* Порядок консервации объектов незавершенного строительства не является предметом настоящей статьи.
Нормативное регулирование
Основным документом, регулирующим вопросы консервации производственных фондов, является Положение о консервации основных средств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 (далее — Положение).
Также отметим, что облисполкомы и некоторые райисполкомы утверждают инструкции о порядке консервации основных средств, которые аналогичны нормам Положения. Например, с 02.08.2020 вступило в силу решение Могилевского облисполкома от 30.03.2020 № 2-79, которым утверждена Инструкция о порядке консервации основных средств юридических лиц, находящихся в собственности Могилевской области и ее административно-территориальных единиц (bit.ly/Решение-2-79).
Справочно.
Консервация основных средств — их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования (п. 3 Положения).
Основания для консервации
Перечень оснований для консервации оборудования предусмотрен п. 5 Положения и является открытым. К ним в том числе относятся:
— стихийные бедствия, технологические аварии или другие обстоятельства непреодолимой силы, приведшие к приостановлению использования основных средств;
— неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд (например, неиспользование в производственном процессе одного из цехов и находящегося в нем оборудования ввиду произведенного сокращения работников в связи с недостатком средств на предприятии);
— отсутствие в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий, исключающих необходимость консервации (например, перепрофилирование производства, когда прежнее оборудование не может быть реализовано в силу специфических особенностей, а для производства новой продукции оно не требуется);
— отнесение в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно (актуально, например, при использовании в процессе деятельности снегоуборочного оборудования и инвентаря);
— иные основания (проведение реконструкции или длительного ремонта, простой в течение 3 и более месяцев и т.п.).
Детально порядок документального оформления консервации не регламентирован, поэтому предприятие должно разработать его самостоятельно с учетом требований законодательства.
Консервация шаг за шагом
Шаг 1. Инвентаризация
Перед осуществлением консервации производственного оборудования рекомендуем провести его инвентаризацию, чтобы иметь актуальные данные о его наличии и состоянии.
Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации, в котором определяются председатель и состав инвентаризационной комиссии, указываются наименование производственного оборудования, подлежащего инвентаризации, сроки и причина проведения инвентаризации.
В ходе инвентаризации необходимо установить наличие производственного оборудования, его наименование, количество, проверить на соответствие инвентарные и производственные номера, фактическое количество и стоимость оборудования по данным бухгалтерского учета.
Справочно.
По результатам инвентаризации оформляется инвентаризационная опись основных средств согласно приложению 6 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
Шаг 2. Издание приказа о создании комиссии
В государственных организациях, предприятиях с государственной долей собственности, подчиненных Правительству Республики Беларусь, или республиканским органом государственного управления, приказом соответствующего Министерства, которому подчинено соответствующее государственное юридическое лицо, создается постоянно действующая комиссия по консервации основных средств (п. 14 Положения).
В компаниях частной формы собственности издается приказ руководителя о создании комиссии по консервации основных средств. В обязанности комиссии входят осмотр основных средств с целью обоснования экономической целесообразности проведения консервации и оформление соответствующих документов.
Если планируется осуществлять консервацию основных средств регулярно, целесообразно создать такую комиссию на постоянной основе. Изменения состава комиссии оформляются также путем издания соответствующего приказа руководителя организации.
Шаг 3. Принятие решения о консервации
Для принятия решения о консервации соответствующие подразделения предприятия готовят и направляют комиссии для принятия решения о консервации следующие документы:
— технико-экономическое обоснование, в котором описывается планируемое к консервации производственное оборудование, производятся расчеты затрат на содержание оборудования и расчеты затрат на консервацию, указываются нерабочие периоды оборудования и т.д.;
Справочно.
Как правило, в компаниях частной формы собственности в роли председателя комиссии по консервации выступает руководитель компании или иное назначенное им должностное лицо.
— акт технического осмотра производственного оборудования. В нем указываются месторасположение, инвентарный номер, внешний вид, наличие повреждений и коррозий производственного оборудования. Также в акте необходимо сделать заключение относительно ограничений по эксплуатации оборудования;
— документ, характеризующий финансово-экономическое состояние организации (в форме аналитической записки или справки);
— иные документы при необходимости.
На основании указанных выше документов комиссия готовит предложение о целесообразности консервации основных средств и направляет его руководителю организации (для компаний частной формы собственности), или в соответствующий областной исполнительный комитет, или в его орган управления, или в исполнительный комитет, который и примет итоговое решение.
Рекомендация.
Если юрлицо негосударственной формы собственности, порядок принятия решения о консервации может соответствовать изложенному в Положении или быть закреплен в специальном локальном акте о порядке консервации основных средств, утвержденном приказом руководителя.
Рекомендуем разработать такой акт, если проведение консервации осуществляется регулярно.
В нем необходимо отразить:
— цель издания;
— обоснование консервации;
— списочный состав членов комиссии и порядок их действий;
— перечень документов для принятия решения о консервации;
— порядок составления таких документов;
— срок принятия решения о консервации и др.
Приказ руководителя компании частной формы собственности необходимо согласовать с городским (районным) исполкомом, на территории которого находится производственное оборудование. Для согласования нужно направить приказ о консервации, приказ о создании комиссии, Положение о порядке консервации основных средств, иные документы, на основании которых принималось решение о консервации.
После согласования необходимо уведомить об этом соответствующий облисполком (Минский горисполком).
