Вы на портале

Единый реестр сведений о банкротстве: что предлагается изменить?

Недавно на общественном обсуждении находился проект постановления Министерства экономики Республики Беларусь «О некоторых вопросах Единого государственного реестра сведений о банкротстве» (далее — Проект).

Рассмотрим более подробно предлагаемые изменения в Единый реестр сведений о банкротстве.

Залуцкая Анна
Залуцкая Анна

Директор ООО «Капитал Диалог», антикризисный управляющий

6005 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Обоснование необходимости издания Проекта

Принятие Закона Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — Закон), который вступает в силу с 1 октября 2023 г., повлекло за собой необходимость изменения ряда нормативных правовых актов в данной сфере.

Согласно ст. 229 Закона на Совет Министров возложены обязанности по обеспечению приведения актов законодательства в соответствие с Законом и принятию мер по реализации положений Закона.

Одним из таких актов является действующее постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2013 № 391 «О некоторых вопросах Единого государственного реестра сведений о банкротстве», которое на текущий момент регулирует порядок формирования и ведения Единого государственного реестра сведений о банкротстве (далее — Единый реестр).

В соответствии со ст. 38 Закона предусмотрена концентрация сведений по делам о несостоятельности или банкротстве, по делам по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством, об управляющих в электронном виде в Едином реестре.

Проектом предполагается утвердить Положение о Едином реестре, перечни сведений, подлежащих размещению на безвозмездной и возмездной основе, а также порядок оплаты услуг оператора реестра — РУП «Информационный центр Министерства экономики Республики Беларусь».

Согласно обоснованию необходимости принятия постановления Проект разработан для повышения открытости и прозрачности процедур банкротства.

Сведения об управляющих в Едином реестре

Как и действующее законодательство, Проект содержит ряд сведений об управляющих, подлежащих включению в Единый реестр: 

  • полное и сокращенное наименование, ФИО управляющего (руководителя управляющего);
  • сведения об аттестации управляющего (руководителя управляющего);
  • сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих и сроке его действия;
  • контактные телефоны, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии).

Нововведением является только указание на размещение банковских реквизитов управляющих, реквизитов электронных кошельков (при их наличии).

Сведения о должниках в Едином реестре

Аналогично действующим требованиям в Едином реестре подлежат размещению:

  • информация о должнике (ФИО, наименование, учетный номер плательщика);
  • информация о суде, в производстве которого находится дело, номере дела;
  • сведения о назначении и освобождении управляющего от исполнения его обязанностей;
  • принятые судебные постановления. 

Также нововведением является указание на обязательное размещение банковских реквизитов, реквизитов электронных кошельков (при их наличии) должников, заявлений должника о несостоятельности, о банкротстве и заявления кредитора о банкротстве.

Иные сведения, размещаемые на безвозмездной основе

Существенно расширен перечень сведений, размещаемых на безвозмездной основе. 

Справочно.
Статьей 38 Закона, а также нормами Проекта существенно расширен перечень иных сведений, подлежащих обязательному размещению.

Управляющий будет размещать:

  • объявления о проведении собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) с указанием даты, времени, места, повестки дня и способа проведения собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) и размещением бюллетеня для голосования, протоколы собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов);
  • решение управляющего, принятое по результатам рассмотрения требований кредитора;
  • решения управляющего по вопросам, связанным с ведением реестра требований кредиторов;
  • предварительный план санации (ликвидации) должника;
  • акт о внутренней оценке, заключение и отчет о независимой оценке имущества должника;
  • сведения об имуществе должника (перечень, оценочная стоимость);
  • решения управляющего по вопросам, связанным с оценкой, учетом, хранением, реализацией, передачей, списанием имущества должника, исключением имущества из состава имущества должника;
  • актуальный реестр требований кредиторов; 
  • план санации (ликвидации) должника; 
  • документы, формируемые по окончании защитного периода, конкурсного производства;
  • документы, формируемые по итогам санации, ликвидационного производства (отчеты с приложением сведений и документов);
  • сведения о заключенных сделках по передаче имущества кредиторам в счет удовлетворения требований;
  • сведения о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и (или) нереализованного имущества должника;
  • сведения о списании имущества должника.

