Ответ: Да, будет.
Согласно ч. 2 ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией.
Исходя из ч. 5 ст. 17 КоЗ условия аренды земельного участка определяются договором аренды земельного участка.
Таким образом, условия использования земельного участка арендатором определяются решением соответствующего государственного органа о предоставлении земельного участка в аренду и договором аренды. В рассматриваемом случае земельный участок предоставлен в аренду для обслуживания здания.
Для использования части земельного участка для хранения имущества третьих лиц возможна сдача земельного участка в субаренду третьему лицу либо заключение с третьим лицом договора хранения.
Типовая форма договора аренды земельного участка (далее — Типовая форма) утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2008 № 427. Пунктом 15 Типовой формы предусмотрено право арендатора предоставлять земельный участок в субаренду.
При этом сдача всего участка, предназначенного для обслуживания нежилого помещения, в субаренду для использования его в качестве площадки для хранения имущества в данном случае невозможна, поскольку это нарушает условия договора аренды о целевом использовании участка и требует согласования с арендодателем.
В силу ч. 1 ст. 10 КоЗ делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок. Из приведенных норм следует, что часть земельного участка не является самостоятельным объектом гражданских прав, с которым могут быть совершены сделки. Соответственно, договор субаренды может быть заключен лишь в отношении всего земельного участка в целом. Таким образом, передача в субаренду части земельного участка также не представляется возможной.
В рассматриваемой ситуации ООО могло бы принять имущество другой организации на хранение, однако использование земельного участка для исполнения обязательств по хранению повлечет нарушение требования о целевом использовании данного участка. Согласно п. 1 ст. 776 ГК по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В силу п. 1 ст. 1 ГК хранение имущества сторонней организации по договору хранения непосредственно на земельном участке предполагает использование данного участка для предпринимательской деятельности по хранению. На наш взгляд, это не соответствует целевому использованию земельного участка, поскольку он предоставлен исключительно для обслуживания нежилого здания.
Вопрос: Какая ответственность наступает за нарушение порядка целевого использования земельного участка, находящегося в государственной собственности?
Ответ: Досрочное расторжение договора, возмещение убытков, административная ответственность.
1. Досрочное расторжение договора аренды. Согласно ч. 1 ст. 64 КоЗ право аренды (субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством или договором аренды. В частности, такое право прекращается в случае использования земельного участка не по целевому назначению (абз. 3 ч. 2 ст. 60 КоЗ).
В соответствии со ст. 67 КоЗ прекращение права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по основаниям, предусмотренным КоЗ, производится по решению государственного органа, принявшего решение о предоставлении земельного участка. Если право расторжения договора аренды земельного участка в одностороннем порядке не предусмотрено данным договором, то он расторгается по соглашению сторон или судом. Решение о прекращении права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, за нарушение законодательства об охране и использовании земель, условий договора аренды земельного участка принимается в случае непринятия землепользователем мер к устранению допущенных нарушений в срок, установленный в письменном предписании государственного органа.
2. Возмещение убытков. Согласно ч. 3 ст. 67 КоЗ при прекращении права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, государственный орган или суд принимают решение о возмещении землепользователем убытков, причиненных в результате нарушения им законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка.
3. Административная ответственность. В силу ч. 3 ст. 15.10 КоАП нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 5 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо – от 20 до 100 базовых величин.