Содержание:
Изменения предусматривают корректировку не только самого Закона № 305-З, но и ГК, ТК и Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Ряд положений Закона № 305-З, которые претерпели изменения, заслуживают пристального внимания.
Изменена и дополнена терминология
Статья 1 Закона дополнена определениями терминов:
• организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;
• административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей;
• лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица;
• подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия, — имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в том числе через иное лицо;
• протокольное и иное официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями государственных органов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя государственного органа, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) государственное должностное или приравненное к нему лицо.
Скорректировано, а именно сужено определение свойственников: свойственники — это родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги).
Справочно.
Из определения «свойственники» исключены дед, бабка, внуки супруга (супруги) государственного должностного лица или лица, приравненного к государственному должностному.
Скорректированы обязательства государственных должностных лиц
Одним из важных антикоррупционных механизмов, призванных предупредить противоправное поведение лица, является институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
В связи с этим скорректированы положения ст. 16 Закона № 305-З об обязательстве государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, по соблюдению антикоррупционных ограничений.
Справочно.
В случае изменения служебного положения, которое повлияло на объем ограничений, установленных Законом № 305-З, государственное должностное лицо обязано подписать новое обязательство.
Так, при назначении государственных должностных лиц необходимо в обязательном порядке не только получать от них обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренное ст. 16 Закона № 305-З, но и ознакомлять их с порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов, установленным ст. 21 Закона.
Скорректированы подходы к запрету на прием имущества (подарков)
Внесены изменения в ст. 17 Закона № 305-З, в результате которых по-новому сформулирован ряд ограничений, предусмотренных законодательством.
В рамках корректировки Закона № 305-З было принято решение отказаться от использования оценочного понятия «сувенир» и установить предельную стоимость вручаемого лицу подарка в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей в размере, не превышающем 20 базовых величин.
Справочно.
До 1 марта 2023 г. стоимость подарка не должна превышать 5 базовых величин.
Таким образом, Закон № 305-З по-прежнему устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц на принятие в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущества или получение другой выгоды в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 17 Закона № 305-З.
При этом с 1 марта 2023 г. не является нарушением ограничений:
- принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20-кратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;
- получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;
- иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совета Министров.
Анализируя особенности принятия имущества (подарков), следует учитывать разъяснение, содержащееся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве (ст. 430, 431 и 432 УК)». Здесь определено, что не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе.
Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.
Таким образом, принимать такого рода подарки в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей запрещено.
Дополнено и еще одно ограничение, которое обязаны соблюдать государственные должностные лица, — по использованию во внеслужебных целях средств финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другого имущества государственного органа (организации) и информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученных при исполнении служебных (трудовых) обязанностей. В новой редакции этот запрет распространяется на использование указанных средств и имущества как государственной организации, так и организации, в уставном фонде которой 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Причем запрет касается использования средств и имущества не только во внеслужебных целях, но и в любых иных личных целях.
Претерпела изменения и ч. 5 ст. 17 Закона № 305-З: антикоррупционные требования распространены на супругу (супруга), близких родственников, свойственников государственного должностного или приравненного к нему лица вне зависимости от совместного их проживания и ведения ими общего хозяйства.
Расширено ограничение совместной работы родственников
Расширено ограничение совместной службы (работы) супругов, близких родственников или свойственников на определенных должностях, предусмотренное ст. 18 Закона № 305-З.
Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении), организации, в уставном фонде которой 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (обособленном подразделении), на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Усовершенствован порядок изъятия незаконно полученного имущества
Усовершенствован порядок изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, оказанных услуг, предусмотренный в ст. 40 Закона № 305-З.
Общие подходы к правовому регулированию изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ (оказанных услуг) концептуально не изменились. Однако в качестве основания для такого изъятия (взыскания) установлен факт предоставления денежных средств или иного имущества государственному должностному или приравненному к нему лицу исключительно в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятия им таких средств или имущества в результате совершения коррупционного правонарушения.
Дополнены обязанности руководителей
Дополнены обязанности руководителей государственных органов и иных организаций по предупреждению и выявлению нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранению последствий нарушений, причин и условий, им способствующих, закрепленные в ст. 43 Закона № 305-З.
Установленная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополнена обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.
Справочно.
Согласно ч. 2 ст. 43 Закона № 305-З руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования, предусмотренные ч. 1 ст. 43 Закона, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Учитывая изменения законодательства, руководителям соответствующих организаций (учреждений) необходимо принять меры по приведению письменных обязательств государственных должностных лиц в соответствие с новыми нормами по состоянию на 01.03.2023, поскольку в кадровых службах должны находиться письменные обязательства государственных должностных лиц в актуальном состоянии.