ДТП вне автодороги: является ли случай страховым?

Ситуация: в связи с произошедшим ДТП, в результате которого выезжавшее из ремонтного бокса транспортное средство совершило столкновение с роллетными воротами бокса, был причинен ущерб имуществу ООО «И» в виде повреждения роллетных ворот. Гражданская ответственность владельца транспортного средства была застрахована по системе «Зеленая карта». ООО «И» обратилось в экономический суд с иском к Белорусскому бюро по транспортному страхованию с требованием о выплате страхового возмещения.

Обновлено
Вакутина Юлия

юрисконсульт ООО «Авторанчо»



2735 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Выводы суда: сопоставив термины «дорога» и «дорожное движение», содержащиеся в Правилах дорожного движения Республики Беларусь, суд пришел к выводу, что территория СТО с находящимся на ней ремонтным боксом является объектом придорожного сервиса, предназначенным для обслуживания участников дорожного движения в пути следования, а отношения по использованию объектов придорожного сервиса (движение транспортных средств по территории таких комплексов) связаны с дорожным движением.


Обстоятельства дела

На территории СТО, принадлежащего ООО «И», произошло дорожно-транспортное происшествие: при выезде из ремонтного бокса транспортное средство столкнулось с роллетными воротами бокса, в результате чего был причинен ущерб имуществу ООО «И». Транспортное средство принадлежало нерезиденту Республики Беларусь, гражданская ответственность которого была застрахована по системе «Зеленая карта». По факту совершенного ДТП была составлена справка о ДТП, вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства по ч. 5 ст. 18.22 КоАП (нарушен подп. 87.2 п. 87 Правил дорожного движения Республики Беларусь, далее — ПДД).

Справочно.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 18.22 КоАП наступает в случае нарушения лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных ст. 18.12–18.16, 18.19–18.21 КоАП и ч. 1–4 ст. 18 КоАП.

В связи с установлением вины водителя транспортного средства в совершенном ДТП и для признания его страховым случаем в целях получения страхового возмещения ООО «И» обратилось в Белорусское бюро по транспортному страхованию как уполномоченной организации по выплате страхового возмещения в рамках заключенного нерезидентом Республики Беларусь договора страхования «Зеленая карта».  Белорусское бюро по транспортному страхованию отказалось признать данное происшествие страховым случаем в связи с тем, что ДТП произошло при выезде автомобиля из ремонтного бокса, то есть в месте, не предназначенном для дорожного движения (п. 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее — Положение о страховой деятельности)).

Справочно.
На территории Республики Беларусь действуют договоры страхования «Зеленая карта», заключенные со страховыми организациями государств — членов системы «Зеленая карта», с уполномоченными организациями которых Белорусское бюро по транспортному страхованию заключило соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Позиция истца

В подп. 2.17 п. 2 ПДД закреплено, что дорожное движение — это движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе их стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения. Таким образом, для констатации дорожного движения необходимо установить наличие: 1) движения (либо остановки, стоянки) транспортного средства, 2) дороги.

Понятие «движение транспортного средства» не содержится в ПДД. Под движением обычно понимают состояние, в котором транспортное средство при помощи двигателя приводит в действие колеса и они, осуществляя круговые вращения, сдвигают с места транспортное средство.

О том, что транспортное средство находилось в движении, говорит тот факт, что справкой о ДТП зафиксировано нарушение подп. 87.2 п. 87 ПДД. Справка о дорожно-транспортном происшествии и привлечение к административной ответственности водителя транспортного средства по ч. 5 ст. 18.22 КоАП в своей совокупности свидетельствуют о том, что факт ДТП действительно произошел, а следовательно, имеют место все элементы состава дорожно-транспортного происшествия, в том числе движение транспортного средства по дороге.

Справочно.
В соответствии с подп. 87.2 п. 87 ПДД при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

В подп. 2.15 п. 2 ПДД определено, что дорога — это комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 02.12.1994 № 3434-XII (далее – Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога включает в себя земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения, а также расположенные на ней объекты дорожного сервиса.

Справочно.
Автомобильные дороги Республики Беларусь включают автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям.

