Вы на портале

Регистрация товарного знака: национальная процедура

При принятии решения о регистрации обозначения в качестве товарного знака необходимо выстроить стратегию предполагаемой охраны с точки зрения возможных рынков использования товарного знака: международного, регионального и национального. Кроме этого, несмотря на то, что к процессу регистрации могут привлекаться патентные поверенные, юристы субъектов хозяйствования также должны знать, понимать и контролировать весь алгоритм действий по регистрации товарного знака.

Урбанович Юлия
Урбанович Юлия
Ведущий специалист отдела досудебного урегулирования Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь 
390 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее — НЦИС) в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, или в силу международных договоров Республики Беларусь. При регистрации обозначения в качестве товарного знака в соответствии с национальной процедурой необходимо руководствоваться: 

Статистика. 
В 2023 г. наблюдается повышение заявительской активности в отношении регистрации товарных знаков по национальной процедуре по сравнению с 2022 г. Так,  в 2022 г. поступило 2389 заявок, а в 2023 г. — 2941.
В то же время сохранилась тенденция уменьшения количества подаваемых заявок по международной процедуре: в 2022 г. поступило 4307 заявок, а в 2023 г. — 4012.

Необходимо иметь в виду, что принцип регистрации товарного знака является территориальным, и в зависимости от охвата территориальных притязаний можно выделить международную, региональную и национальную регистрации.  

1. Если субъект предполагает выход со своей продукцией на рынки большого количества стран, то лучше выбрать международную регистрацию в рамках Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (заключено в г. Мадриде 14.04.1891) или Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (подписан в г. Мадриде 28.06.1989).

Справочно.
Количество действующих знаков в международном реестре составляет более 800 000, территориально Мадридский союз охватывает 130 стран.

2. Если есть заинтересованность в государствах определенного региона, то рациональным может стать испрашивание правовой охраны в рамках интересующей региональной системы.

Справочно.
В настоящий момент существуют системы региональной регистрации в рамках ЕАЭС (5 стран), Европейского союза (27 стран), объединения Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), а также двух африканских организаций — англоязычной, объединяющей 19 стран, и франкоязычной, в состав которой входят 17 стран.

3. Если экспорт планируется в единичные государства или использование товарного знака предполагается исключительно в рамках собственного государства, можно прибегнуть к нацио­нальной процедуре регистрации товарного знака в каждом конкретном государстве.

Шаг 1. Оценка обозначения на предмет его охраноспособности

Из определения товарного знака следует, что основной его функцией является индивидуализирующая. Соответственно, еще до обращения за получением правовой охраны обозначения в качестве товарного знака необходимо оценить его на предмет охраноспособности. Закон о товарных знаках формулирует условия охраноспособности товарного знака через закрепление оснований для отказа в его регистрации в качестве товарного знака (ст. 4, 5).

Так, указанные основания подразделяются:

  • на абсолютные, обусловленные природой самого обозначения (например, не могут быть зарегистрированы отдельные буквы, цифры без особого графического исполнения, общепринятый символ (термин) и т.д.);
  • иные или относительные, возникающие при наличии более ранних прав иных лиц.

Так, заявителю будет отказано в предоставлении правовой охраны, если экспертиза установит, что заявленное на регистрацию обозначение тождественно или сходно до степени смешения: 

  • с товарными знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом; 
  • с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров Республики Беларусь в отношении однородных товаров; 
  • с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь с даты более ранней, чем дата приоритета заявленного обозначения, в отношении любых товаров.

Статья 5 Закона о товарных знаках предусматривает и другие относительные основания для отказа в предоставлении правовой охраны товарному знаку (пп. 4, 5 ст. 5), но экспертиза в соответствии с законодательством не осуществляет проверку обозначений на соответствие им. Если заинтересованное лицо полагает, что какой-либо товарный знак не соответствует указанным пунктам, оно вправе обратиться с возражением против предоставления правовой охраны такому товарному знаку в Апелляционный совет при патентном органе (далее — Апелляционный совет).

При этом заявитель также в рамках данного шага может проверить обозначение на предмет тождества/сходства до степени смешения с товарными знаками других лиц, обладающих более ранним приоритетом. Заявитель может самостоятельно осуществить поиск обозначений по открытым базам данных (в отношении товарных знаков, охраняемых в Республике Беларусь) или обратиться к патентно-информационным услугам, оказываемым НЦИС (проводится поиск по базам данных, но выводы о сходстве до степени смешения в рамках патентно-информационных услуг не осуществляются, заявителю предоставляется только перечень товарных знаков).

Справочно.
С особенностями проверки обозначения на отсутствие абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации можно ознакомиться на сайте jurist.by.

Шаг 2. Уплата патентной пошлины за подачу заявки

При совершении юридически значимых действий, связанных с получением правовой охраны товарного знака, в соответствии с приложением 23 к НК уплачиваются патентные пошлины.

1. За подачу и проведение предварительной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака (далее — заявка), если регистрация товарного знака испрашивается для одного класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, уплачивается пош­лина в размере 10 базовых величин, для более чем одного класса — дополнительно 5 базовых величин за каждый класс Международной классификации товаров и услуг свыше одного (подп. 5.1 п. 5 приложения 23 к НК).

