мажоре не устанавливают обязательные требования по уведомлению сторон о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, в том числе сроки, способы и т.д., а также последствия неуведомления о таких обстоятельствах. 

В то же время необходимо учитывать нормы специального законодательства, устанавливающего такие требования. Так, согласно п. 89 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, сторона, претендующая на освобождение от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, должна незамедлительно уведомить другую сторону о препятствии в исполнении своих обязательств любым из доступных способов связи (телефакс, телеграф, электронная почта или другой способ) с обязательным подтверждением получения уведомления. Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении указанных обстоятельств лишает сторону права ссылаться на них.

Рекомендуется в любом случае письменно уведомлять контрагента о наступлении обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств, даже если такая обязанность не предусмотрена законодательством и договором. Данные действия свидетельствуют о вашей добросовестности и могут усилить позицию в части уменьшения неустойки, если возникшие обстоятельства не будут признаны непреодолимой силой. 

ШАГ 5. Принятие мер по преодолению возникших обстоятельств 

Данные меры необходимо принимать в любом случае, как минимум в связи с тем, что одним из главных критериев форс-мажора является непредотвратимость, то есть невозможность повлиять на возникшие обстоятельства и преодолеть их. Возникновение обстоятельств, указанных в договоре как форс-мажорные (например, санкции), не будет означать автоматическую доказанность форс-мажора, пока сторона не докажет наличие признаков непредотвратимости. 

С одной стороны, необходимость принятия мер по преодолению возникших обстоятельств связана с защитой правовых интересов с точки зрения признания форс-мажора и освобождения от ответственности. С другой стороны, важно принять меры для реального исполнения договорных обязательств, следуя незыблемому принципу об исполнении обязательств надлежащим образом в любом случае, подтверждая вашу добросовестность в части принятия разумных и возможных в конкретной ситуации мер. Кроме того, в договоре стороны отдельно могут прописать, какие действия должна предпринять сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, включая альтернативное исполнение, поиск новых производителей или товаров, запросы коммерческих предложений и т.д.

ШАГ 6. Подтверждение наличия форс-мажора путем обращения к третьим лицам 

ГК не содержит указания на обязательность сторон обращаться в какие-либо конкретные организации либо к определенным лицам. Соответственно, установление тех либо иных организаций, к которым сторона должна обращаться, является правом сторон, особенно исходя из того, что мнение третьего лица может быть оспорено в судебном порядке. При этом необходимо учитывать нормы специального законодательства.

Например, не включаются в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, субъекты, которые расторгли договор в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, наличие которых свидетельствует БелТПП либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель).

Рекомендуем в договорах, особенно с иностранными поставщиками, указывать на уполномоченные органы, к которым необходимо будет обращаться за свидетельствованием обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, нужно следовать срокам предоставления подтверждающих документов, если это предусмотрено в договоре.

При этом если в договоре сделана ссылка на широкий круг компетентных органов, то необходимо иметь в виду, что существуют как компетентные органы, которые могут подтверждать наличие обстоятельств (событий) как таковых (например, аномальная жара — Белгидромет), так и организации (БелТПП), в компетенцию которых включены функции по признанию обстоятельств (событий), например, подтвержденных иными организациями, непреодолимой силой по отношению к исполнению конкретного обязательства.

ШАГ 7. Реализация предусмотренных законодательством и договором условий о последствиях возникновения обстоятельств непреодолимой силы 

Общее гражданско-правовое назначение форс-мажора — освобождение от ответственности. Вместе с тем зачастую договоры содержат условия об иных возможностях сторон в случае возникновения форс-мажора: расторгать в одностороннем порядке договор, изменять условия и сроки поставки, инициировать процедуру альтернативного исполнения обязательств, особым образом распределять возникающие убытки и т.д.

В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы сторона, у которой они возникли, при отсутствии в договоре иных указаний может инициировать прекращение обязательств в связи с невозможностью их исполнения. 

Справочно.
Если в двустороннем договоре исполнение стало невозможным для одной из сторон вследствие обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, она при отсутствии в законодательстве или договоре иных указаний не вправе требовать от другой стороны удовлетворения по договору (п. 1 ст. 386 ГК).

Рекомендации
При наличии значительного количества неисполняемых контрактов необходима комплексная работа всех включенных в процесс реализации договора сотрудников предприятия (иных заинтересованных лиц), задача которых заключается в формировании реестра неисполняемых либо неисполненных договоров с указанием:
• на объем обязательств;
• гражданско-правовую ответственность и условия ее формирования;
• сроки и порядок уведомления контрагентов о возникших обстоятельствах;
• правовые пути защиты интересов (расторжение договора, заключение дополнительных соглашений об изменении сроков поставки, изменение предмета поставки, доказывание наличия обстоятельств непреодолимой силы, существенного изменения обстоятельств и т.д.);
• подходы по реализации претензионного порядка урегулирования спора;
• место и судебный орган, который потенциально будет рассматривать спор, и т.д.

8739 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме