Обстоятельства дела
Органы ДФР и КГК осуществили проверку в отношении предприятия, которое является крупным производителем алкогольной продукции, а также одним из основных налогоплательщиков. Предприятие наладило поставки производимой алкогольной продукции в магазины беспошлинной торговли, что приносило хорошую прибыль в связи с применением льгот по уплате акцизов и НДС именно при реализации через сеть магазинов дьюти-фри. В соответствии с абз. 6 ч. 1 подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК, п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2015 № 173 «Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров» (далее — Указ) предоставлено право на применение ставки НДС в размере 0 % и освобождение от акцизов при реализации товаров собственного производства владельцу магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли.
Справочно.
Согласно ч. 2 подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК для целей применения ставки НДС в размере 0 % товарами собственного производства признаются товары, дата отгрузки которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного плательщику в установленном законодательством порядке и подтверждающего принадлежность этих товаров к продукции собственного производства.
Позиция органов финансовых расследований
Исходя из положений п. 11 ст. 102 НК, п. 2 Указа основанием для применения вышеуказанных налоговых льгот по НДС и акцизам является наличие у плательщика следующих документов:
— договора купли-продажи, заключенного им с владельцем магазина беспошлинной торговли, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли;
— товарно-транспортной накладной, подтверждающей отгрузку им товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли, с указанием ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 %;
— копий деклараций на товары собственного производства, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, либо копий внешнего представления деклараций на товары собственного производства, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, если такие декларации были представлены в таможенный орган владельцем магазина беспошлинной торговли в виде электронного документа;
Справочно.
Все копии таможенных деклараций заверяются печатью и подписью руководителя юридического лица, являющегося владельцем магазина беспошлинной торговли, либо уполномоченного им лица.
— сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке;
— реестра документов, подтверждающих реализацию товаров собственного производства владельцам магазинов беспошлинной торговли, по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Стоит также отметить, что проверяемым предприятием налоговые льготы применялись в период с 01.11.2015 по 31.10.2016, в то время как за выдачей сертификатов продукции собственного производства (причем за 2015, 2016 и 2017 гг.) ОАО обратилось в соответствующий территориальный орган Белорусской торгово-промышленной палаты (далее — БелТПП) только в июле 2017 г., когда обнаружило факт отсутствия данного сертификата. В связи с этим БелТПП была проведена экспертиза по отнесению продукции к продукции собственного производства с составлением соответствующих актов без выдачи согласно п. 11 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520, сертификатов собственного производства, действующих в период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Фактически предприятие получило только сертификат продукции собственного производства, срок действия которого определен в период с 01.01.2017 по 01.01.2018, то есть за календарный год, соответствующий году обращения предприятия.
Кроме того, одним из условий применения налоговых льгот является наличие у плательщика реестра документов, подтверждающих реализацию товаров собственного производства владельцам магазинов беспошлинной торговли, по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — реестр), который плательщик представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет одновременно с налоговыми декларациями (расчетами) по НДС и акцизам.
Проверка показала, что проверяемый субъект своевременно предоставлял в налоговый орган реестр за соответствующие отчетные периоды, однако в графах 4, 5 данного реестра (приложения 6 и 3 к формам налоговых деклараций (расчетов) по НДС и акцизам соответственно) обществом указывались реквизиты сертификата соответствия, который согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (в редакции, действовавшей до 29.07.2017) является документом, удостоверяющим соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законодательства применение ставки НДС в размере 0 % и освобождение от акцизов при реализации товаров собственного производства владельцу магазинов беспошлинной торговли является обоснованным при наличии в том числе сертификата продукции собственного производства, подтверждающего принадлежность реализуемых владельцу магазинов беспошлинной торговли товаров к продукции собственного производства.
По результатам проведенной проверки составлен акт, в соответствии с которым обществу доначислены налоги.
Справочно.
Порядок выдачи сертификатов продукции собственного производства определяется:
— п. 2 Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520;
— п. 10 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817.
Позиция ОАО
Понимая фактическое отсутствие полученного в установленном порядке сертификата продукции собственного производства за 2015–2016 гг., предприятие обратилось за соответствующими разъяснениями, касающимися возможности и обоснованности применения льгот при наличии только вышеуказанных актов экспертизы, выданных БелТПП, подтверждающих отнесение указанной алкогольной продукции к продукции собственного производства, в Министерство по налогам и сборам. Последнее своим ответом разъяснило, что акт экспертизы по отнесению продукции к продукции собственного производства не является документом, заменяющим сертификат продукции собственного производства в целях применения вышеуказанных налоговых льгот.
Предприятие в своих возражениях не согласилось с результатами проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС и акцизов, обосновывая свои доводы тем, что согласно выданным Гродненским отделением БелТПП актам экспертизы по отнесению к продукции собственного производства (от 26.07.2017 и от 01.08.2017) общество признано производителем продукции, поставленной в магазины беспошлинной торговли, а сертификатом продукции собственного производства, полученным в июле 2017 г., срок действия которого определен в период с 01.01.2017 по 01.01.2018, указанные в нем наименования продукции, выпускаемые обществом, отнесены к продукции собственного производства.
Позиция суда
С целью признания указанных актов экспертизы документами, подтверждающими отнесение продукции к продукции собственного производства, предприятие обратилось с иском в экономический суд, подразумевая, что в случае признания судом указанного факта применение в 2015–2016 гг. льгот по НДС и акцизам будет признано обоснованным. В ходе судебного рассмотрения дела судом принято решение не в пользу предприятия ввиду существования спора о праве между сторонами, что препятствует рассмотрению исковых требований истца.
Позиция финансовой милиции в указанной ситуации основывалась на применении норм налогового законодательства, содержащих четкое понятие сертификата продукции собственного производства как единственного документа, подтверждающего принадлежность продукции к продукции собственного производства, наличие которого дает право на применение льгот по уплате НДС и акцизов.
Штрафные санкции
После вынесения органом финансовых расследований решения по акту проверки кроме налогов предприятию рассчитаны и предъявлены к уплате пени за несвоевременное исполнение налоговых обязательств.
После обращения предприятия в межведомственную комиссию с целью освобождения от уплаты пеней последней принято решение об освобождении предприятия только от 50 % пеней. Сумма налогов, предъявленная по результатам проверки обществу, взыскана в бюджет государства в полном объеме.
Рекомендации.
1. Перед применением льгот по налоговым вычетам проверить правовые основания в отношении своей организации.
2. При применении льгот по налоговым вычетам своевременно получить в надлежащей форме разрешения, сертификаты и др. со стороны уполномоченных органов.
3. Вести необходимые реестры в соответствии с установленными требованиями.
4. Правильно заполнять налоговые декларации, внося соответствующие действительности данные, которые можно подтвердить имеющимися документами.
5. Учитывать (проверять, соотносить) даты применения льгот и даты, указанные в разрешительных документах.
6. Соизмерять возможные последующие штрафные санкции с получением «легкой» и «быстрой» выручки при сознательном нарушении налогового законодательства.