Вы на портале

Договор на продвижение сайта или страницы в социальных сетях

Продвижение в Интернете и в социальных сетях — необходимость цифрового общества. Маркетологи хором твердят: «Если вас нет в социальных сетях — значит, вас нет для потенциального потребителя!» Поэтому большинство современных компаний имеют свой сайт и страницы в различных социальных сетях. Они предназначены для распространения информации о компании и продвижении ее товаров (работ, услуг).

Однако даже красивый, наполненный сайт или страница привлечет гораздо больше новых клиентов, если грамотно его продвигать. Для этого компании часто привлекают маркетинговые агентства, заключая договоры на продвижение сайта или социальной страницы. Что необходимо предусмотреть в таком договоре?

Андриевская Ирина 
Андриевская Ирина 

Юрист ООО «Ревера Лигал»

3064 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

SEO- и SMM-продвижение

В настоящее время грамотное SEO- и SMM-продвижение — это эффективные и необходимые инструменты для привлечения целевой аудитории и увеличения продаж.

SEO-продвижение — комплекс мер, направленных на поднятие позиций сайта по результатам выдачи поисковых систем по запросам пользователей. Как правило, чем выше позиция в результатах поиска, тем больше пользователей посещает сайт.

Справочно.
SEO — сокр. от Search Engine Optimization («оптимизация в поисковой системе»).

Пример:
Организация занимается продажей велосипедов в Республике Беларусь, развивает собственный сайт. Однако при поиске в поисковой системе Google.by ссылка на сайт организации отображается только на второй странице списка результатов. Из-за этого многие потенциальные клиенты даже не знают о компании, переходя по одной из ссылок на первой странице. Организация обращается за услугами по продвижению сайта в списке результатов выдачи поисковых систем.

SMM-продвижение представляет собой продвижение через различные социальные сети. Для SMM используются различные инструменты, например, публикации, рекламные записи, таргетинг, конкурсы среди подписчиков, опросы и т.д.

Справочно.
SMM — сокр. от Social Media Marketing («маркетинг в социальных сетях»).

Пример:
Организация занимается производством и продажей одежды в Республике Беларусь, развивает страницы в социальных сетях ВКонтакте, Instagram, Facebook. Задача организации — сформировать аудиторию потребителей, заинтересовать их собственной продукцией. Организация обращается за услугами по продвижению страницы в социальных сетях.

Рассмотрим договор на продвижение сайта или страницы в социальных сетях с точки зрения его правовой природы и условий, которые следует включить в такой договор.

Договор на продвижение: услуга или… ?

Рассматриваемый договор относится к договору возмездного оказания услуг и регулируется главой 39 ГК. Отличие договора возмездного оказания услуг от договора подряда состоит в том, что подрядчик гарантирует заказчику достижение определенного результата (п. 1 ст. 656 ГК). Исполнитель услуг обязуется выполнить определенные действия, но не несет ответственность за достижение определенного результата. Деятельность исполнителя сама по себе имеет ценность, это определенный процесс. На интернет-продвижение влияет множество факторов, поэтому гарантировать конкретные сроки, трафик и позиции не может ни один специалист.

Таким образом, договор на продвижение сайта через поисковые системы или страницы в социальных сетях — это соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги по продвижению сайта или страницы в социальной сети, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Справочно.
Законодатель не устанавливает особых требований к форме договора на продвижение сайта или страницы в социальных сетях. Соответственно, к такому договору применяются общие правила о форме сделок.

Условия договора на продвижение

К существенным условиям договора возмездного оказания услуг ГК относит лишь условие о предмете (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК). Обратите внимание на формулировку предмета договора. Важно, чтобы договор называл конкретные услуги, оказание которых заказчик поручает исполнителю. Если заказчик хочет указать цифры (желаемые показатели продвижения), то возможно прописать их в качестве цели продвижения сайта или страницы в социальной сети.

Рекомендация.
В договоре не обязательно должны быть перечислены все действия, выполняемые исполнителем. Перечень оказываемых услуг можно определять в заявке на оказание услуг (в этом случае договор содержит лишь общее регулирование отношений сторон). Заявки помогают разграничить услуги, оказываемые в отношении разных сайтов в разные периоды времени.

Пример формулировки:
«Исполнитель обязан в течение срока действия Договора оказывать следующие услуги:
— редактировать теги «title»;
— корректировать описание страниц Сайта (тег «description»);
—  …».

Помимо предмета в договор рекомендуется включить следующие условия и разделы.

Термины и определения

В сфере IT, SEO- и SMM-продвижения используется много специфических терминов, которые могут быть непонятны человеку, не занятому в этой сфере. Предусмотреть их определение в договоре необходимо для того, чтобы избежать неоднозначного понимания терминов сторонами.

Пример:
По договору исполнитель обязуется «генерировать лиды». Однако у термина «лидогенерация» много значений: от получения клиентских заявок до создания вступительных абзацев к статьям. Из-за этого стороны могут понять договор по-разному: исполнитель будет думать, что от него ждут статей с вступлениями, хотя заказчик хочет получать заявки от клиентов.

Наименование сайта или страницы в социальной сети

В договоре следует указать, в отношении какого сайта или страницы в социальной сети оказываются услуги. Наиболее простой способ — привести ссылку на соответствующую страницу или сайт.

Рекомендация.
Убедитесь в том, что заказчик и исполнитель понимают термины одинаково, и приведите определение терминов в договоре на продвижение.

Поисковые сети и регион продвижения

В договоре необходимо конкретизировать регион продвижения и указать поисковые системы, в которых будет осуществляться продвижение (для договоров на продвижение сайта).

Пример формулировки:
«Продвижение сайта Заказчика [сайт] (регион продвижения — Республика Беларусь) осуществляется в поисковых системах Yandex.by и Google.by».

Стоимость услуг

В договоре на продвижение стоимость услуг обычно прописывается в виде ежемесячного фиксированного платежа. Для однозначного понимания договора сторонами необходимо указывать, какие именно услуги входят в стоимость, а какие услуги оплачиваются дополнительно и как определяется их цена. Например, в фиксированную стоимость услуг исполнителя могут входить консультации, аудит сайта и подготовка технических заданий на доработку сайта, а сами технические мероприятия и реализация технических заданий осуществляются за дополнительную плату. 

Срок оплаты

В договоре важно указывать срок оплаты услуг. Во избежание ситуаций, когда исполнитель выставляет счет в день оплаты и заказчик не успевает его оплатить, лучше привязывать срок оплаты к дате получения счета, а не указывать конкретное число. Прописывать сроки оплаты рекомендуется «с запасом». 

Право доступа

Заказчик вправе предоставить исполнителю право доступа к сайту или странице с возможностью вносить изменения (например, публиковать тексты, вносить изменения в функционал и т.д.). Это значит, что исполнителю будут переданы реквизиты для доступа к сайту или странице (логин и пароль, в том числе для доступа к серверу). Хотя это удобно для заказчика, потенциально такой шаг может привести к «захвату» сайта или страницы в социальной сети. В договор стоит включить запрет на изменение исполнителем реквизитов для доступа к сайту или странице. 

Рекомендация.
Если заказчик предоставляет исполнителю доступ к сайту или странице в социальной сети с правами редактирования, в договоре следует предусмотреть обязанность исполнителя согласовывать с заказчиком тексты, проводимые опросы, изображения и т.д.

Процесс коммуникации

Всем каналам связи, по которым стороны планируют обмениваться информацией по проекту, отчетами и документами, нужно придать в договоре юридическую силу, желательно — с указанием конкретных имен, адресов, логинов и никнеймов. Необходимо описать, в какой форме производится коммуникация, каким образом направляются отчеты. 

Рекомендация.
Следует определить и указать сотрудников, ответственных за коммуникации и уполномоченных действовать от имени соответствующей стороны.

Качество услуг

В договоре должны быть указаны критерии оценки качества оказываемых услуг. Чтобы избежать разногласий по качеству услуг, необходимо прилагать к договору технические задания. В них следует прописать требования и характеристики, которым должны соответствовать текстовые материалы, дизайн-макеты и другие результаты оказанных услуг.

Обычно качество услуг тесно связано с целями оказания услуг, которые также рекомендуется указать в договоре. В качестве целей можно определить: поднятие позиции сайта в результатах выдачи поисковой системы, увеличение количества посетителей сайта из поиска поисковых систем, увеличение подписчиков страницы в социальных сетях и т.п.

Отчетность

Указывайте в договоре, как часто заказчик будет получать отчеты (ежемесячно или еженедельно) и в какой форме. Еще лучше — составить вместе шаблон со всеми интересующими параметрами. Это могут быть списки новых страниц и выпущенных материалов, отчеты из систем статистики, динамика активности в социальных сетях, упоминание компании на сторонних площадках и т.д. Важно определить сроки устранения исполнителем замечаний заказчика в случае признания их обоснованными.

Документооборот

Не воспринимайте документооборот как простую формальность — не пренебрегайте актами оказанных услуг. Подписанные акты доказывают, что исполнитель выполнил свои обязательства. Если заказчик считает, что услуги оказаны некачественно, ему следует изложить все недостатки оказанных услуг в письменном виде и представить замечания исполнителю. Даже если исполнитель не сможет добиться доработки мирным путем, это поможет защитить права в суде.

Рекомендация.
В договоре также следует предусмотреть возможность одностороннего внесудебного отказа от договора. Обратите внимание: установление штрафных санкций за односторонний отказ от договора является неправомерным.

Интеллектуальная собственность

Если в перечень услуг входит разработка каких-либо объектов интеллектуальной собственности (например, дизайн-макета), важно включить в договор условия о передаче исключительных прав на данный объект. В случае социальных сетей отдельно стоит указать источники изображений, шрифтов, аудиофрагментов и т.д., которые исполнитель будет публиковать на странице.

Дополнительно по теме:
>>Петров А. Рекламные игры в соцсетях: что позволяет законодательство?
>>Воробьева В. Кто владелец группы в социальных сетях?

3064 Shape 1 copy 6Created with Avocode.