Истец считает, что полоса земли возле ремонтного бокса, а также ее участок, ведущий в ремонтный бокс, являются дорогой необщего пользования, находящейся вдоль коммуникаций и сооружений (то есть внутрихозяйственная дорога), что также подтверждается техническими нормативными правовыми актами, действующими в Республике Беларусь (ТКП 45-3.03-96-2008 (02250) от 01.11.2008 «Автомобильные дороги низших категорий. Правила проектирования», СНиП 2.05.07-91 от 01.07.1992 «Промышленный транспорт», ТКП 45-3.03-19 от 01.07.2016 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»), в которых указаны правила и порядок строительства дорог при их пересечении с сооружениями.

Справочно.
Своевременное доведение в доступных формах до сведения физических и юридических лиц ТНПА в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности возлагается на республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации. Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований ПДД определяются Министерством внутренних дел.

Понятие «места, не предназначенного для дорожного движения» не содержится ни в одном законодательном акте Республики Беларусь. Под местами, не предназначенными для дорожного движения, обычно понимают берег водоема, территорию лесного массива, поле сельскохозяйственного назначения и др.

Таким образом, Белорусское бюро по транспортному страхованию неверно толкует п. 158 Положения о страховой деятельности, что приводит к незаконному и необоснованному отказу в возмещении страхового возмещения.

Справочно.
Если факт причинения вреда в силу п. 158 Положения о страховой деятельности не относится к страховому случаю, то потерпевший вправе требовать возмещения вреда на основании общих правил, установленных ГК.

Позиция ответчика

Дорога — это комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов. Правилами дорожного движения определяется порядок движения на дорогах Республики Беларусь.

Назначением помещений, оборудованных канавами, эстакадами, подъемниками, моечными установками, другим технологическим оборудованием для обслуживания транспортных средств, не является использование их для движения транспортных средств и пешеходов. Такие помещения не являются дорогой, и, соответственно, на них не распространяются требования ПДД.

Помещения для обслуживания транспортных средств конструктивно и технологически приспособлены для движения транспортных средств при техническом обслуживании и ремонте, но не предназначены для дорожного движения.

В таких помещениях действуют локальные нормативные акты, регулирующие порядок въезда, выезда и движения по ремонтной зоне транспортных средств, согласно которым въезд в помещение, выезд из него, постановка транспортного средства на место ремонта, движение по ремонтной линии (канаве, эстакаде) осуществляются либо персоналом предприятия, либо под контролем должностных лиц предприятия. Факт причинения вреда имуществу ООО «И» в помещении ремонтного бокса не считается страховым случаем.

Справочно.
Под ЛНПА понимается нормативный правовой акт, изданный в пределах компетенции должностного лица, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Выводы суда первой инстанции

Истцом в судебное заседание представлен проект организации и безопасности дорожного движения по территории комплекса придорожного сервиса ООО «И» (станция технического обслуживания, охраняемая автостоянка), согласованный УГАИ УВД Миноблисполкома. Согласно указанному проекту дорога, с которой осуществляется въезд в здание станции технического облуживания и ремонтный бокс, обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой. В то же время в здании, по территории которого осуществляется передвижение транспортных средств во время мойки, выполнения ремонтных работ, дорожные знаки и дорожная разметка отсутствуют.

Справочно.
Объекты придорожного сервиса, размещенные без согласования с организацией государственного дорожного хозяйства, считаются незаконно расположенными и подлежат ликвидации в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

Из подп. 2.18 п. 2 ПДД следует, что дорожно-транспортное происшествие — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

При этом из указанного пункта не следует, что движение транспортного средства должно осуществляться по территории, предназначенной для дорожного движения.

Оформление сотрудниками ГАИ рассматриваемого события как ДТП не является безусловным основанием для признания заявленного события страховым в соответствии с условиями обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Справочно.
На основании п. 151 Положения о страховой деятельности вред, причиненный имуществу граждан и юридических лиц в результате ДТП (в том числе дорогам, дорожным сооружениям, техническим средствам регулирования дорожного движения и иным объектам), подлежит страховому возмещению.

