Способы формирования уставного фонда
Традиционно сложилось несколько подходов в отношении способов формирования уставных фондов правопреемников при реорганизации:
1) за счет уставного фонда правопредшественника полностью либо в части;
2) за счет иного имущества, передаваемого по передаточному акту или разделительному балансу;
3) за счет дополнительных вкладов действующих или новых участников;
4) сочетание перечисленного выше.
Указанные способы прямо не поименованы в законодательстве. Так, к примеру, отсутствует требование об обязательном сложении уставных фондов правопредшественников при слиянии и присоединении либо о том, что выделение новой компании должно повлечь уменьшение уставного фонда компании, из которой происходит выделение. Это, в частности, отмечается и в письме Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»: «Они [изменения в устав] могут быть обусловлены, например, фактическим увеличением размера уставного фонда реорганизованного юридического лица на сумму уставного фонда присоединенной к нему организации, что, в свою очередь, не может рассматриваться в качестве обязательного элемента процедуры реорганизации в форме присоединения».
В связи с этим первый способ формирования уставного фонда правопреемника основан в большей степени на представлении о том, что при реорганизации должно происходить объединение или разделение одноименных статей баланса.
Второй способ первоначально был предусмотрен для акционерных обществ и основывался на положениях Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (утратила силу). Норма гласила: «Выпуск акций при создании акционерного общества осуществляется… за счет имущества (собственных средств) юридических лиц (юридического лица), участвовавших в реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при реорганизации в форме слияния либо преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в форме разделения либо выделения)». Представляется, что в отношении иных коммерческих организаций применение данного способа было допустимо в связи с отсутствием прямого запрета по аналогии закона.
В настоящее время схожая норма предусмотрена в п. 52 действующей Инструкции о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78.
Третий способ основывается на общих положениях о формировании уставного фонда, его увеличении и уменьшении, содержащихся в ГК и Законе Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах). Возможность применения данного способа подтверждается в том числе разъяснениями Министерства юстиции Республики Беларусь (письмо Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 № 05-05/1399-1 «О правовых основаниях государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате преобразования унитарных предприятий в хозяйственные общества»).
Как было до 28 апреля 2021 года?
Основной нормой, имеющей отношение к формированию уставного фонда непосредственно при реорганизации, является ч. 4 ст. 31 Закона о хозобществах, которая претерпела изменения и с 28.04.2021 действует в новой редакции.
Попытаемся разобраться, что изменилось, как действовала норма раньше и как это повлияло на перечисленные способы формирования уставного фонда.
Формулировка ч. 4 ст. 31 Закона о хозобществах до 28.04.2021: «[Формирование имущества]¹ [вновь возникающих хозяйственных обществ]² в результате реорганизации других хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм [осуществляется за счет имущества юридических лиц, участвующих в реорганизации]³».
Содержание нормы в данной редакции позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, эта норма касалась формирования имущества хозяйственного общества. Об уставном фонде в ней речь не шла. В связи с этим необходимо было определить, распространяются ли данные требования на формирование уставного фонда. Ни с правовой, ни с бухгалтерской точки зрения понятия «имущество» и «уставный фонд» не являются тождественными. К имуществу относятся объекты гражданских прав, определенные в ст. 128 ГК. Как отмечает С.В. Овсейко, «гражданско-правовое понятие "имущество" весьма близко к бухгалтерскому понятию "активы"»*. В свою очередь уставный фонд в структуре бухгалтерского баланса находится в составе «пассивов».
* Овсейко С.В. Бухгалтерский баланс: юридическая квалификация (по сост. на 02.05.2014) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2021.
При этом вклады участников хозяйственного общества, вносимые ими в уставный фонд, являются одним из источников формирования имущества общества (ч. 1 ст. 31 Закона о хозобществах). Кроме того, вкладом в уставный фонд может быть только имущество и права имущественного характера (ч. 1 ст. 29 Закона о хозобществах). Учитывая это, правила формирования имущества хозяйственного общества распространялись и на формирование уставного фонда.
Во-вторых, вышеуказанная норма касалась только хозяйственных обществ, вновь возникающих в результате реорганизации. Следует отметить, что не всякая реорганизация ведет к образованию новых субъектов хозяйствования. Так, в результате преобразования и присоединения новые юридические лица не возникают. Данный вывод находит подтверждение в п. 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, согласно которому преобразование и присоединение оформляются путем государственной регистрации изменений в устав, а не путем государственной регистрации вновь создаваемых коммерческих организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемая норма не применялась при реорганизации в форме преобразования и присоединения.
Кроме того, если в результате реорганизации в форме выделения, разделения, слияния образовывалось не хозяйственное общество, а иная коммерческая организация (например, унитарное предприятие), то данное правило также не действовало.
В-третьих, формула «осуществляется за счет имущества юридических лиц, участвующих в реорганизации» позволяла сделать два заключения:
1. Норма не содержала ограничений по формированию имущества правопреемника, оно могло быть сформировано как за счет имущества участников реорганизации, так и иным способом, описанным выше.
Одновременно в законодательстве отсутствовал (и отсутствует) прямой запрет на смену состава участников реорганизуемого субъекта в ходе реорганизации. При этом по общему правилу формирование уставного фонда вновь создаваемых хозяйственных обществ (без конкретизации способа создания — учреждение или реорганизация) осуществляется путем внесения вкладов учредителями (ст. 47-1 ГК, ст. 28–29 Закона о хозобществах). Увеличение уставного фонда также допускается за счет дополнительных вкладов новых участников, принимаемых в общество (ч. 2 ст. 74, ч. 2 ст. 105 Закона о хозобществах).
Данные нормы в совокупности свидетельствовали об отсутствии запрета на формирование уставного фонда правопреемника за счет дополнительных вкладов.
2. В связи с отсутствием нормативного определения понятия «юридические лица, участвующие в реорганизации» к таковым можно было отнести новых участников — юридических лиц, которые вступают в состав участников вновь создаваемых в результате реорганизации хозяйственных обществ с дополнительными вкладами. Внесение ими дополнительных вкладов в ходе реорганизации можно было считать их участием в реорганизации.
Учитывая изложенное, источники образования уставного фонда правопреемника при любой форме реорганизации до 28.04.2021 можно было схематично изобразить следующим образом:
Какие правила действуют сейчас?
Изменения, внесенные в ч. 4 ст. 31 Закона о хозобществах и вступившие в силу с 28.04.2021, коснулись той части нормы, которая была проанализирована выше в третью очередь.
Формула изменилась следующим образом: «осуществляется только за счет имущества реорганизуемых хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм». Такая формулировка позволяет говорить о том, что:
— введено ограничение на иные источники формирования имущества правопреемника, кроме имущества подвергающихся реорганизации юридических лиц;
— новые участники, не являясь реорганизуемыми юридическими лицами, не могут участвовать в формировании имущества правопреемника своими дополнительными вкладами.
По сути, новая редакция нормы означает, что в ходе реорганизации не должна происходить смена состава участников правопредшественников/правопреемников путем вступления новых участников с дополнительными вкладами. К примеру, при выделении в состав участников выделяемых юридических лиц должны войти только те лица, которые являлись участниками правопредшественника на дату принятия решения о реорганизации. Новые участники с дополнительными вкладами могут вступить в состав реорганизуемого общества до начала реорганизации либо в состав выделенных юрлиц по завершении реорганизации.
Первая и вторая части анализируемой нормы остались прежними. Из этого следует, что уставный фонд субъектов, вновь создаваемых в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, не может быть сформирован за счет дополнительных вкладов.
Схематичное изображение способов формирования уставного фонда правопреемника с 28.04.2021 будет следующим:
Резюме.
Объективно необходимость внесения дополнительных вкладов в уставный фонд непосредственно в ходе реорганизации возникает нечасто. Например, в ситуации, когда в результате реорганизации возникает коммерческая организация, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда (АО, лизинговая организация, микрофинансовая организация), а имущества (включая уставный фонд) реорганизуемой компании не хватает для соблюдения этого требования.
Учитывая действующие нормы законодательства, решение данной проблемы необходимо продумать на стадии планирования реорганизации, до принятия решения о ее проведении.