В соответствии с п. 7 части первой ст. 37 УПК органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — ОФР) наделены правом осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, в том числе предусмотренных ст. 225 УК. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты в особо крупном размере, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь. Невозвращение из-за границы валюты признается совершенным в особо крупном размере, если сумма невозвращенной валюты превышает в 2 000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (примечание к ст. 225 УК). Наказание предусмотрено в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничения свободы на срок до 4 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет. Преступление относится к категории менее тяжких.
Практическая ситуация
Белорусское предприятие осуществляет деятельность (оказывает услуги, реализует товары) за рубежом, в том числе через филиал или представительство. Чтобы избежать обязательной продажи валюты, может возникнуть желание не перечислять данную валюту в Республику Беларусь. Какие риски следует учитывать предприятию, если полученные от реализации средства будут израсходованы или будут храниться за рубежом, без перечисления на счета в Республике Беларусь?
Возврат национальной и иностранной валют
Объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок использования валюты за пределами Республики Беларусь, а предметом выступает валюта, как национальная (белорусский рубль), так и иностранная*, подлежащая в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь.
При этом для целей квалификации деяний виновного лица по ст. 225 УК не имеет значения, в какой форме (наличной или безналичной) получена валюта от нерезидента.
* См. абзац пятый части первой п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила), п. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».
Пример 1
В апреле 2013 г. территориальным подразделением Следственного комитета Республики Беларусь по материалам ОФР возбуждено уголовное дело на основании ст. 225 УК в отношении директора частного транспортного унитарного предприятия (далее — ЧТУП). Как было установлено, ЧТУП осуществляло международные перевозки грузов для хозяйственного общества Федеративной Республики Германия в период времени с февраля 2011 г. по февраль 2012 г. Клиент рассчитывался за границей с ЧТУП наличными денежными средствами, что составило в общей сумме 44,1 тыс. евро, или 295,1 млн бел. руб. по курсу Национального банка Республики Беларусь, то есть в особо крупном размере. Данные суммы не были перечислены на расчетный счет в уполномоченном банке Республики Беларусь, а были сокрыты от бухгалтерского и налогового учета директором ЧТУП.
Зачисление на счет в уполномоченном банке
С объективной стороны преступление выражается в невозвращении из-за границы предмета преступления, то есть в невыполнении обязанности по перечислению (зачислению) валюты на счет уполномоченного банка Республики Беларусь.
Валюта, причитающаяся к получению субъектами хозяйствования Республики Беларусь в результате их деятельности за границей, а также поступления в пользу индивидуального предпринимателя или юридического лица Республики Беларусь в качестве дара, пожертвования, спонсорской помощи и иных поступлений неторгового характера подлежат перечислению (зачислению) на их счета в уполномоченных банках Республики Беларусь. При этом к подлежащим возврату относятся как средства в валюте, вывезенные субъектами хозяйствования из Республики Беларусь (например, остатки средств, предназначавшихся для строительства за рубежом каких-либо объектов или для проведения выставок и иных мероприятий), так и валютная выручка, полученная от осуществления за границей финансово-хозяйственной деятельности или по иным основаниям.
Возврат валюты должен быть осуществлен путем ее перечисления (зачисления) на счета в уполномоченные банки. Под уполномоченными банками понимаются находящиеся на территории Республики Беларусь банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь (далее — Нацбанк) на проведение валютных операций. Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по переводу иностранной валюты в Республику Беларусь.
Исключения из правил
На основании подп. 1.8 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров, за исключением некоторых случаев. К таким случаям относятся, в частности:
- направление валюты на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
- направление нерезидентами валюты на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;
- получение валюты от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направление ее на оплату расходов по их проведению;
- получение представителями международных перевозчиков (резидентами) валюты от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемой для этих целей;
- направление валюты нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом.
В подп. 1.4 п. 1 постановления Правления Нацбанка от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» определены иные случаи, к которым, в частности, относится предоставление нерезиденту финансовой скидки, предусмотренной внешнеторговым договором.
Сроки перечисления валюты со счета банка-нерезидента на счет уполномоченного банка Республики Беларусь устанавливаются законодательством либо определяются Нацбанком*.
* См. подп. 1.4 и 1.5 п. 1 Указа № 178, пп. 40-1 и 41-1 Правил.
Возможность зачислить деньги
Субъект рассматриваемого преступления специальный. Уголовной ответственности подлежат индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, когда индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица осознает, что при наличии возможности не выполняет обязанность по перечислению валюты на счет в уполномоченный банк Республики Беларусь. Мотивы и цели такого деяния не имеют значения для квалификации, однако подлежат обязательному выяснению для определения возможной направленности умысла виновного лица на совершение какого-либо иного преступления (например, утаивание средств может осуществляться с целью их последующего хищения).
