Вы на портале

Деловые мероприятия, корпоративы: включение организаторов в реестр

Решением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2022 создан реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий (далее — Реестр). Организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий организаторами, подлежащими включению и не включенными в Реестр, не допускаются. Также организация и проведение таких мероприятий запрещаются без получения гастрольного удостоверения в случаях, когда требуется его получение.

1 января 2023 г. вступили в силу изменения в Кодекс Республики Беларусь о культуре (далее — Кодекс о культуре), внесенные Законом Республики Беларусь от 21.07.2022 № 201-З «Аб змяненнi законаў па пытаннях культуры». Согласно принятым изменениям организация культурно-зрелищных мероприятий для собственных нужд юридического лица без цели извлечения прибыли (дохода) (то есть бесплатных, без продажи билетов) должна проводиться с учетом требований о включении организатора в Реестр и получении гастрольного удостоверения.

Далее рассмотрим, какие мероприятие относятся к культурно-зрелищным, кто является организатором культурно-зрелищного мероприятия, а также каков порядок включения в Реестр и получения гастрольного удостоверения.

Малахова Анастасия
Малахова Анастасия

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Лясович Дмитрий
Лясович Дмитрий

Юрист ООО «Эс Би Эйч Ло Оффисис»

6246 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Характеристика культурно-зрелищного мероприятия

Культурно-зрелищное мероприятие характеризуется совокупностью следующих условий (ч. 1 п. 1 ст. 213 Кодекса о культуре):

• публичное исполнение;

• наличие результатов творческой деятельности;

• определенный субъектный состав — коллективы художественного творчества и (или) отдельные исполнители.

Публичным исполнением является представление произведения или объекта смежных прав посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических устройств (в отношении аудиовизуального произведения — показ кадров в их последовательности), в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», далее — Закон об авторском праве).

Исполнителем является актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства, в том числе произведения народного творчества, посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер (ст. 4 Закона об авторском праве).

Согласно разъяснению, размещенному на сайте Министерства культуры, к культурно-зрелищным мероприятиям относятся спектакли, концерты, представления, фестивали, вечеринки, праздники, корпоративы, юбилеи, театрализованные шествия, карнавалы, цирковые представления, шоу, баттлы, церемонии вручения наград, конкурсы красоты, демонстрации моделей одежды и аксессуаров, церемонии открытия и закрытия спортивных, научных, экономических и иных мероприятий в случае участия в них творческих коллективов и исполнителей, творческие встречи, авторские вечера и др.

Важно: лицо, планирующее организовать мероприятие, должно самостоятельно квалифицировать планируемое мероприятие с учетом его содержания как культурно-зрелищное или иное мероприятие (например, иное культурное мероприятие, спортивно-массовое мероприятие, образовательное мероприятие). 

В зависимости от квалификации мероприятия будут подлежать применению нормы законодательства, определяющие порядок организации и проведения соответствующих мероприятий. 

Кто признается организатором культурно-зрелищного мероприятия

Организаторами культурно-зрелищных мероприятий являются юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, которые осуществляют деятельность по проведению культурно-зрелищных мероприятий (п. 2 ст. 213 Кодекса о культуре).

В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса о культуре отличительными признаками организатора культурно-зрелищного мероприятия являются:

  • принятие им решения об организации культурно-зрелищного мероприятия;
  • и (или) осуществление организационного, финансового, иного обеспечения организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия.

Согласно разъяснениям, размещенным на сайте Министерства культуры, организация, которая заключает договор на подготовку и проведение культурно-зрелищного мероприятия с иным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на оказание услуг, связанных с подготовкой и проведением культурно-зрелищного мероприятия, не подлежит включению в Реестр. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, с которыми данная организация заключает договор, должны состоять в Реестре.

Возможна ситуация, когда функционал по организации и проведению культурно-зрелищного мероприятия распределяется между двумя организациями (например, аренда помещения, аренда оборудования, заключение договора с исполнителем или творческим коллективом). Представляется, что в таком случае организатором мероприятия необходимо рассматривать ту организацию, которая заключает договор с исполнителем и (или) коллективом художественного творчества для участия в мероприятии. 

