Содержание:
История вопроса
В рамках постановления № 616 действует временный порядок допуска белорусских промышленных товаров к российским закупкам. Несмотря на достигнутые договоренности о приведении национального законодательства в соответствие с правом ЕАЭС, Правительство Российской Федерации внесло изменения в постановление № 616*, которыми фактически установлен запрет на допуск к закупкам в РФ отдельных промышленных товаров и отменен временный порядок допуска.
* Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В частности, для допуска белорусской продукции к участию в государственных закупках России требуется предоставление сведений из Реестра. При этом перечень товаров, которые включены в постановление № 616, шире перечня товаров, которые в соответствии с Правилами могут быть включены в Реестр. Таким образом, часть промышленной продукции в настоящее время не может быть допущенной к закупкам в РФ. Например, продукция легкой промышленности (изделия текстильные, кожа и др.).
Справочно.
В настоящее время в Реестр включены более 40 производителей Республики Беларусь и более 4000 их товаров.
По инициативе белорусской стороны данный вопрос рассмотрен на заседании Совета ЕЭК, по итогам которого принято Решение от 24.12.2021 № 145** (далее — Решение ЕЭК № 145).
* О внесении изменений в Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок.
Данным Решением определен перечень товаров, которые будут включаться в Реестр на основании сертификата о происхождении товара формы СТ-1 в соответствии с критериями, установленными Правилами определения страны происхождения товаров в СНГ (далее — Правила СНГ)*.
* Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ (подписано 20.11.2009).
В перечень среди прочего включены: одежда, кроме форменной, специальной, защитной огнестойкой одежды, униформы, жилетов и поясов спасательных и бельевого трикотажа; изделия меховые; кожа, чемоданы, сумки; бумага и картон; троллейбусы и т.д.
Как стало?
Постановление № 173, принятое во исполнение Решения ЕЭК № 145, наделяет Белорусскую торгово-промышленную палату полномочиями на включение сведений в Реестр на основании сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (далее — сертификат СТ-1).То есть включение сведений в Реестр для целей госзакупок в отношении вышеперечисленных товаров осуществляется БелТПП.
Справочно.
Сертификат СТ-1 — документ, подтверждающий страну происхождения товара.
Само по себе включение в Реестр происходит на основании заявления, к которому и прикладывается сертификат СТ-1. В Реестр включаются сведения о товаре и его производителе. Сертификат СТ-1 выдается на неопределенный объем (количество) товара и рассматривается в качестве документа о происхождении товара в течение 1 года с даты его выдачи.
При этом Правила СНГ определяют порядок выдачи сертификата СТ-1 при его вывозе с территории государства-члена. В рассматриваемом же случае выдача сертификата будет осуществляться только для целей включения в Реестр и обеспечения возможности участия в закупках, то есть еще до того, как товар будет вывозиться с территории Республики Беларусь.
По аналогии с подходом, который применяется в закупках в Беларуси, предусмотрено, что особенности заполнения сертификата СТ-1 определяются МАРТ. Также закреплено, что Государственный комитет по стандартизации будет осуществлять в том числе верификацию сертификатов СТ-1 для целей Правил.
Таким образом, принятие постановления № 173 позволит обеспечить белорусским товарам доступ к государственным закупкам государств — членов ЕАЭС, в отношении которых в настоящее время имеется запрет на допуск к закупкам в РФ.