Содержание:
Предпосылки для внесения изменений в законодательство о государственных закупках
Законопроект был разработан Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) в целях совершенствования порядка осуществления государственных закупок с учетом практики применения действующего Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З).
По мнению Министра антимонопольного регулирования и торговли Алексея Богданова, в результате изменений в Закон № 419-З, которые планируется принять до конца 2023 г., проведение государственных закупок упростится, а уровень конкуренции возрастет, что будет способствовать оперативному и эффективному расходованию бюджетных средств.
Справочно.
Интервью с Министром МАРТ Алексеем Богдановым доступно по короткой ссылке clck.ru/366jxD
Член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Светлана Горваль в числе причин, побудивших внести изменения в Закон № 419-З, назвала в том числе множество предложений, поступающих от государственных органов и государственных организаций, которые занимаются закупкой из бюджетных средств необходимых товаров (работ и услуг), с целью минимизировать временные затраты на организацию закупок. Не менее важной причиной изменений является противодействие коррупции и злоупотреблениям. Конечная цель законодателя при принятии законопроекта — найти баланс между упрощением процедур закупок и сохранением норм, предотвращающих злоупотребления при расходовании бюджетных средств.
Справочно.
Интервью с членом Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Светланой Горваль доступно по короткой ссылке clck.ru/366k2m
Что предлагается изменить?
С целью совершенствования порядка осуществления государственных закупок и с учетом практики применения Закона № 419-З законодатель предлагает:
1) наделить МАРТ полномочиями по определению порядка расчета предельной стоимости предмета государственной закупки. Предельную стоимость государственной закупки предлагается ввести вместо ориентировочной стоимости закупки;
Справочно.
На сегодняшний день предельная стоимость предмета государственной закупки применяется только в электронном аукционе. Смысл ее заключается в том, что торги начинаются с цены, указанной заказчиком, и идут вниз - на понижение. Применение данного принципа в других процедурах закупок не позволит участникам завышать цену по процедуре закупки и предложить цену большую, чем определил заказчик в документации для закупки.
2) заключать договоры на срок более года по ряду товаров (работ, услуг). Право заключения долгосрочных договоров будет доступно в отношении товаров (работ, услуг), которые необходимы на постоянной основе и перебои в приобретении которых недопустимы. К таким товарам (работам, услугам) законодатель в законопроекте относит: коммунальные, банковские, услуги по комплексному техобслуживанию инженерных сетей и оборудования, лекарственные средства и медицинские изделия, договоры аренды и прочие аналогичные товары (работы, услуги). Кроме того, у заказчиков появится право продлевать на два месяца очередного календарного года без проведения процедур договоры на закупку товаров ежедневной и еженедельной потребности;
3) усовершенствовать законодательство о государственных закупках путем исключения участия в них аффилированных лиц. Механизм исключения из участия в государственных закупках аффилированных лиц предлагается реализовывать следующим образом: участники процедур государственных закупок будут перечислять свои аффилированные лица в пакете документов, предоставляемых к закупке, а заказчик процедуры государственной закупки после анализа этой информации и совпадении хотя бы одного из лиц будет отклонять таких участников;
Справочно.
Согласно ст. 56 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" аффилированными лицами хозяйственного общества являются физические и юридические лица, способные прямо или косвенно определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лица, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние.
4) предоставить право государственным органам и организациям воспользоваться процедурой закупки из одного источника в случаях, когда проведение конкурентных процедур закупок по экономическим причинам невозможно;
5) увеличить порог для проведения процедуры закупки из одного источника с 300 до 500 базовых величин;
6) перевести процедуру закупки из одного источника в электронный формат, что, по мнению МАРТ, позволит создать лучшие условия для привлечения большего количества участников и, соответственно, большей конкурентности. Переход в электронный формат закупки из одного источника позволит сэкономить заказчику на расходных материалах, так как не нужно будет рассылать приглашения каждому потенциальному участнику;
Справочно.
Сейчас на долю процедур закупок из одного источника приходится 60 % от всех процедур закупок. Потенциальные участники, как правило, узнают о проведенной процедуре уже после ее завершения, так как, для того чтобы они узнали о ней ранее, заказчик должен направить им приглашение на бумажном носителе.
7) сократить сроки проведения государственных закупок за счет исключения обязанности проведения повторной конкурентной процедуры в случае, когда первая процедура государственной закупки не состоялась. Законодатели предлагают сразу перейти к процедуре закупки из одного источника без согласования с вышестоящей организацией;
8) сократить сроки обжалования при проведении процедур закупок и сроки рассмотрения заявлений о нарушениях порядка их осуществления, предусматривается использование экранной формы при подаче жалоб;
9) определить механизм действия заказчика при непредставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения своих обязательств;
10) регламентировать вопросы размещения информации об исполнении договоров;
11) упорядочить гарантированное участие в государственных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства;
Законопроектом уточняются и расширяются полномочия Совета Министров Республики Беларусь, в том числе в части применения преференциальной поправки, закрепляются нормы, направленные на дальнейшую цифровизацию, совершенствование и оптимизацию процедур государственных закупок, а также на исключение недобросовестного посредничества, злоупотреблений при участии в закупках.
Выводы
1. Принятие законопроекта упростит проведение процедур государственных закупок, повысит прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств, создаст дополнительные стимулы для развития конкуренции.
2. Введение предельной стоимости предмета закупки позволит значительно сэкономить бюджетные средства и не позволит участникам процедур закупок необоснованно завышать цены на товары (работы, услуги).
3. Благодаря увеличению порога для процедур закупок из одного источника с 300 до 500 базовых величин проведение большого числа закупок значительно упростится, а проведение данного вида процедуры в электронном формате даст возможность заказчику сэкономить расходные материалы.
4. Заключение договоров на срок более года позволит сократить затраты заказчиков (человеко-часы и расходные материалы) на проведение дополнительных процедур государственных закупок в отношении некоторых товаров (работ, услуг).
5. Сокращение сроков на обжалование при проведении процедур закупок и исключение повторной процедуры закупки после первой несостоявшейся даст возможность значительно сэкономить время на проведение государственных закупок.
6. Недопущение к участию в процедурах государственных закупок аффилированных лиц позволит исключить злоупотребления в закупках и недобросовестное посредничество.