В соответствии с п. 8 ст. 213 Кодекса о культуре требование о включении в Реестр, а также о получении гастрольного удостоверения не распространяется на культурно-зрелищные мероприятия, которые проводятся гражданами для личных нужд самого гражданина и (или) его близких родственников, в том числе членов семьи, родственников по поводу семейного или иного праздника без получения прибыли (дохода). 

Порядок включения в Реестр

В соответствии с Положением о порядке формирования и ведения реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2022 № 401 «О реестре организаторов культурно-зрелищных мероприятий», Реестр представляет собой базу данных Республики Беларусь, включающую сведения об организаторах культурно-зрелищных мероприятий. Реестр размещен в общем доступе на сайте Министерства культуры Республики Беларусь.

Не подлежат включению в Реестр государственные органы, государственные организации и организации, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Включение в Реестр осуществляется в порядке соответствующих административных процедур. Плата за включение в Реестр не взимается. 

Справочно.
Административные процедуры по включению в Реестр и исключению из Реестра предусмотрены пп. 11.10.3 и 11.10.4 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 (далее – Единый перечень).
Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 11.07.2022 № 56 «Об утверждении регламентов административных процедур» утверждены регламенты соответствующих процедур.

Рассмотрение заявления осуществляется Республиканской экспертной комиссией по формированию и ведению Реестра, создаваемой при Министерстве культуры в течение 20 календарных дней. При рассмотрении заявления анализируется художественный уровень культурно-зрелищных мероприятий, проведенных организатором. Отказ во включении в Реестр осуществляется в случае низкого художественного уровня культурно-зрелищных мероприятий, проведенных организатором, а также выявления иных фактов, перечень которых установлен законодательством, например:

  • факт неоднократной отмены культурно-зрелищных мероприятий без уважительных причин;
  • факты неоднократного проведения культурно-зрелищных мероприятий с нарушением требований законодательства;
  • факты неоднократного нарушения сроков выплаты компенсации стоимости входного билета, ее невыплаты либо выплаты в неполном размере в случаях, предусмотренных Кодексом о культуре.

Под критерием неоднократности понимается два и более раза на протяжении года до даты подачи заявления о включении в Реестр.

Таким образом, художественный уровень проведенных мероприятий, а также фактические обстоятельства деятельности организатора имеют значение при рассмотрении заявления о включении в Реестр.  

Гастрольное удостоверение

Для организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия его организатор обязан получить свидетельство на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь (далее — гастрольное удостоверение). Для того, чтобы обратиться за получением гастрольного удостоверения, организатору необходимо быть включенным в Реестр. 

Исключения, при наличии которых получение гастрольного удостоверения не требуется, перечислены в п. 3 ст. 214 Кодекса о культуре. 

Гастрольное удостоверение должно быть получено независимо от целей проведения мероприятия (как с получением, так и без получения прибыли (дохода)).

Гастрольное удостоверение выдается на право организации и проведения каждого (отдельного) культурно-зрелищного мероприятия или нескольких культурно-зрелищных мероприятий, проводимых на территории одной области или г. Минска на протяжении 30 календарных дней в рамках гастролей с участием одного и того же исполнителя (состава исполнителей) (п. 2 ст. 214 Кодекса о культуре).

За получением гастрольного удостоверения необходимо обратиться не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемого дня начала продажи входных билетов или дня проведения культурно-зрелищного мероприятия (если продажа билетов не предусмотрена) (п. 5 ст. 214 Кодекса о культуре).

Справочно.
Административные процедуры по получению гастрольных удостоверений предусмотрены пп. 11.10.1 и 11.10.2 Единого перечня. Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 04.01.2022 № 3 «Об утверждении регламентов административных процедур» утверждены регламенты соответствующих процедур.

При рассмотрении заявления учитывается художественный уровень исполнений, предусмотренных программой культурно-зрелищного мероприятия, который оценивается по установленным критериям (п. 7 ст. 214 Кодекса о культуре). 

Таким образом, при планировании проведения мероприятия, которое по своему содержанию является культурно-зрелищным, необходимо соблюдать требования к установленному порядку организации и проведения таких мероприятий. Если иное не предусмотрено законодательством, организатор мероприятия должен быть включен в Реестр и должно быть получено гастрольное удостоверение.

6246 Shape 1 copy 6Created with Avocode.