Вы на портале

Алгоритм перехода ИП в коммерческую организацию

Законом Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее — Закон) утверждено Положение о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (далее — Положение), предусматривающее порядок «бесшовного» перехода, «трансформации» индивидуального предпринимателя (далее — ИП) в коммерческую организацию. Предлагаем рассмотреть пошаговый алгоритм такой «трансформации», применимой с 1 октября 2024 г.

Бузо Александр
Бузо Александр
Адвокат Минской областной коллегии адвокатов
Курганов Владимир
Курганов Владимир
Младший юрист ООО «Юридическое бюро ЕПАМ»
787 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто может воспользоваться?

В соответствии с Законом и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 ИП могут заниматься ограниченным перечнем видов деятельности (далее — Перечень). Прежде всего, механизм «трансформации» ориентирован на ИП, чья деятельность не вошла в круг разрешенных для ИП видов деятельности. Однако данным порядком могут воспользоваться все ИП вне зависимости от даты государственной регистрации в качестве ИП (до 01.10.2024 либо после) и сферы деятельности. Например, механизм может быть актуален при достижении ограничения по доходу и (или) валовой выручке, установленного ст. 3 Закона Республики Беларусь от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

Шаг 1. Выбор организационно-правовой формы

В рамках «трансформации» ИП может быть создана коммерческая организация любой организационно-правовой формы, допускающей одного участника:

1) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО);

2) общество с дополнительной ответственностью (далее — ОДО);

3) закрытое или открытое акционерное общество (далее — ЗАО или ОАО);

4) частное унитарное предприятие (далее — УП);

5) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — КФХ).

Справочно.
Для небольших и средних бизнесов, занимающихся торговлей, услугами или производством, обычно подходят ООО, ОДО и УП. Для сельскохозяйственной деятельности наиболее подходит КФХ.

Шаг 2. Выбор места нахождения

При выборе в качестве места нахождения будущей организации нежилого помещения оно может принадлежать ИП (гражданину) на праве собственности либо находиться на праве пользования на основании договора аренды (субаренды), безвозмездного пользования.

Для регистрации ИП в жилом помещении необходимо соблюдение следующих условий:

Основание владения жилым помещениемКруг лиц, согласие которых необходимо для регистрации
Учредитель является собственником (в том числе при долевой или совместной собственности)Сособственник(и);
зарегистрированные по месту жительства совер-
шеннолетние члены семьи учредителя и (или) сособственника(ов)
Учредитель не является собственником, но зарегистрирован в помещенииСобственник(и) помещения;
зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние члены семьи собственника(ов)


Справочно.
Размещение организации в жилом помещении не является основанием для уплаты жилищно-коммунальных услуг по тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в силу ч. 2 п. 5 Положения.

Шаг 3. Согласование наименования

Осуществляется бесплатно на основании заявления ИП или его представителя по форме, установленной в приложении к Положению о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденному постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 05.02.2009 № 154, путем личного обращения, направления документов по почте, представления документов через веб-портал ЕГР egr.gov.by.

Шаг 4. Определение размера и формирование уставного фонда

ИП самостоятельно определяет размер уставного фонда. Минимальные размеры уставного фонда предусмотрены законодательством только для ЗАО — не менее 100 базовых величин и ОАО — не менее 400 базовых величин (п. 8 Положения о госрегистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее — Положение о госрегистрации)).

При внесении неденежного вклада в уставный фонд при «трансформации» ИП экспертиза достоверности внутренней оценки стоимости неденежного вклада не обязательна (п. 4 Положения).

Уставный фонд может быть сформирован до госрегистрации либо в течение 12 месяцев с даты госрегистрации, если меньший срок не определен уставом (ч. 2 п. 7 Положения о госрегистрации).

Шаг 5. Подготовка устава

Устав должен соответствовать требованиям, определенным для юридического лица выбранной организационно-правовой формы, и содержать указание о том, что организация создана в соответствии с Законом (п. 3 Положения).