Суд пришел к выводу, что движение по территории ремонтного бокса и здания станции технического обслуживания не подпадает под действие ПДД. Данная территория не является дорогой, исходя из определения дороги, содержащегося в ПДД; порядок движения транспортных средств по указанной территории регулируется сотрудниками, отвечающими за безопасность; дорожными знаками помещение ремонтного бокса не оборудовано.

Территория здания СТО и ремонтного бокса не являются местом, предназначенным для дорожного движения. Кроме того, из назначения помещения следует, что рассматриваемая территория предназначена для обслуживания транспортных средств: выполнения ремонтных работ, технического обслуживания, мойки транспортных средств, предполагающих возможность передвижения автомобилей в указанных помещениях. При этом в данном случае движение транспортного средства не рассматривается как дорожное движение.

Суд пришел к выводу о том, что оснований для признания заявленного истцом события страховым и взыскания в его пользу страхового возмещения в соответствии с условиями обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не имеется.

Выводы суда апелляционной инстанции

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что движение по территории ремонтного бокса, здания СТО не подпадает под действие ПДД, поскольку указанная территория не является дорогой. Следовательно, территория здания СТО и ремонтного бокса не является местом, предназначенным для дорожного движения. С учетом этого суд первой инстанции решил, что основания для признания заявленного истцом события страховым случаем и взыскания в его пользу страхового возмещения отсутствуют.

Справочно.
Суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции не проверяет фактов, установленных судом первой инстанции, если такие факты в суде первой инстанции были признаны и удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст. 107 ХПК.

Выводы суда кассационной инстанции

По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции неполно установил и неправильно оценил фактические обстоятельства, связанные с повреждением транспортным средством имущества ООО «И».

Из ст. 1, 12 Закона об автомобильных дорогах следует, что автомобильные дороги Республики Беларусь включают в себя автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования, которые предназначены для использования в порядке, определяемом ее владельцем с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь. А здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения), являются объектами придорожного сервиса. Отношения по использованию объектов придорожного сервиса (движение транспортных средств по территории таких комплексов) связаны с дорожным движением.

Справочно.
Размещение, строительство и функционирование объектов придорожного сервиса осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также генеральными схемами развития сервиса, утвержденными республиканским органом государственного управления в области автомобильных дорог и дорожной деятельности и областными исполнительными комитетами в пределах предоставленных им полномочий.

Cуд кассационной инстанции установил, что имущество ООО «И» было повреждено в ходе эксплуатации (движения) транспортного средства при его выезде из ремонтного помещения на примыкающую к ремонтному боксу дорогу необщего пользования на территории комплекса придорожного сервиса, а не в процессе осуществления ремонтных работ.

Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, указав, что судом первой инстанции не рассматривался вопрос о размере причиненного имуществу вреда.

Справочно. 
Размер вреда определяется согласно Правилам определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од.

Выводы суда первой инстанции, рассматривавшего дело в ином составе суда

При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции в ином составе суда исполнил указания суда кассационной инстанции в части определения размера вреда, причиненного имуществу ООО «И», и удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании страхового возмещения в полном объеме.

***

Данный пример из судебной практики показывает, что страховые организации, в том числе Белорусское бюро по транспортному страхованию, имеют свою принципиальную позицию относительно толкования оснований для непризнания некоторых фактов причинения вреда страховыми случаями, в частности, во время использования транспортного средства в местах, не предназначенных для дорожного движения. Такое противоречие между позициями двух сторон договора страхования возникло в связи с отсутствием законодательно закрепленного перечня мест, не предназначенных для дорожного движения.

Следует отметить, что в настоящее время на сайте Министерства финансов Республики Беларусь для обсуждения размещен проект указа «Об изменении указов Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», в котором предлагается исключить из п. 158 Положения о страховой деятельности норму о том, что причинение вреда во время использования транспортного средства в месте, не предназначенном для дорожного движения, не является страховым случаем.

По нашему мнению, такое внесение изменений в действующее страховое законодательство соответствует сложившимся на практике реалиям и должно исключить противоречия в толковании существующей нормы.

2735 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
В условиях постоянного развития информационных технологий вопрос защиты информации компании становится все более актуальным, а когда речь идет об информации, представляющ...
Локальное нормотворчество