2. Пошлина за проведение экспертизы обозначения составляет 28 базовых величин.

Важно.
Документ, подтверждающий уплату указанных патентных пошлин в установленном размере, предоставляется в патентный орган одновременно с заявкой или в течение двух месяцев с даты ее поступления.

Патентные пошлины перечисляются на расчетные счета, указанные на сайте НЦИС.

Шаг 3. Подача заявки 

Нормативно нюансы процедуры регистрации товарного знака закреплены в Положении о регистрации.

Заявка может быть подана организацией или физическим лицом (без ограничений по субъектному составу) в патентный орган самостоятельно либо через патентного поверенного. 

Справочно.
Со списком патентных поверенных можно ознакомиться на официальном сайте НЦИС.

Заявка может быть подана только через патентного поверенного, если заявитель имеет постоянное место нахождения или постоянное место жительства в иностранных государствах, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. 

Справочно.
С правилами заполнения заявки можно ознакомиться по ссылке.

Подача заявки предусмотрена на бумажном носителе либо посредством АИС «Электронная подача заявок» в виде электронного документа на белорусском или русском языке. 

Справочно.
Руководство по электронной подаче заявки на объекты промышленной собственности размещено на официальном сайте НЦИС.

Одновременно с заявкой или в течение двух месяцев с даты ее поступления в патентный орган представляется доверенность, если заявка подается патентным поверенным (в случае непредставления заявка признается неподанной и не влечет возникновения прав).

Скачайте форму доверенности

Шаг 4. Проведение предварительной экспертизы

Предварительная экспертиза проводится для проверки правильности представленных документов, а также правильности составления перечня товаров и услуг, в отношении которых испрашивается правовая охрана.

Срок проведения предварительной экспертизы составляет два месяца с даты поступления в патентный орган последнего из необходимых документов (доверенности, документа, подтверждающего уплату патентной пошлины).

По результатам предварительной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии ее к рассмотрению.

Сведения о заявке, прошедшей предварительную экспертизу, по результатам которой принято решение о принятии заявки к рассмотрению, публикуются на официальном сайте патентного органа не позднее следующего рабочего дня с даты принятия такого решения. Соответственно, любое лицо вправе ознакомиться с этой заявкой и прилагаемыми к ней документами.

Решение по результатам предварительной экспертизы направляется заявителю по адресу, указанному в заявке в качестве адреса для переписки.

Справочно.
Сведения о заявке, прошедшей предварительную экспертизу, размещаются на официальном сайте НЦИС.

Шаг 5. Проведение экспертизы заявленного обозначения

Законом о товарных знаках предусмотрено, что экспертиза заявленного обозначения (экспертиза по существу, то есть оценка обозначения на соответствие условиям охраноспособности) проводится по завершении предварительной экспертизы в срок, не превышающий двух лет с даты принятия решения о принятии заявки к рассмотрению. 

Справочно.
Общее количество проведенных НЦИС экспертиз за 2023 г. составило 8092.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день экспертиза по существу проводится гораздо быстрее законодательно установленного срока.

Справочно.
Средний срок рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака в 2023 г. составил 7,5 месяцев (источник).

В ходе проведения основной экспертизы заявителю может быть направлен запрос, касающийся, например, непосредственно обозначения (подтверждение достоверности и правомочности использования в обозначении отдельных элементов (дат, названий государств и пр.)).

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Причем решение о регистрации может быть вынесено в отношении всего заявленного перечня товаров и услуг или в отношении его части (решение с частичным отказом в предоставлении правовой охраны). 

Шаг 6. Регистрация товарного знака в реестре, выдача свидетельства, публикация сведений о регистрации 

На основании решения о регистрации товарного знака патентный орган в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной патентной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь (далее — Реестр). В Реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Выдача свидетельства на товарный знак производится патентным органом в течение одного месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре.

После получения решения о регистрации товарного знака за его регистрацию в Реестре и выдачу свидетельства уплачивается патентная пошлина в размере 19 базовых величин.

Шаг 7. Проведение повторной экспертизы (при несогласии с результатами основной экспертизы) 

В случае если заявитель не согласен с решением экспертизы, он имеет право в течение 3 месяцев со дня получения решения подать ходатайство о проведении повторной экспертизы заявленного обозначения. 

Ходатайство представляет собой изложение доводов заявителя, в соответствии с которыми он полагает вынесенное решение об отказе в регистрации не соответствующим законодательству. 

Для преодоления отказного решения заявителем может быть представлено письмо-согласие от владельца противопоставленного знака или сведения о прекращении правовой охраны противопоставленного товарного знака. 

Повторная экспертиза заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения проводится в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства заявителя. По результатам повторной экспертизы патентный орган может пересмотреть первоначальное решение полностью или частично и вынести решение о регистрации товарного знака или оставить первоначальное решение без изменения.

При несогласии с решением, принятым по результатам повторной экспертизы заявленного обозначения, заявитель вправе в течение одного года с даты получения решения подать жалобу в Апелляционный совет или в суд.

390 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме