Содержание:
- О чем говорит законодатель?
- Как определяется термин «услуга»?
- «Товар» — это …?
- Как выбирать лизингодателя?
О чем говорит законодатель?
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ч. 1 ст. 636 ГК).
Вопросам возмездного оказания услуг в ГК посвящена отдельная глава 39 (ст. 733–737). В соответствии со ст. 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила главы 39 ГК применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риэлтерских услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37,38, 40,41,44–47, 49,51 ГК.
При этом отношения по договору аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), регламентированы в главе 34 ГК. Таким образом, в силу положений ГК аренда (в том числе финансовый лизинг) к возмездному оказанию услуг не относится (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 28.08.2007 № П-219/2007 «О терминах «товар», «услуга» для целей осуществления закупок»).
Справочно.
Если иное не предусмотрено законодательством, к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества (в числе которых финансовая аренда (лизинг)) применяются положения, предусмотренные § 1 главы 34 ГК (ст. 596 ГК).
Республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (далее — организации), осуществляют закупки в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).
Согласно положениям подп. 1.2 п. 1 и п. 2 постановления № 229 организации самостоятельно определяют порядок осуществления закупок за счет собственных средств товаров (работ, услуг), на закупки которых не распространяется действие постановления № 229.
Из содержания норм постановления № 229 прямо не следует, что его действие распространяется на заключение договоров аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), поскольку право временного владения и пользования или временного пользования нельзя рассматривать как товар, работу, услугу.
Отметим, что гражданское законодательство не содержит определения терминов «товар», «услуга», «закупка». Данные дефиниции раскрываются частично в постановлении № 229 и более развернуто могут быть определены в Порядке закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств — локальном правовом акте, разработанном в организации.
Как определяется термин «услуга»?
Определение термина «услуга» содержится в налоговом законодательстве.
Так, согласно подп. 2.30 п. 2 ст. 13 Общей части НК услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности либо по ее завершении. Предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) не является услугой, если иное не предусмотрено НК применительно к отдельным налогам, сборам (пошлинам).
«Товар» — это…?
Отметим, что термин «товар» используется в договорах купли-продажи (ст. 425 ГК), поставки (ст. 476 ГК), мены (ст. 538 ГК), поставки товаров для государственных нужд (ст. 495 ГК).
Так, например, товаром в соответствии с п. 1 ст. 425 ГК по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил ст. 129 ГК.
Справочно.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) или иным способом, если они не изъяты из оборота/не ограничены в обороте (п. 1 ст. 129 ГК).
Согласно ст. 128 ГК к объектам гражданских прав, в частности, относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. В свою очередь, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река–море», космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ч. 1 ст. 130 ГК).
Таким образом, недвижимое имущество относится к одному из видов объектов гражданских прав — вещам и, следовательно, является товаром.
В соответствии с действующим законодательством термин «товар» имеет и другие значения:
1) это все виды объектов гражданских прав, в том числе работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в гражданский оборот (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»);
2) это любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п. 45 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза);
3) это имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено Общей частью НК или таможенным законодательством (подп. 2.27 п. 2 ст. 13 Общей части НК).
Как выбирать лизингодателя?
Полагаем возможным определение лизингодателя без применения постановления № 229 посредством выбора лизингодателя, предлагающего более выгодные условия лизинга, по результатам проведения:
1) исследования конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований).
Справочно.
Административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств предусмотрена ст. 12.27 КоАП.
Вариант порядка действий:
a) принимается решение руководителем предприятия в форме приказа или распоряжения, в котором отражаются:
— перечень лиц, уполномоченных на подготовку документов для целей определения условий заключения договора финансовой аренды (лизинга), в том числе: сроков лизинга, размера собственного участия, условий по платежам (аннуитет (равными долями), по убыванию и прочих условий);
— перечень лиц, уполномоченных на подготовку запроса для маркетинговых исследований и определения перечня потенциальных лизингодателей;
— перечень лиц, ответственных за подготовку требований к предмету лизинга и поставщику предмета лизинга;
— перечень лиц или определение лица, ответственного за подготовку бухгалтерской, финансовой отчетности и заполнение форм документов от потенциальных лизингодателей, необходимых для принятия решения с их стороны о возможности заключения договора финансовой аренды (лизинга);
— сроки подготовки вышеперечисленных документов и информации;
— сроки проведения маркетинговых исследований, способ и форма направления/размещения в средствах массовой информации и/или в ИС «Тендеры» запроса и сроков получения ответов от потенциальных лизингодателей;
— перечень лиц, уполномоченных на обработку полученных ответов и проведение переговоров с формализацией таких действий с потенциальными лизингодателями и определение лучшего предложения по результатам маркетинговых исследований;
— срок завершения маркетинговых исследований и предоставление формализованного решения руководителю предприятия для принятия решения о заключении договора финансовой аренды (лизинга) с определенным лизингодателем;
— перечень лиц, ответственных за подготовку и оформление документов, согласование договора и ведение преддоговорных переговоров с определенным лизингодателем, а также за исполнение договора финансовой аренды (лизинга);
— срок заключения договора по результатам реализации вышеуказанных действий.
b) выполнение работы по реализации принятого руководителем организации решения;
и/или
2) процедуры закупки в рамках принятых и закрепленных в локальных актах организации правил проведения такой процедуры.
Так, заказчиком могут быть подготовлены и утверждены локальные акты по проведению процедуры выбора лизингодателя с условием определения самим лизингодателем поставщика предмета лизинга или, как вариант, проведения:
1) двух процедур закупок: (1) по определению поставщика предмета лизинга и (2) по определению лизингодателя;
или
2) одной процедуры закупки с двумя лотами: лот 1 — определение поставщика предмета лизинга, лот 2 — определение лизингодателя (с учетом результатов лота 1 с корректировкой условий по второму лоту).
Для целей выбора лизингодателя помимо существенных можно указать условие о том, что лизингодатель должен самостоятельно определить поставщика предмета лизинга. Также заказчик вправе указать (по итогам исследования конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований)) информацию о потенциальных поставщиках и возможное к поставке технологическое оборудование. Данную информацию участники процедуры (потенциальные лизингодатели) должны будут взять за основу и принять это во внимание для целей самостоятельного определения предмета лизинга и его поставщика.
По результатам проведения процедуры закупки и определения лизингодателя заключается договор финансовой аренды (лизинга).
Выводы
1. Постановление № 229 регулирует закупку за счет собственных средств товаров, работ, услуг. Поскольку право временного владения и пользования или временного пользования нельзя рассматривать как товар, работу, услугу, то можно сделать вывод, что действие постановления № 229 не распространяется на заключение договоров аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга).
2. Полагаем возможным определение лизингодателя без применения постановления № 229 посредством проведения (1) исследования конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований) и/или (2) процедуры закупки в рамках принятых и закрепленных в локальных актах организации правил проведения такой процедуры. Считаем, что изложенные выше меры и процедуры, с учетом обеспечения прозрачности, конкурентности, вполне достаточны.