Стоит обратить внимание, что Проектом установлена обязанность размещения также в виде отдельного файла в формате PDF следующих документов:

  • подтверждающих состав и стоимость имущества должника; 
  • подтверждающих истребование имущества должника и взыскание дебиторской задолженности;
  • подтверждающих удовлетворение требований кредиторов;
  • перечня внеочередных платежей должника с указанием размера удовлетворенных требований;
  • подтверждающих удовлетворение требований кредиторов вне очереди;
  • подтверждающих выплату вознаграждения управляющему, расчет вознаграждения по итогам дела;
  • подтверждающих реализацию, передачу и списание имущества должника.

Однако следует отметить, что некоторые из этих документов могут содержать персональные данные, подлежащие защите согласно законодательству Республики Беларусь. Например, договор купли-продажи имущества должника, заключенный с физическим лицом.

Справочно.
Управляющим при передаче для размещения указанных в подп. 3.4, 3.17-3.20 п. 3 Перечня сведений, подлежащих размещению в Едином реестре на безвозмездной основе, следует в том числе руководствоваться общими положениями о защите персональных данных и получить разъяснение относительно этого вопроса.

Иные сведения, размещаемые на возмездной основе

Также Проектом расширен перечень сведений, размещаемых на возмездной основе.

При этом согласно п. 6 ст. 38 Закона размещение сведений осуществляется управляющим только после оплаты связанных с этим услуг оператора. Оплата услуг осуществляется за счет денежных средств должника, если иное не установлено органом государственного управления по делам о несостоятельности и банкротстве. В то же время ни нормы Закона, ни нормы Проекта не содержат указание на размер взимаемой оплаты.

Управляющий обязан размещать на возмездной основе:

  • извещение о проведении торгов;
  • решение организатора торгов об отказе от их проведения;
  • сведения о результатах торгов, о признании недействительными торгов;
  • информацию о заключенных по результатам торгов договорах с указанием даты их заключения, вида таких договоров и стоимости имущества;
  • сведения о признании недействительными договоров, заключенных по результатам торгов;
  • информацию о заключенных прямых договорах по реализации имущества с указанием даты их заключения, вида таких договоров и стоимости имущества, сведения о признании недействительными договоров, заключенных по результатам торгов;
  • предложение кредиторам принять нереализованное имущество должника в счет удовлетворения их требований с приложением перечня имущества;
  • уведомление управляющего о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и (или) нереализованного имущества должника с приложением перечня имущества, подлежащего передаче;
  • уведомление о ежемесячном расходовании и остатке денежных средств на текущем (расчетном) банковском счете управляющего, перечисленных лицом, подавшим заявление о банкротстве, для выплаты вознаграждения управляющему;
  • срок предъявления требований кредиторов и почтовый адрес, по которому такие требования принимаются;
  • изменения и (или) дополнения в план санации (ликвидации) должника.

Надлежащее уведомление путем размещения сведений в Едином реестре

Согласно ст. 77 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий обязан уведомлять кредиторов о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). В то же время ст. 107 Закона не содержит такой обязанности управляющего, а только указывает на обязанность размещения в Едином реестре сведений, подлежащих обязательному размещению. В дополнение данного тезиса п. 5 ст. 102 Закона указывает на семидневный срок со дня открытия конкурсного производства, в течение которого управляющий обязан эти сведения разместить.

Справочно.
На кредиторов налагается обязанность по самостоятельному контролю за размещением информации в Едином реестре и осуществлению основных мероприятий по делу о банкротстве.

Также согласно п. 9 ст. 63 Закона надлежащим уведомлением о собрании кредиторов является размещение сведений в Едином реестре с одновременным размещением бюллетеня не позднее чем за 10 дней до даты проведения собрания кредиторов. В соответствии с п. 8 ст. 63 Закона собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа голосов кредиторов, присутствующих и (или) голосовавших заочно при условии соблюдения надлежащего уведомления.

Выводы
Единый реестр согласно Проекту должен стать более полным источником информации о проводимых в стране процедурах несостоятельности или банкротства.
Размещение описанных выше сведений позволит кредитору оперативно получать информацию, не обращаясь к управляющему, не направляя в суд ходатайства об ознакомлении с материалами дела, а также оперативно реагировать на действия и (или) бездействие управляющих, иных лиц, участвующих в деле.
При этом для должника и управляющего расширение Проектом постановления перечня сведений, подлежащих обязательному размещению, повлечет увеличение расходов на оплату услуг оператора и администрирование процесса размещения сведений.

6005 Shape 1 copy 6Created with Avocode.