Основные риски отрасли
1. Главный для отрасли риск – грузы так или иначе «встают» по всему миру, и, разумеется, все грузовладельцы будут рады перекинуть свою головную боль на транспортников по принципу «вы обязались привезти, но не привезли – мы ждем от вас деньги».
2. Пресловутый человеческий фактор — все начинают работать удаленно, что, очевидно, непривычно и приведет к большому числу технических и документальных ошибок (а проблемы с документами приведут, в свою очередь, к конфискациям грузов госорганами, штрафам, неверным засылкам и т.п.).
3. Опять же, удаленная работа приведет к отсутствию контроля на местах (что важно, к примеру, для проектных грузов).
4. Оригиналы документов доставляются не оперативно и даже теряются в пути (а, например, морские перевозчики и мультимодальные экспедиторы не могут выдать груз без оригиналов коносаментов). При этом сторона, отправляющая оригиналы, за такие проблемы не отвечает — это задача курьерской службы.
5. Переход на работу по копиям документов приведет к росту числа субподрядчиков-мошенников.
6. Остановка работы некоторых госорганов или существенное снижение скорости их работы.
7. Репозиционирование грузов по требованию клиентов, властей, подрядчиков.
8. Банкротство субподрядчиков.
9. Отказы клиентов от грузов под предлогом коронавируса или даже просто по той причине, что так дешевле (отсюда расходы на демередж, хранение, реализацию или утилизацию груза и пр.). Текущая российская судебная практика такова: если груз не доставлен в течение 30 дней с установленной даты поставки, то он признается утраченным.
10. Многочисленные претензии трейдеров и фрахтователей за демередж и «мертвый фрахт» из-за несвоевременной подачи груза под загрузку.
11. Требования грузовладельцев по альтернативным (более дорогостоящим или менее надежным) вариантам доставки.
12. Недопуск представителей транспортных компаний, водителей и экспертов (сюрвейеров) на склады отправителей, получателей для фиксации предполагаемых убытков.
Что делать в первую очередь?
Контрагенты
1. Уведомить всех своих контрагентов о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, в связи с которыми вы не можете обеспечить выполнение своих обязательств по договору в установленные сроки. Отправить контрагентам письмо (с уведомлением о вручении) о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
Здесь можно привести пример компании CEVA Logistics, которая выпустила глобальный пресс-релиз о наступлении форс-мажорных обстоятельств по всем договорам с заказчиками. Для рынка это нетипичный шаг, но он действительно может защитить компанию от миллионных убытков.
2. Составить дополнительное соглашение к договору об изменении сроков исполнения обязательств или их корректировке и направить его контрагентам.
3. Постоянно информировать контрагентов обо всех проблемах, с которыми сталкиваются участники организованной вами цепочки поставки груза (чтобы воспользоваться оговорками о форс-мажоре, транспортной компании необходимо будет доказать, что невозможность выполнить свои обязательства перед контрагентом обусловлена не зависящими от нее обстоятельствами).
4. Регулярно мониторить и оперативно уведомлять своих контрагентов о любых действующих или потенциальных изменениях в согласованной с ними цепочке поставок, ссылаясь при этом на форс-мажорные обстоятельства.
5. Направлять контрагентам краткое изложение возникших проблем и предпринятых вами действий для их решения.
6. Документировать все свои действия, предпринятые в связи с невозможностью выполнять обязательства в полном объеме, чтобы минимизировать риск предъявления претензий и в случае необходимости доказать, что было сделано все возможное для того, чтобы избежать убытков клиента.
7. Фиксировать все переговоры с заинтересованными сторонами (клиентами, подрядчиками, государственными органами) цепочки поставок и оперативно отправлять письменные уведомления, которые подтверждают достигнутые договоренности.
8. Перед тем, как груз будет передан получателю, необходимо убедиться в том, что продавец не выдавал и не направлял вам или кому-то из ваших агентов или подрядчиков каких-либо уведомлений о задержании груза.
9. Если предполагается выдача груза без оригиналов документов (например, морского коносамента), но с использованием финансовой (банковской) гарантии от получателя, то она должна четко прописывать и покрывать риск неоплаты получателем счетов отправителя.
Договор
1. Проверить все свои договоры (особенно нестандартные, где нет обычной для договоров отсылки к применимому законодательству – например, Конвенции КДПГ, 87-ФЗ, КТМ, условиям коносамента линий, Правилам FIATA, Гаагско-Висбийским правилам и т.п.) и точно определить, за что и в каком объеме вы несете ответственность (актуально в свете тех кабальных договоров, что регулярно подписываются в последнее время транспортными компаниями под давлением крупных клиентов).
2. Проверить наличие форс-мажорной оговорки (оговорки о снятии ответственности в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы) в своих договорах и актуальность ее редакции (например, Международная торговая палата (ICC) на днях обновила рекомендуемую редакцию форс-мажорной оговорки). (http://www.iccwbo.ru/documents/RU_2020_icc_force_majeure_clause.pdf).
3. Оценить свои риски по каждому договору (если договор заключен в рамках применимого законодательства – это хорошая новость, если нет – ищите квалифицированных юристов для доскональной правовой оценки договора и последствий его невыполнения).
4. В случае указания в договоре, что подтверждением факта форс-мажора является справка из ТПП, запросить подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств в компетентном органе (обычно это Торгово-промышленная палата). Порядок обращения и выдачи подтверждения определен положением о порядке освидетельствования ТПП обстоятельств форс-мажора (обычно размещено на сайтах ТПП).
5. В случае, когда справка из ТПП не указана как доказательство наступления форс-мажора, возможно подтверждение органами государственной власти, а также общеизвестными фактами (например, пандемия).
6. В случае, когда в договоре отсутствует оговорка о форс-мажоре, каждая сторона договора вправе ссылаться на ГК.
7. При получении официальных документов о наступлении форс-мажора отправить контрагентам письмо с уведомлением и приложением официальных документов.
Спасет ли транспортные компании форс-мажор?
Если коротко, то спасет, но не всех и не во всем. Форс-мажор, к сожалению, не панацея, а лишь один из инструментов защиты в предстоящих спорах. И транспортным компаниям для использования такого рода защиты необходимо будет доказать чрезвычайность и непредотвратимость наступивших обстоятельств, а также их причинно-следственную связь с убытками заявителя и при этом не забыть учесть формальное наступление даты начала форс-мажора.
Форс-мажор – это приостановление исполнения обязательств, а не их отмена
Помните, что текущий форс-мажор не постоянный, а временный, то есть он никоим образом не прекращает ваши обязательства – он их лишь приостанавливает.
Примеры того, что может быть признано форс-мажором, а что — нет:
— если транспортная компания (или ее подрядчик) медлила с отправкой и в итоге отправила груз позднее, чем было оговорено с клиентом, и груз встал — здесь нет форс-мажора, но есть ошибка транспортной компании (или ее подрядчика, за которого она тоже отвечает);
— если транспортная компания воспользовалась услугами нового, не согласованного с клиентом подрядчика, который допустил ошибку, — это также не форс-мажор. Если морская линия отменяет рейсы, меняет логистику и т.п., ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства и условия коносамента, их форс-мажор переходит и на вас тоже (при условии, что вы сами действовали без ошибок);
— любые ограничительные меры со стороны властей (вы все делали вовремя, по согласованию с клиентом и в рамках договора, но неожиданно страна отправления, транзита или получения закрыла границы и/или ввела режим ЧС) — это форс-мажор;
— закрытие склада на карантин по распоряжению властей — также форс-мажор, но если вы об этом знали (заранее была дана информация о закрытии), но надеялись «проскочить» — это уже не форс-мажор, а ваша ошибка (и хорошо если это не признают умыслом с вашей стороны).
Как видим, не получится сказать всем клиентам, что «все это форс-мажор» — каждый конкретный случай придется рассматривать отдельно и с учетом всех обстоятельств происшествия.
Также следует помнить, что, во-первых, справка ТПП будет работать только для тех договоров, что заключены с российской или белорусской подсудностью. То есть справка, выданная белорусской, российской или казахской ТПП в условном суде Швейцарии, действовать не будет, так как швейцарское законодательство устанавливает свои условия форс-мажора.
Во-вторых, наличие такой справки никак не отменяет описанных выше ситуаций, где убыток на фоне форс-мажора не является следствием форс-мажора. Поэтому запастись справкой, безусловно, нужно, но не стоит считать ее вашим «выигрышным билетом» в любых спорах.
Можно ли застраховать риски, связанные с форс-мажором?
Да, можно. Но это как раз одна из тех классических ситуаций, когда так любимое российскими страховыми компаниями страхование грузов вместо страхования ответственности вообще не имеет отношения к делу.
Ведь грузы стоят целехонькие по всему миру и просто ждут своего часа. Убытков с физической сущностью груза не произошло — страхование грузов не задействовано. И даже если какие-то из этих грузов в итоге погибнут (например, скоропортящиеся), такие убытки, произошедшие из-за задержки в доставке, исключены любыми правилами страхования грузов любого страховщика. Также очевидно, что страхование грузов никак не поможет транспортным компаниям со всеми сопутствующими ситуации расходами — репозиционирование, смена логистики, дополнительное хранение, перегрузки, отказ от груза, демередж, упущенная выгода клиента и т.п. Ну и главные (пожалуй, самые серьезные) расходы здесь будут, разумеется, юридические.
Если говорить о страховом покрытии многих топовых европейских страховщиков, то перечисленные выше расходы и убытки по умолчанию застрахованы.
Если же у вас имеется страхование ответственности в российской или белорусской страховой компании, то здесь также есть шансы на взыскание хотя бы части расходов со страховщика. Но при этом следует оценить:
— какой у вас лимит по риску «Расходы» и что в этот риск входит (обычно у российских страховщиков лимит по риску «Расходы» не превышает 10-20 тысяч долларов США и не включает ничего, кроме очистки места происшествия от остатков груза, завершения перевозки после происшествия, вызова сюрвейера и юридических расходов);
— застрахована ли ваша ответственность за упущенную выгоду и за прочие финансовые убытки заказчиков (к сожалению, в России этот риск по умолчанию никто из страховщиков в договор не включает) и с каким лимитом;
— нет ли у вас в договоре страхования исключения форс-мажорных обстоятельств из страхового покрытия (довольно классическое исключение для российского страхового рынка).
Ведь в таком случае та же справка ТПП вам скорее навредит в части общения со страховой компанией, чем поможет (нужно правильно взвесить риски).
Изучив свой договор страхования, вы поймете, какие убытки и в каком объеме можно будет перераспределить на страховую компанию.