Вы на портале

Закон о защите прав потребителей: планируемые изменения

В настоящее время подготовлен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей"» (далее — законопроект). Обратим внимание на основные изменения, которые законопроект привнесет в практику регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.

Кухарева Екатерина
Кухарева Екатерина

Медиатор, магистр права, практикующий юрист с опытом работы в должности судьи суда общей юрисдикции

2496 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Продажа товаров с использованием сети Интернет

Одной из новелл является корректировка правового регулирования отношений, связанных с формой оплаты и местом приобретения товаров при продаже товаров с использованием сети Интернет. 

Выбор продавцом формы оплаты

Законопроектом предусматривается изменение п. 2 ст. 9-1 Закона Рес­публики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон), в соответствии с которым требование о предоставлении потребителю права выбора формы оплаты (наличная или безналичная) не будет распространяться на случай, когда продажа товаров осуществляется с использованием глобальной компьютерной сети Интернет и продавец осуществляет расчеты только в безналичной форме.

Для практической реализации данной нормы необходимо наличие одновременно двух условий:

1) продажа товаров должна осуществляться с использованием сети Интернет; 

2) продавец должен принять решение об осуществлении расчетов за товары только в безналичной форме.

С одной стороны, такое изменение дает возможность продавцу отказаться от наличного расчета, что позволит сократить операционные расходы, связанные с приемом наличных денежных средств (приобретение касс, их обслуживание, информационные услуги обмена с СККО, расходы на бумажные ленты, расходы на инкассацию), и, как следствие, снизить стоимость товара.

С другой стороны, это может ограничить права тех потребителей, у которых нет возможности осуществлять расчеты за товары только в безналичной форме. К такой категории потребителей можно отнести студентов, получающих образование на платной основе и не имеющих собственного источника дохода в виде стипендии или заработной платы, а как следствие — и банковской карты; граждан, которые в силу возраста или личных убеждений используют исключительно наличную форму расчетов; граждан, которые являются неуверенными пользователями глобальной компьютерной сети Интернет, в связи с чем при оплате ими могут быть допущены различные ошибки, опечатки (например, ошибка в реквизитах и (или) сумме платежа).

Справочно:
В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона покупатель вправе обменять товар или возвратить товар в месте его приобретения или иных местах, объявленных продавцом. При этом место возврата товара продавец может определить отличное от места пункта выдачи заказа (пункта самовывоза товара).

При этом отметим, что именно продавец будет принимать решение об осуществлении расчетов только в безналичной форме или о возможности использования в расчетах как наличной, так и безналичной форм оплаты. Продавец должен учесть риск того, что часть покупателей, которые не готовы использовать безналичную форму расчетов, могут отказаться от приобретения у него товара.

Определение места приобретения товара

Законопроект четко устанавливает, что при осуществлении дистанционной торговли с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, предусматривающей передачу товаров потребителям в пунктах выдачи заказов, определенных продавцом, местом приобретения таких товаров являются эти пункты.

Таким образом, корректировка п. 1 ст. 28 Закона позволит решить проблемный вопрос с обменом или возвратом товара надлежащего качества, поскольку в настоящее время далеко не все пункты выдачи заказа принимают товар для его обмена или возврата.

Изменения в расчетах продавца с потребителем при возврате товара ненадлежащего качества

Законопроектом планируется также корректировка нормы, связанной с осуществлением расчетов с потребителем при возврате им продавцу товара ненадлежащего качества.

Предусмотрено изменение ч. 1 п. 4 ст. 27 Закона, согласно которой все расчеты с потребителем в установленных Законом случаях будут осуществляться с учетом розничной цены товара, утвержденной продавцом, на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено — на момент вынесения судом решения. В данном случае речь идет о розничной цене товара без учета скидок на товар.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реа­лизацию в организациях торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) от 10.06.2021 № 130 (далее — Методические рекомендации), розничная цена — цена на товар, реализуемый населению для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору розничной купли-продажи. Розничной ценой является цена приобретения, увеличенная на размер торговой надбавки и НДС, включенные в розничную цену товара (п. 11 Методических рекомендаций).

Справочно.
Согласно п. 15 Методических рекомендаций скидка — снижение продавцом сформированной им розничной цены товаров. Порядок предоставления скидок, в котором предусматриваются условия предоставления скидок, а также конкретные размеры скидок организации розничной торговли разрабатывают и утверждают локальным актом самостоятельно.

Продавец самостоятельно устанавливает как розничную цену на товар, так и скидку, которая в свою очередь формируется от установленной им же розничной цены.

Таким образом, с учетом планируемых изменений в п. 4 ст. 27 Закона, если потребитель возвращает некачественный товар, приобретенный со скидкой (при условии, что скидка продолжает действовать), продавец обязан возвратить сумму розничной цены товара. Розничная цена товара будет либо утверждена продавцом на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, либо при разногласиях — на момент вынесения судом решения.

Изменения в компетенции государственных органов 

Законопроектом планируется внесение изменений в части компетенции государственных органов, иных государственных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей. Предусмотрено, что государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей, наделяются полномочиями на направление изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) предписания об устранении нарушений прав потребителей.

Справочно.
В настоящее время Законом предусмотрена обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей по требованию местных исполнительных и распорядительных органов предоставлять информацию, необходимую им для рассмотрения обращений потребителей, иных граждан и организаций по вопросам защиты прав потребителей (п. 2 ст. 43 Закона).

При этом организации, индивидуальные предприниматели обязаны по требованию соответствующего органа, в том числе МАРТ, в установленный срок предоставлять документы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, необходимую для исполнения возложенных на такой орган полномочий по вопросам защиты прав потребителей. В том числе — информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В этой связи отметим следующее:

— изложение в новой редакции п. 3 ст. 42 и п. 2 ст. 43 Закона позволит применять в отношении должностных лиц или иных уполномоченных лиц организации или индивидуальных предпринимателей предусмотренную ст. 24.11 КоАП административную ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин;

— исполнение предписания об устранении нарушений прав потребителей, а также информирование об исполнении предписания является обязательным для исполнения. 

Выводы
1. Законопроект наделяет продавца правом принять решение об осуществлении расчетов только в безналичной форме или о возможности использования в расчетах как наличной, так и безналичной форм оплаты. При этом есть риск того, что часть покупателей, которые не готовы использовать безналичную форму расчетов, откажутся от приобретения товара у продавца.
2. При осуществлении дистанционной торговли с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, предусматривающей передачу товаров потребителям в пунктах выдачи заказов, определенных продавцом, местом приобретения таких товаров являются эти пункты.
3. При возврате потребителем некачественного товара, приобретенного со скидкой, при расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств, если данная скидка продолжает действовать, потребителю возвращается сумма розничной цены товара. Розничная цена утверждена продавцом на момент добровольного удовлетворения требования потребителя или на момент вынесения судом решения.
4. Государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей, наделяются полномочиями на направление изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) предписания об устранении нарушений прав потребителей.
5. Предусматриваемые законопроектом изменения и правовые механизмы направлены на еще большую защиту прав потребителей, а также на усиление ответственности субъектов хозяйствования.

2496 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме