Содержание:
Нормативное регулирование гарантийного и сервисного обслуживания
ГК регулирует лишь общие вопросы гарантии качества товара и ответственность покупателя в случае выявления недостатков качества товара.
Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. При этом потребитель — это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, Закон о защите прав потребителей не рассматривает в качестве потребителей индивидуальных предпринимателей и организации. А следовательно, не регулирует отношения, в которых в качестве покупателей выступают субъекты хозяйствования.
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 186 «О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров» (далее — Указ № 186) устанавливает ряд дополнительных обязанностей отечественных производителей технически сложных товаров. В том числе — обязанность организовать и обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара на территории Республики Беларусь, а также поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации Республики Беларусь. Эти обязанности действуют в течение срока производства товара. После снятия товара с производства — в течение срока его службы, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня прекращения выпуска товара.
К сведению.
Перечень технически сложных товаров содержится в Приложении к Указу № 186.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2008 № 952 «О гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования» утверждено Положение о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования. Данное Положение определяет взаимоотношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением отношений, которые регулируются Указом № 186.
Таким образом, нормативное регулирование гарантийного и сервисного обслуживания товаров, приобретаемых субъектами хозяйствования, более чем скромное. С учетом этого стороны должны самостоятельно предусмотреть в договоре на приобретение товаров все возможные ситуации, которые могут возникнуть после обнаружения недостатков, а также все вопросы, связанные с сервисным обслуживанием таких товаров (профилактические работы, замена запасных частей и расходных материалов и т.п.).
Сервисное обслуживание и его соотношение с гарантийным обслуживанием
Если в соответствии с законодательством, иными обязательными правилами либо договором предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен отвечать установленным требованиям по качеству в течение определенного срока. Продолжительность такого срока устанавливается в днях, месяцах, годах. Срок может быть также исчислен в виде наработки, установленной в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях. Указанный срок является гарантийным (п. 2 ст. 440 ГК).
К сведению.
В соответствии с п. 2 ст. 446 ГК продавец отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром, правил его хранения, либо в результате действий третьих лиц, или непреодолимой силы.
Вместе с тем, давая понятие гарантийного срока, законодательство не содержит определения терминов «гарантийное обслуживание», «гарантийный ремонт», «сервисное обслуживание».
С учетом определенных законодательством понятий гарантии качества товара, гарантийного срока и ответственности продавца (производителя) за качество товара можно определить, что гарантийным обслуживанием или гарантийным ремонтом является безвозмездное для покупателя устранение недостатков качества товара, за которые отвечает продавец (производитель) и которые возникли в течение гарантийного срока. При выполнении гарантийного ремонта между покупателем и ремонтной организацией не заключается договор на выполнение соответствующих работ.
Продавцом товара могут быть установлены правила пользования товаром. На практике такие правила содержатся в инструкции по эксплуатации или ином аналогичном документе, который следует вместе с товаром.
Правила пользования, эксплуатации товара могут включать в том числе требование о периодической замене расходных материалов, необходимости контроля и восполнения расходуемых жидкостей. Таким образом, производитель определяет набор действий, которые должны выполняться в отношении товара в рамках его эксплуатации, для поддержания его работоспособности по назначению, что именуется «техническим обслуживанием». Производитель также определяет периодичность проведения «технического обслуживания». Например, применительно к транспортным средствам необходимость технического обслуживания, как правило, обусловливается количеством километров пробега. При этом в зависимости от пробега содержание технического обслуживания может отличаться.
Под «сервисным обслуживанием» понимается техническое обслуживание, выполняемое организацией, которая имеет договор с производителем товара (его представителем), в соответствии с которым производитель уполномочивает организацию на выполнение работ в отношении товара с применением установленных производителем регламентов выполнения работ, запасных частей. В таком договоре могут устанавливаться требования к квалификации сотрудников организации-исполнителя, к оборудованию, к помещению, в котором выполняются работы.
Справочно.
На практике в договорах купли-продажи, договорах между производителем и сервисной станцией содержится определение терминов «гарантийное обслуживание», «сервисное обслуживание», «техническое обслуживание».
Для выполнения работ по техническому обслуживанию между владельцем товара как заказчиком работ и исполнителем работ заключается отдельный договор на выполнение работ или оказание услуг, который, как правило, является возмездным.
Таким образом, гарантийное и сервисное обслуживание отличается по правовому основанию возникновения права на его проведение. Право на гарантийное обслуживание возникает в случае выявления в период гарантийного срока недостатка товара, за который отвечает продавец (производитель). Такое обслуживание выполняется безвозмездно для покупателя. Сервисное обслуживание — это обслуживание в соответствии с регламентами (правилами) производителя, оно выполняется в рамках отдельного договора, заключенного между покупателем и сервисной организацией (исполнителем).
Документы, дающие право на гарантийное и сервисное обслуживание
Для выполнения гарантийного ремонта, сервисного обслуживания организации нужны следующие документы.
1. Установленные законодательством документы, дающие право на выполнение соответствующих видов работ (лицензия — если выполнение работ является лицензируемым видом деятельности; сертификат соответствия для работ, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; заключение о прохождении санитарно-гигиенической экспертизы для работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения).
Пример 1
В соответствии с приложением 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия необходима для осуществления в том числе следующей деятельности:
— ремонт потенциально опасных объектов, технических устройств (п. 6.2.2);
— техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Пример 2
В соответствии с абз. 8 ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-гигиенической экспертизе подлежат работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В Перечне работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104, содержатся такие работы, как:
— ремонт, монтаж машин и оборудования;
— ремонт компьютеров, предметов личного пользования и бытовых изделий.
Пример 3
Обязательная сертификация установлена для услуг по техническому обслуживанию игровых автоматов (п. 11 Перечня объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849).
2. Договор с изготовителем, продавцом или уполномоченным представителем изготовителя, продавца (в том числе поставщиком-импортером), в соответствии с которым исполнитель уполномочивается на выполнение сервисного и гарантийного обслуживания.
Уполномоченным представителем изготовителя, продавца является юридическое лицо, которое имеет договор (соглашение) с изготовителем, продавцом, в соответствии с которым изготовитель, продавец уполномочивает такую организацию на выполнение отдельных обязательств изготовителя, продавца в связи с продажей товара, в том числе может предусматривать обязательство по созданию и развитию дилерской и/или сервисной сети.
Договор между изготовителем, продавцом и сервисной организацией содержит элементы договоров на выполнение работ, оказание услуг. В таком договоре могут присутствовать следующие условия:
- требования, которые должны выполняться сервисной станцией (к помещению, к оборудованию, к персоналу, к продвижению);
- обязательство сервисной станции выполнять работы в соответствии с регламентами изготовителя, использовать материалы и запасные части, установленные изготовителем;
- порядок взаимодействия между сервисной станцией и изготовителем при принятии решения о том, является ли неисправность гарантийным случаем;
- обязательство сервисной станции располагать запасными частями для проведения сервисного или гарантийного обслуживания;
- условия оплаты сервисной станции стоимости работ, выполненных в порядке гарантийного обслуживания бесплатно.
Последствия отсутствия в договоре условий о гарантийном обслуживании
Если в приобретенном товаре обнаружены недостатки, но ни в договоре, ни в сопроводительных документах на товар не урегулированы вопросы предъявления требований в связи с ненадлежащим качеством товара, то порядок предъявления таких требований регулируется законодательством, применимым к соответствующему договору.
Если на товар не установлен гарантийный срок ни в договоре, ни специальным законодательством, то при возникновении недостатка качества покупатель вправе предъявить требование продавцу товара с учетом сроков обнаружения недостатков товара.
Необходимо отметить, что продавец (изготовитель) не вправе отказать в гарантийном ремонте товара лишь на том основании, что техническое обслуживание проводилось организацией, которая не имеет договора с производителем и не уполномочена на выполнение сервисного обслуживания. Для отказа в проведении гарантийного обслуживания продавцу необходимо доказать, что недостатки товара, о которых заявляет покупатель, возникли в результате выполнения технического обслуживания неуполномоченной организацией.
Действия покупателя, обнаружившего в пределах гарантийного срока недостатки товара
Покупатель, выявивший в пределах гарантийного срока неисправность товара, вправе предъявить требование о безвозмездном устранении выявленного недостатка продавцу товара, так как договорным основанием для предъявления требований является договор купли-продажи товара, либо к сервисной станции, которая указана продавцом в договоре купли-продажи или товаросопроводительных документах.
Как ранее указывалось, для выполнения обязательства по безвозмездному устранению недостатка товара в период гарантийного срока продавец или изготовитель заключают договоры с сервисными станциями для выполнения соответствующих работ.
Требование о безвозмездном устранении недостатка качества товара в течение гарантийного срока является одним из видов требований, которые покупатель вправе предъявить к продавцу. Соответственно, ненадлежащее выполнение требования о безвозмездном устранении недостатка товара является ненадлежащим выполнением требования покупателя, что дает покупателю право предъявить к продавцу иные требования, связанные с продажей некачественного товара.
Резюме
1. Закон о защите прав потребителей не регулирует отношения, в которых в качестве покупателей выступают субъекты хозяйствования. Основным актом, регулирующим вопросы гарантийного ремонта и сервисного обслуживания, является ГК.
2. Право на гарантийное обслуживание вытекает из договоров купли-продажи (поставки) и возникает при выявлении недостатков в период гарантийного срока.
3. Сервисное обслуживание выполняется в соответствии с регламентами (правилами) производителя в рамках договора, заключенного между покупателем и исполнителем.
4. Для осуществления гарантийного (сервисного) обслуживания необходимо иметь документы, дающие право на выполнение соответствующих видов работ, а также договор с изготовителем, продавцом или уполномоченным представителем изготовителя (продавца) на право обслуживания данного товара.