Справочно.
С 19.11.2024 вводится возможность для некоторых юридических лиц работать на основании типового устава (п. 2 ст. 48 ГК). Министерством экономики предложен для утверждения типовой устав только для ООО. Проект устава для ООО с одним участником не содержит требуемой ссылки на Закон. Полагаем, без утверждения отдельного устава Советом Министров организации, созданные ИП в порядке трансформации, не смогут использовать типовой устав.

Шаг 6. Оформление решения о переходе ИП в организацию

ИП единолично принимает решение о переходе в коммерческую организацию, оформляя его письменно. Решение должно включать положение о создании коммерческой организации в порядке, предусмотренном Положением, с указанием конкретной организационно-правовой формы и наименования, утверждение устава, формирование органов управления, размер уставного фонда и оценку неденежного вклада (при наличии).

Шаг 7. Уведомление работников

ИП обязан предложить работникам работу в создаваемой организации с сохранением трудовой функции не позднее чем за 1 месяц до даты подачи документов в регистрирующий орган (п. 19 Положения). В случае изменения существенных условий труда целесообразно указать это в этом же предложении.

Шаг 8. Уведомление кредиторов

ИП обязан письменно уведомить кредиторов о решении создать организацию и о переходе к ней прав и обязанностей. Срок уведомления — до подачи документов в регистрирующий орган (п. 6 Положения).

Справочно.
При переходе ИП в коммерческую организацию кредиторы не вправе заявить требования о досрочном исполнении обязательств. Прекращение деятельности как ИП не является основанием для неисполнения обязательств ИП организацией.

Шаг 9. Оформление передаточного акта

ИП составляет и лично подписывает передаточный акт датой, предшествующей госрегистрации, и указывает в нем:

  • права и обязанности ИП;
  • товары (работы, услуги);
  • денежные средства, электронные деньги, имущественные права в связи с переходом прав и обязанностей;
  • информацию об остатках неиспользованных бланков документов с определенной степенью защиты (далее — бланки);
  • информацию об остатках неиспользованных унифицированных контрольных знаков, сгенерированных кодов маркировки, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты (далее — средства идентификации).

Справочно.
К передаточному акту прилагаются первичные учетные документы и иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью ИП. Организация обязана хранить эти документы в течение сроков, определенных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов».

При этом обязательства ИП переходят к организации независимо от указания на них в передаточном акте, а также установлена солидарная ответственность организации и гражданина-учредителя по взысканию задолженности по обязательствам ИП.

Автоматический переход права собственности установлен только для прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, зарегистрированных за гражданином как за ИП.

Справочно.
Министерством по налогам и сборам разработан алгоритм действий ИП по передаче бланков и средств идентификации и переоформлению прав на кассовое оборудование при переходе в коммерческую организацию.

Шаг 10. Предоставление налоговых деклараций (расчетов)

Налоговая декларация предоставляется за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день ее представления. Декларация представляется не в общие сроки, а не позднее даты, предшествующей дате госрегистрации (п. 22 Положения).

Шаг 11. Прекращение трудовых отношений с работниками

В случае отказа работника от продолжения работы в организации (см. шаг 7, п. 19 Положения) трудовой договор прекращается по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК). При наличии согласия работника трудовые отношения с ним прекращаются в связи с переводом к другому нанимателю (п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК).

Шаг 12. Обращение в регистрирующий орган

В регистрирующий орган по месту нахождения организации представляются следующие документы (п. 3 Положения):

1) заявление о госрегистрации по форме согласно приложению 30 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 (по состоянию на 01.10.2024);

2) устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;

3) оригинал свидетельства о госрегистрации ИП либо заявление ИП о его утрате;

4) копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения КФХ и предполагаемом месте его размещения.

Положение не предусматривает необходимость предоставления электронной копии устава. Однако с учетом норм Положения о госрегистрации считаем целесообразным при обращении за госрегистрацией предоставить ее в формате .doc или .rtf на электронном носителе.

