Содержание:
Статус ГДЛ для целей антикоррупционного законодательства
В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее ‒ Закон о борьбе с коррупцией) определено, что ГДЛ – это лица, отвечающие одновременно двум условиям:
- постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
- работающие в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
Определение статуса ГДЛ важно с точки зрения установления ограничений на указанное лицо в соответствии с Законом о борьбе с коррупцией. К примеру, только ГДЛ дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом о борьбе с коррупцией. Также субъектами некоторых коррупционных правонарушений являются ГДЛ. В целом определение статуса ГДЛ показывает, насколько правильно организация (ее руководство) ориентируется в законодательстве о борьбе с коррупцией и его применении, в том числе с целью профилактики и предупреждения коррупционных проявлений.
Статус государственной организации после вхождения в холдинг
Прежде всего холдинг — это объединение юридических лиц. Сам холдинг юридическим лицом не является (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов», далее – Указ № 385). Все юридические лица, входящие в состав холдинга, являются участниками холдинга. Один из участников выступает в качестве управляющей компании холдинга, остальные являются дочерними компаниями холдинга.
Справочно. По данным сайта Министерства экономики Республики Беларусь, по состоянию на 23.11.2023 в Республике Беларусь зарегистрировано 140 холдингов, которые объединяют более 5000 организаций (https://economy.gov.by/ru/test11-1-ru/).
Взаимодействие между управляющей компанией холдинга и его дочерними компаниями может строиться по четырем основаниям (п. 1 Указа № 385):
1. Владение 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний.
2. Управление деятельностью дочерних компаний (унитарных предприятий и учреждений), созданных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания приобрела статус учредителя (собственника имущества) по иным основаниям.
3. Заключение договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний.
4. Заключение иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний.
Исходя из формы взаимодействия между управляющей компанией холдинга и его дочерними компаниями можно сделать вывод о распространении статуса государственных должностных лиц на должностных лиц дочерних организаций.
Оценка статуса должностных лиц холдинга в практических ситуациях
Пример 1
ОАО «А» с долей 99 % акций, которые находятся в собственности государства (должностные лица ОАО «А» имеют статус ГДЛ), вошло в состав холдинга на правах дочерней компании. ОАО «А» передало управляющей компании ОАО «Б» 90 % акций, которые находились в собственности государства. Являются ли должностные лица ОАО «А» после вхождения в холдинг и передачи акций ГДЛ?
В данном случае взаимодействие между управляющей компанией холдинга и его дочерними компаниями осуществляется в соответствии с абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 385, а именно владение управляющей компанией 25 % и более простых (обыкновенных) акций дочерних компаний.
При вхождении в холдинг открытого акционерного общества в качестве дочерней компании путем передачи управляющей компании холдинга минимум 25 % акций владельцем переданных акций становится управляющая компания холдинга.
Таким образом, 90 % акций ОАО «А» будут принадлежать не государству, а управляющей компании ОАО «Б», и лишь 9 % акций останется в собственности государства. ОАО «А» из организации, 50 и более процентов акций которой находится в собственности государства, трансформируется в организацию, в которой государству принадлежит только 9 % акций. Соответственно, должностные лица ОАО «А» утратят статус ГДЛ.
Если бы в указанной ситуации ОАО «А» передало управляющей компании, к примеру, 30 % акций, то в ОАО «А» осталось бы 69 % акций, принадлежащих государству. Должностные лица ОАО «А» сохранили бы статус ГДЛ.
Пример 2
Управляющая компания холдинга ОАО «Б» с долей 51 % акций, которые находятся в собственности государства, учредила унитарное предприятие «А» (далее – УП «А»). Являются ли должностные лица УП «А» ГДЛ?
Хозяйственное общество может быть учредителем унитарного предприятия, которое действует на основании устава, утвержденного этим хозяйственным обществом. Согласно ч. 1, 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» имущество унитарного предприятия, учрежденного хозяйственным обществом, находится в собственности хозяйственного общества ‒ учредителя этого унитарного предприятия и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имущество УП «А», учрежденного ОАО «Б», находится в собственности ОАО «Б» и принадлежит УП «А» лишь на праве хозяйственного ведения. УП «А», согласно законодательству, не является государственной организацией, и статус ГДЛ на него распространяться не будет.
Пример 3
Управляющая компания холдинга РУП «Б», имущество которого находится в собственности государства, учредила УП «А». Являются ли должностные лица УП «А» ГДЛ?
В соответствии с п. 3 ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). В свою очередь, согласно ч. 7 п. 2 ст. 113 ГК имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества (предприятия-учредителя) и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом в силу п. 1 ст. 113 ГК имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
Таким образом, унитарное предприятие, имущество которого находится в собственности государства, вправе создать другое унитарное предприятие путем передачи части своего имущества, которое находится в собственности государства. Следовательно, имущество дочернего предприятия также будет находиться в собственности государства.
Исходя из того, что право собственности на имущество созданного УП «А» будет принадлежать государству, на должностных лиц дочернего предприятия УП «А» будет распространяться статус ГДЛ.
Пример 4
ОАО «А» с долей 99 % акций, которые находятся в собственности государства (соответственно, должностные лица организации имеют статус ГДЛ), вошло в состав холдинга, управляющей компанией которого является ОАО «Б», с заключением договора доверительного управления 90 % своих акций. Являются ли должностные лица ОАО «А» после вхождения в холдинг ГДЛ?
Передача имущества (акций) в доверительное управление не влечет перехода права собственности на такое имущество к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 4 ст. 210 ГК).
В данной ситуации должностные лица ОАО «А» сохранят статус ГДЛ.
Резюме:
Статус государственного должностного лица зависит от организационно-правовой формы организации ‒ участника холдинга, в которой работают должностные лица, а также от последующего вида взаимодействия между управляющей компанией холдинга и его дочерними компаниями.
Для определения статуса должностных лиц хозяйственного общества ‒ участника холдинга необходимо установить наличие и размер в уставном фонде такого участника доли (акций), находящейся в собственности государства. Если доля госсобственности 50 и более процентов, то на должностных лиц общества будет распространяться статус ГДЛ.
Для определения статуса должностных лиц участника холдинга – унитарного предприятия необходимо установить факт нахождения имущества унитарного предприятия в собственности государства. Если УП является государственной организацией, то статус ГДЛ распространяется на его должностных лиц.