Решение о консервации оформляется в форме приказа руководителя организации, в котором следует отразить:
— состав комиссии по проведению консервации основных средств организации, порядок и срок ее работы. Состав комиссии должен включать тех лиц, которые ранее были утверждены приказом о создании комиссии. Полагаем возможным в приказе о консервации основных средств сделать отсылку к приказу о создании комиссии, не указывая снова состав комиссии и возложенные на нее полномочия. В порядке работы комиссии можно прописать такие пункты, как право рассматривать план мероприятий по консервации, контролировать процесс консервации и др. Срок работы комиссии должен начинаться с момента совершения первого мероприятия по консервации до принятия акта о консервации;
— наименование производственного оборудования, подлежащего консервации (исходя из инвентаризационной описи), с указанием инвентарных номеров, которые были проверены во время проведения инвентаризации;
— срок консервации (в соответствии с законодательством срок консервации составляет от 3 месяцев до 1 года с момента издания решения);
— перечень основных мероприятий по консервации, порядок их финансирования. Также необходимо указать, что консервация производится за счет собственных средств предприятия;
— лиц, ответственных за проведение работ по консервации. Это могут быть, например, мастера цеха, начальник производства.
В приказе рекомендуем указать на необходимость составления сметы затрат на консервацию. Дополнительно в решении о консервации основных средств целесообразно указать обоснование консервации производственного оборудования исходя из составленных для комиссии документов. Также рекомендуем указать меры, направленные на исключение использования законсервированного оборудования (например, транспортировка, возведение защитных ограждений и др.). Эта информация должна быть включена в акт о консервации.
Шаг 4. Составление плана мероприятий по консервации
В плане необходимо отразить порядок выполнения тех мероприятий, которые были отражены в решении о консервации основных средств. Дополнительно нужно указать сроки совершения каждого из указанных в акте мероприятий, а также ответственных лиц (фамилии, инициалы и должности).
Полагаем возможным разделить консервацию на два этапа:
1) подготовка к консервации, в которую можно включить:
— остановку оборудования;
— технологическое отсоединение оборудования от сети, от иного связанного оборудования (например, путем установления заглушек);
— очистку от механических загрязнений, продуктов коррозии;
— ремонт;
— слив масел и иных технических жидкостей;
— покрытие специальной смазкой от ржавчины;
— просушку всех внутренних и внешних поверхностей;
— окрашивание;
— иные мероприятия;
2) консервация может включать мероприятия по демонтажу и транспортировке оборудования.
Транспортировка может осуществляться на склад, который находится на территории предприятия, или в любое другое место, находящееся за пределами территории предприятия, где оборудование в надлежащих условиях хранения сохранит свои технические характеристики. Если транспортировать оборудование невозможно, то необходимо провести мероприятия по исключению взаимодействия с ним работников (например, путем возведения временных ограждений).
Как правило, обязанности по подготовке плана мероприятий возлагаются на комиссию по консервации.
План мероприятий оформляется в виде приказа.
Шаг 5. Консервация
Данный этап включает в себя выполнение всех действий, которые указаны в плане мероприятий по консервации.
Руководство выполнением плана мероприятий может быть возложено на комиссию по консервации.
По итогу каждого этапа работ или после завершения всего комплекса необходимо составлять смету, затраты по которой отражать в бухгалтерском учете.
Шаг 6. Составление акта о консервации
Акт о консервации основных средств составляется в свободной форме на фирменном бланке организации. Утверждение формы акты приказом необязательно.
В акте указывается персональный состав комиссии. Дополнительно рекомендуем отразить основания проведения консервации.
Справочно.
Перечень обязательных сведений, которые должны содержать первичные учетные документы, предусмотрен п. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
В акте о консервации необходимо указать:
— даты начала и окончания работы комиссии, ее состав;
— срок, на который произведена консервация производственного оборудования;
— перечень законсервированного производственного оборудования и его остаточную стоимость на первое число месяца, в котором начаты работы по консервации;
— принятые меры по исключению использования законсервированных основных средств (необходимо указать те, что перечислены в плане мероприятий по консервации);
— лиц, ответственных за соблюдение установленного режима консервации.
Акт о консервации подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии (ч. 2 п. 17 Положения). При этом порядок действий при отказе от подписания акта одного из членов комиссии нормативно не урегулирован.
Перечень дальнейших мероприятий рекомендуем утвердить приказом с указанием ответственных лиц, которые названы в акте о консервации, а также периодов проведения конкретных действий. Например, если оборудование для сохранения его функциональности необходимо периодически включать, то следует определить ответственное лицо, которое будет делать это в установленные периоды. Также нужно указать, как часто проводится осмотр оборудования и его техническое обслуживание (при необходимости).
Шаг 7. Предоставление акта о консервации в ИМНС
Акт о консервации основных средств является первичным учетным документом. Его необходимо представить в течение одного месяца после подписания в налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет организации (ч. 4 п. 17 Положения).
Справочно.
Акт является основанием для неначисления амортизации на консервируемые основные средства (ч. 3 п. 17 Положения).
Это необходимо по нескольким причинам:
1) консервация капитального строения (здания, сооружения) ведет к освобождению от налога на недвижимость на него;
2) консервация используется для неначисления амортизации, а следовательно, учитывается при расчете налога на прибыль.
Средства на содержание законсервированного оборудования необходимо отражать в составе прочих расходов по текущей деятельности — включать во внереализационные расходы при налогообложении прибыли (подп. 3.8 п. 3 ст. 175 НК).
Основные средства, находящиеся на консервации, в бухгалтерском учете следует отразить на отдельном субсчете «Основные средства на консервации» счета 01 «Основные средства».
Дополнительно по теме:
>>Азарова М., Лашкевич М. Консервация объекта незавершенного строительства