Пример 2
В марте 2016 г. по материалам территориального ОФР прокурором района по результатам проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности унитарного строительного предприятия (далее — унитарное предприятие) были возбуждены уголовные дела по ст. 225 УК и части четвертой ст. 210 УК («Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями») в отношении директора филиала унитарного предприятия в Российской Федерации (далее — филиал). Филиал реализовывал произведенные унитарным предприятием железобетонные изделия. В 2013–2014 гг. директор филиала умышленно, будучи обязанным и имея возможность, не обеспечил поступление со счетов филиала в уполномоченный банк Республики Беларусь валютной выручки, подлежащей обязательному перечислению и продаже в объеме 30 % в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»*, что составило 35,8 млн рос. руб., или 9,7 млрд бел. руб. по курсу Нацбанка (особо крупный размер).
Директор филиала также без согласования с руководителем унитарного предприятия, злоупотребляя своими служебными полномочиями, заключил от имени унитарного предприятия договор поставки плит перекрытия различной модификации с одной из российских фирм. В качестве предоплаты заказчик перечислил на расчетный счет филиала 13,7 млн рос. руб., из которых на счет унитарного предприятия поступило только 2 млн. рос. руб. Оставшиеся денежные средства директор филиала использовал в собственных целях, перечислив их на расчетный счет возглавляемого его супругой коммерческого предприятия в г. Москве, где он является учредителем.
За непоставку оплаченных плит перекрытия российская фирма обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к унитарному предприятию как к организации, отвечающей за действия директора ее филиала. Арбитражный суд обязал унитарное предприятие вернуть полную сумму предоплаты и выплатить неустойку. В результате директором филиала были похищены денежные средства в особо крупном размере в сумме 11 млн рос. руб., или 3,036 млрд бел. руб. по курсу Нацбанка.
Необходимо отметить, что ответственность за невозвращение из-за границы валюты в особо крупном размере наступает при условии, что у виновного лица, обязанного перечислить ее на счет уполномоченного банка, имелась возможность выполнить эту обязанность.
Для привлечения виновного лица к ответственности одного факта невозвращения валюты из-за границы недостаточно, поскольку такое невозвращение может быть обусловлено различного рода обстоятельствами, не зависящими от воли субъекта, например, банкротством или ликвидацией иностранного контрагента или иностранного банка, на счетах которого находились валютные средства, выбытием товара из владения субъекта хозяйствования – резидента Республики Беларусь вследствие неправомерных действий третьих лиц, органов или должностных лиц иностранного государства, уничтожением товара вследствие действия непреодолимой силы и т.п. Ответственность наступает только при наличии реальной возможности выполнить такую обязанность. Следовательно, если такой возможности у индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица не было или если возможность была и лицо воспользовалось ею, однако по не зависящим от него причинам валюта так и не была перечислена (зачислена) на счета в уполномоченном банке Республики Беларусь, то в таком случае индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица не может нести ответственность за невозвращение валюты.
* В соответствии с подп. 2.1 п. 2 данного Указа, в частности, подлежит продаже иностранная валюта, поступающая юридическим лицам на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях за пределами Республики Беларусь по сделкам с юридическими лицами — нерезидентами и физическими лицами — нерезидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, предусматривающим на возмездной основе передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг. — Прим. ред.
Ответственность при частичном невозврате валюты
Состав предусмотренного ст. 225 УК преступления является формальным, то есть для привлечения к ответственности не требуется, чтобы наступили общественно опасные последствия. Мотивы и цель также находятся за рамками данного состава преступления и должны учитываться при назначении наказания.
Преступление признается оконченным с момента невыполнения в установленный срок соответствующей обязанности по перечислению валюты в особо крупном размере. Невозвращение из-за границы валюты будет также считаться оконченным, когда в установленный законодательством срок на соответствующий счет не поступит хотя бы часть подлежащей переводу валюты, если размер такой части является особо крупным. Если стоимость валюты достигла особо крупного размера после истечения установленного законодательством срока ее возврата, то преступление будет считаться оконченным в день, когда невозвращенная валюта достигла особо крупного размера.
В практике ОФР имеют место случаи, когда субъекты хозяйствования Республики Беларусь не обеспечивают возврат валюты из-за границы по нескольким внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами.
Пример 3
Территориальным ОФР в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установлено, что директор одного из частных предприятий в период 2012–2013 гг. осуществлял внешнеэкономические операции по экспорту из Республики Беларусь в Российскую Федерацию строительного оборудования. Однако валютная выручка в сумме более 170 тыс. евро за поставленные в Российскую Федерацию по 6 внешнеторговым контрактам товарно-материальные ценности в нарушение действующего законодательства на счета частного предприятия в банках Республики Беларусь не поступала, а с ведома директора частного предприятия зачислялась на расчетные счета сторонних организаций в европейских банках.
По данным фактам в отношении директора частного предприятия возбуждено 6 уголовных дел по ст. 225 УК. В настоящее время проводятся оперативно-следственные мероприятия, в ходе которых устанавливаются пути дальнейшего использования указанных денежных средств.
Если невозвращение из-за границы валюты было сопряжено с ее хранением на незаконно открытых счетах за пределами Республики Беларусь, то ответственность при наличии иных условий наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 224 УК («Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь») и ст. 225 УК.
Следует отметить, что за невозвращение из-за границы валюты, если в этих действиях нет состава преступления (например, размер валюты не является крупным – до 2 000 базовых величин включительно), ст. 11.6 КоАП устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере до 30 базовых величин.
по теме