Документы предоставляются путем личного обращения или в электронном виде через веб-портал ЕГР egr.gov.by. За государственную регистрацию организации госпошлина не взимается (п. 8 Положения). При подаче документов через нотариуса подлежит уплате нотариальный тариф.

Шаг 13. Осуществление пострегистрационных действий

Для завершения процесса необходимо выполнить следующие действия:

1) оформить трудовые или гражданско-правовые отношения с руководителем (управляющей организацией/управляющим), бухгалтером (аутсорсинговой организацией);

2) получить свидетельство о госрегистрации;

3) заключить трудовые договоры с работниками;

4) изготовить печать (при необходимости);

5) открыть счета в банке;

6) получить документы, подтверждающие регистрацию организации в налоговых органах, органах статистики, ФСЗН и БРУСП «Белгосстрах»;

7) заключить договор аренды помещения, указанного в уставе в качестве места нахождения (при необходимости);

8) оформить ЭЦП (на возмездной основе).

Денежные средства, электронные деньги ИП переводятся на счета, в электронные кошельки организации на основании ее платежных инструкций (платежных указаний) (ч. 2 п. 10 Положения).

Шаг 14. Представление документов и сведений в налоговый орган

Предоставляются в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет:

Характер сведенийСрок
Копия передаточного актаНе позднее 30 дней с даты госрегистрации (ч. 6 п. 10 Положения)
Сведения об остатках товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами — членами ЕАЭС, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, имевшихся на дату прекращения деятельности ИПДо осуществления операций, связанных с оборотом остатков товаров, но не позднее 1 месяца с даты госрегистрации (п. 11 Положения)
Уведомление в произвольной форме с указанием типов, кодов, серий и номеров бланковНе позднее 1 месяца с даты госрегистрации (п. 13 Положения)


Шаг 15. Предоставление сведений в государственную информационную систему маркировки товаров

При передаче ИП своей коммерческой организации неиспользованных средств идентификации до начала оборота, но не позднее 1 месяца с даты госрегистрации нужно сообщить уполномоченному органу сведения:

  • о передаточном акте;
  • об общем количестве, серии, номерах неиспользованных средств идентификации и (или) общем количестве сгенерированных кодов маркировки (п. 12 Положения).

Шаг 16. Уплата налогов по деятельности ИП

Налоговые обязательства ИП подлежат исполнению созданной коммерческой организацией не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором организация была зарегистрирована (п. 22 Положения).

Шаг 17. Переоформление кассового оборудования

При желании использовать кассовое оборудование, зарегистрированное за ИП, необходимо в течение 2 месяцев с даты госрегистрации обратиться в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» за внесением изменений в систему контроля кассового оборудования. Организация будет вправе использовать такое оборудование в течение 11 месяцев со дня госрегистрации (п. 17 Положения).

Шаг 18. Обращение за внесением изменений в правоустанавливающие и иные документы

Внесение изменений в административные решения, реестры, регистры, свидетельства, сертификаты и иные документы, удостоверяющие различные права, производится на основе заявительного принципа в течение 1 года со дня госрегистрации (п. 18 Положения) в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления, без принятия дополнительного решения уполномоченным органом и, как правило, без взимания госпошлины и (или) платы за услуги.

Организация вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности на основании лицензии ИП, если она соответствует лицензионным требованиям осуществляемых видов деятельности, предъявляемым к организациям (п. 16 Положения). Лицензирующий орган самостоятельно вносит изменения в сведения Единого реестра лицензий.

Организация в течение 1 года со дня госрегистрации обеспечивает переход прав на администрирование доменного имени в порядке, предусмотренном приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 27.08.2024 № 182 «О порядке перехода прав индивидуального предпринимателя на администрирование доменного имени, зарегистрированного в национальной доменной зоне, к созданной им коммерческой организации».

787 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме