Вы на портале

Безвозмездная (спонсорская) помощь в свете указов № 169 и № 323

Основополагающим актом в сфере оказания безвозмездной (спонсорской) помощи  (далее — спонсорская помощьв нашей стране является Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300).

Однако в этом году нормативное регулирование спонсорской помощи было расширено двумя дополнительными указами Президента, которыми внесены изменения и в Указ № 300.

Спонсорская помощь государственным организациям , послабления при ее оказании сельскохозяйственным товаропроизводителям — в обзоре основных изменений.

Буевич Игорь
Буевич Игорь

юрист

15982 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Указ № 169

Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее – Указ № 169) установлены обновленные правила распоряжения государственным имуществом, которые действуют с 15 ноября. Нормами Указа № 169 определен порядок как возмездной, так и безвозмездной передачи государственного имущества республиканской и коммунальной собственности.

Справочно.
Пункт 21 Указа № 169 вступил в силу с 15 мая, остальные положения — с 15 ноября.

Согласно п. 21 Указа № 169 в Указ № 300 внесены изменения, касающиеся распространения его действия на сделки с государственным имуществом.

Если ранее Указ № 300 не распространялся только на безвозмездную передачу основных средств от одной государственной организации другой, то с 15 мая из-под его действия выведены сделки по безвозмездному отчуждению (передаче другому собственнику) госимущества, его передаче без перехода права собственности, приобретению имущества в госсобственность, за исключением денежных средств.

Таким образом, порядок оказания спонсорской помощи государственными органами и организациями, хозяйственными обществами с долей государства (и этим лицам) в виде денежных средств по-прежнему регулируется нормами Указа № 300.

Указ № 323

В 2019 г. установлены также некоторые послабления при оказании спонсорской помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям (организации, производящие сельхозпродукцию на принадлежащих им землях соответствующего назначения).

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 323 (далее — Указ № 323) п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» (далее — Указ № 347) дополнен подп. 9.5 и 9.6.

Справочно.
Указ № 323 вступил в силу с 04.09.2019.

Согласно подп. 9.5 п. 9 Указа № 347 юридические лица, оказывающие спонсорскую помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, по 31 декабря 2023 г. имеют право предоставлять ее без указания видов товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства спонсорской помощи получателями.

По общему правилу, предусмотренному п. 8 Указа № 300, юридические лица и ИП, предоставляющие спонсорскую помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров <...>, которые будут приобретены на эти средства получателями; передача денежных средств без указания видов товаров <...> не допускается. При этом согласно п. 5 Указа № 300 такие виды товаров <...> подлежат указанию в договоре предоставления спонсорской помощи .

Справочно.
Форма договора спонсорской помощи утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

Таким образом, юридические лица, оказывающие помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, могут не указывать в договорах виды товаров <…>, которые эти производители должны приобретать за счет полученных средств.

Отметим, что такого права лишены ИП, которые захотят спонсировать сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии с подп. 9.6 п. 9 Указа № 347 в состав внереализационных расходов по 31 декабря 2023 г. включаются расходы юридических лиц, в частности, в сумме денежных средств, безвозмездно переданных сельскохозяйственным товаропроизводителям:

— для приобретения имущества (сырья, сельхозтехники, оборудования т.д.), непосредственно связанного с производством продукции растениеводства, животноводства, пчеловодства, рыбоводства:

— для выполнения работ по строительству (включая модернизацию и реконструкцию) капитальных строений (зданий, сооружений) сельскохозяйственного назначения, модернизации и реконструкции сельскохозяйственной техники и оборудования для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В состав внереализационных расходов включаются также средства (расходы), напрямую направленные на вышеуказанные и иные цели, предусмотренные подп. 9.6 п. 9 Указа № 347.

Таким образом, несмотря на то, что в договорах предоставления спонсорской помощи не обязательно указывать виды товаров <…>, которые будут приобретаться сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет этой помощи, юридическим лицам — спонсорам необходимо будет отслеживать направления использования переданных ими денежных средств. При этом товаропроизводители обязаны представлять своим спонсорам отчет о целевом использовании помощи.

Справочно.
Утратил силу подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13.05.2008 № 258 «О некоторых мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства».
Подпунктом было установлено, что учредители (участники) юридических лиц при приобретении сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей к ним для передачи этим юридическим лицам имеют право в течение двух лет с даты их передачи уменьшать налог на прибыль на сумму переданных техники, оборудования, запчастей к ним.


15982 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
-->