Обоснование необходимости изменений
Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» (далее – Указ № 51) и Законом Республики Беларусь от 10.05.2010 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определены общие требования к проведению рекламных игр и иных рекламных мероприятий.
Указ № 51 закрепляет требования к проведению рекламных игр, в том числе формированию призового фонда рекламной игры, а также устанавливает запрет на изменение правил проведения рекламной игры, состава и размера ее призового фонда и т.д.
Законом о рекламе предусмотрены требования к содержанию рекламы рекламных игр, а также к указанию в рекламе рекламных мероприятий источника информации о них.
В условиях развития интернет-технологий действующее законодательство не позволяет в полной мере использовать возможности сети Интернет, а также недостаточно отвечает интересам бизнеса и граждан. Поэтому Проект подготовлен с учетом необходимости совершенствования правового регулирования проведения рекламных игр, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан – участников рекламной игры и для дальнейшего развития рекламной сферы.
Основные изменения
Определены мероприятия, которые не относятся к рекламным играм
Проектом предлагается не относить к рекламным играм:
1) мероприятия, проводимые в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которых разыгрываются призы общей стоимостью до 40 базовых величин;
Справочно.
С 01.01.2024 размер базовой величины составляет 40 белорусских рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2023 № 944).
2) мероприятия с розыгрышем призов, проводимые на интернет-ресурсе, в аккаунтах социальных сетей, в приложениях для мобильных устройств и на других ресурсах, имеющих подключение к сети Интернет, доступ к которым предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого интернет-ресурса, аккаунта социальной сети, приложения для мобильных устройств или ресурса, имеющего подключение к сети Интернет.
В действующей редакции п. 4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом № 51, идет речь только о розыгрыше призов на сайте, а социальные сети и мобильные приложения в этой норме не фигурируют. Причем в правоприменительной практике уже встречались случаи, когда розыгрыши призов в Instagram признавались рекламной игрой, а владельца наказывали за нарушение порядка ее проведения. В этой связи в настоящее время Указ № 51 не позволяет проводить различного рода розыгрыши в социальных сетях, поскольку любой конкурс или розыгрыш подпадает под определение рекламной игры ввиду того, что организация или индивидуальный предприниматель, организующие такие розыгрыши, не являются владельцами социальной сети.
Стоит отметить, что запрет на проведение рекламной игры в социальных сетях сохранится и после вступления в силу изменений, однако появится возможность организовать рекламные мероприятия, проводимые в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которых разыгрываются призы общей стоимостью до 40 базовых величин, а также конкурсы и иные подобные мероприятия в аккаунтах социальных сетей в сети Интернет, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого аккаунта социальной сети. Таким образом разработчики Проекта надеются стимулировать рекламную активность малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем остается неясным вопрос, как юридическое лицо на практике будет подтверждать факт владения аккаунтом в социальной сети.
Какие запреты предусматривает Проект?
Проектом предусмотрены запреты:
- на проведение розыгрыша призового фонда способом, при котором выигрышность определяется наличием под защитным слоем наименования выигрыша или иных обозначений;
- выдачу выигрышей победителям рекламной игры, включенным в определяемый в установленном порядке перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, на дату выдачи выигрыша;
Справочно.
С актуальным перечнем организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, можно ознакомиться на сайте Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.
- участие в рекламной игре не только лиц, состоящих в трудовых отношениях с организатором, но и заинтересованных лиц, а также супруга (супругу) такого лица, его близких родственников, лиц, находящихся с таким лицом в отношениях свойства.
Справочно.
Согласно ст. 61 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга считаются отношениями свойства.
Таким образом, Проект расширяет перечень лиц, которые не могут быть участниками рекламной игры. При этом Проект не содержит обязанности организатора рекламной игры осуществлять проверку наличия таких лиц и ограничения (недопуска) их к участию в рекламной игре на стадии, когда лицо выражает желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах ее проведения. Таким образом, лишь на стадии определения победителя организатор может идентифицировать таких лиц и прийти к выводу, что такое лицо не могло быть участником рекламной игры. Считаем целесообразным для организатора указывать в правилах проведения рекламной игры, какие лица не могут быть участниками.
В Проекте устанавливается запрет на размещение рекламы рекламной игры до опубликования правил ее проведения в печатном средстве массовой информации. Таким образом, норма о публикации правил именно в печатном средстве массовой информации сохраняется, при этом сведения о результатах рекламной игры, проводившейся в Интернете, согласно проекту можно будет размещать на том же интернет-ресурсе.
Уточнены требования к проведению рекламной игры
В целях защиты прав участников рекламной игры Проектом уточнены требования к ее проведению:
- при проведении рекламной игры с использованием сети Интернет участие в рекламной игре возможно только через интернет-ресурсы, зарегистрированные в национальном сегменте сети Интернет;
- списки участников рекламной игры для проведения розыгрышей формируются по фамилии, имени, отчеству или выполнению определенного действия участника игры;
- организатор обязан уведомить участника игры до проведения розыгрыша о его номере в списке участников, если при проведении розыгрышей формируются такие списки;
- организатор обязан обеспечить выдачу выигрышей в течение месяца со дня признания участника рекламной игры победителем. При этом в данный период для этого должен быть определен хотя бы один выходной день;
Сокращены сроки государственной регистрации рекламной игры
Проектом предусматривается сокращение срока осуществления административной процедуры по государственной регистрации рекламной игры с 15 до 10 дней, что позволит оптимизировать бизнес-процессы организаторов рекламных игр, а также оперативно принимать решение продавцам о необходимости нового запуска рекламы своих продуктов.
Подарочные сертификаты отнесены к источникам формирования призового фонда
К источникам формирования призового фонда Проект относит подарочные сертификаты. В настоящее время такими источниками являются денежные средства и иное имущество (работы, услуги). Организаторы рекламных игр и ранее использовали подарочные сертификаты в качестве источника призового фонда, вместе с тем данный вопрос не был урегулирован Указом № 51.
Предусмотрено право наследника на получение выигрыша
Предусматриваемое Проектом право наследника получить выигрыш в случае смерти победителя рекламной игры, безусловно, видится положительным. При этом, учитывая положения наследственного законодательства, выигрыш может быть получен наследником только на основании предъявленного им свидетельства о праве на наследство, которое выдается наследникам по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства.
Однако организатор обязан обеспечить выдачу выигрышей в течение месяца со дня признания участника рекламной игры победителем, а в дальнейшем в течение 30 дней после окончания рекламной игры обязан представить или направить по почте в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь отчет о ее проведении, в котором отразить причины невыдачи приза. Вследствие этого возникает вопрос практической реализации права наследника на получение выигрыша.
Резюме
1. Исключена необходимость регистрировать в качестве рекламной игры мероприятия с розыгрышем призов в социальных сетях и мероприятия, проводимые в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которых разыгрываются призы общей стоимостью до 40 базовых величин.
2. Расширен перечень лиц, которые не могут быть участниками рекламной игры, а также установлен запрет на размещение рекламы рекламной игры до опубликования правил ее проведения в печатном средстве массовой информации.
3. В целях защиты прав и интересов участников рекламной игры уточнены требования к ее проведению.
4. Предусматривается сокращение срока осуществления административной процедуры по государственной регистрации рекламной игры с 15 до 10 дней.
5. К источникам формирования призового фонда помимо денежных средств и иного имущества (работ, услуг) отнесены подарочные сертификаты.
6. Предусматривается право наследника на получение выигрыша в случае смерти победителя рекламной игры.