Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2014 № 657 были внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 657, Указ № 590), который содержит особенности регулирования государственных закупок (далее — госзакупки) по сравнению с правилами, установленными Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках).
Так, Указом № 657 введена электронная форма запроса ценовых предложений, изменен механизм обжалования при проведении госзакупок в Министерстве торговли Республики Беларусь (далее — Минторг), предусмотрены дополнительные инструменты обеспечения гласности, а также дополнен перечень случаев осуществления госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника, содержащийся в приложении к Указу № 590.
С учетом названных изменений и дополнений постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2015 № 57 также были внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» и в утвержденное им Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте (далее — постановление № 778, Положение о размещении информации).
Кроме вышеуказанных корректировок законодательства о госзакупках следует отметить и принятие Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее — Указ № 612). Он также был принят в целях совершенствования процедур госзакупок, но в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций.
Рассмотрим произошедшие изменения подробнее.
Электронная форма запроса ценовых предложений
С 1 января 2015 г. Указом № 657 введена обязанность заказчика (организатора) (далее — заказчик) при проведении запроса ценовых предложений размещать в форме электронного документа:
- документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее — документация о закупке);
- содержание запроса о разъяснении документации о закупке и ответа на него. При этом уточнен срок их размещения — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса;
- протокол о выборе участника-победителя или ином результате процедуры запроса ценовых предложений. При этом уточнено содержание такого протокола.
Согласно Указу № 590 вышеприведенные документы подлежат размещению на электронной торговой площадке оператором официального сайта и электронной торговой площадки.
В связи с введением обязанности заказчика размещать информацию в отношении запроса ценовых предложений на электронной торговой площадке Минторг в своем письме от 22.01.2015 № 14-07/119к разъяснил о необходимости отмены заказчиками запросов ценовых предложений, объявленных после 1 января 2015 г., и завершения запросов ценовых предложений, решение о проведении которых принято заказчиком до 1 января 2015 г., в том числе повторных, объявленных после указанной даты и до
19 января 2015 г. включительно. Запросы ценовых предложений, объявляемые заказчиком повторно, начиная с 20 января 2015 г. необходимо проводить на электронных торговых площадках как новые, в соответствии с действующим законодательством о госзакупках. Это связано с изменением алгоритма проведения запросов ценовых предложений и соответствующим обновлением программно-аппаратного комплекса официального сайта.
Механизм обжалования при проведении госзакупок
Обжалование в Минторге — способ защиты прав и законных интересов лиц при проведении процедур госзакупок, в случае если действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта нарушают права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.
В соответствии с подп. 1.15 п. 1 Указа № 590 с 1 января 2015 г. усовершенствованы отдельные вопросы процесса обжалования в Минторге. В частности, предусмотрено, что сведения о поступлении жалоб (в отношении процедур электронных аукционов, запросов ценовых предложений) размещаются на официальном сайте и на электронной торговой площадке в случае проведения процедур закупок на этой площадке. Такими сведениями являются содержание жалобы, информация о месте и времени ее рассмотрения, сроке приостановления процедуры закупки. Обжаловать можно действия (бездействие) или решения заказчика, организатора, комиссии или ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки.
На указанных информационных ресурсах не размещаются сведения о жалобах в случае нарушения норм о содержании жалобы, о сроках ее подачи, если жалоба по тому же предмету обжалования уже рассматривается или по ней принято решение Минторгом либо судом.
Рекомендация
Участникам, иным лицам, намеревающимся защищать права и законные интересы при проведении процедур госзакупок посредством обжалования в Минторге, следует обращать внимание на корректность содержания подаваемых жалоб, в том числе на подписание их уполномоченным на то должностным лицом. При необходимости полномочия подписанта должны подтверждаться доверенностью или иным документом.
Уведомление о поступлении жалобы, об информации, размещаемой Минторгом, оператор официального сайта (электронной торговой площадки) направляет участникам, иным лицам, интересы которых могут быть затронуты в результате поступившей жалобы. Такое уведомление направляется в день размещения соответству-ющих сведений Минторгом.
Решение по результатам жалобы в течение 5 рабочих дней в виде соответствующего протокола размещается Минторгом на официальном сайте (электронной торговой площадке).
Дополнительные инструменты обеспечения гласности при проведении госзакупок
В соответствии с подп. 1.16 п. 1 Указа № 590 оператором официального сайта, а при проведении процедуры закупки на электронной торговой площадке — ее оператором, обеспечивается открытый доступ к предложениям участников процедур закупок.
С этой целью в подп. 1.17 п. 1 Указа № 590 предусмотрено, что предложения участников процедур закупок должны содержать заявление об их согласии на размещение их предложений в открытом доступе. Как разъяснил Минторг в своем письме от 22.01.2015 № 14-07/119к, предложения должны быть доступны для ознакомления в течение 3 месяцев с даты их открытия.
При этом не подлежат размещению в открытом доступе документы, содержащие информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством, например информацию о частной жизни физического лица и его персональные данные, сведения, составляющие государственные секреты, служебную информацию ограниченного распространения, информацию, составляющую коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну.
Таким образом, участник, представивший в составе своего предложения документы, содержащие сведения, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны, вправе заявить (например, посредством проставления соответствующей отметки) о непредоставлении открытого доступа к ним неограниченному кругу лиц. Аналогичным образом, полагаем, возможно поступать в отношении документов, содержащих информацию о частной жизни физических лиц и их персональные данные (например, документов об образовании, о квалификации работников участника), если только они не дали на то своего согласия.
Еще одним дополнительным инструментом обеспечения гласности при проведении госзакупок является снижение ценового порога в отношении договоров, сведения о которых подлежат размещению на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке при проведении на ней процедуры госзакупки. Теперь он составляет 3 000 базовых величин (ранее — 8 000 базовых величин).
Напомним, что в отношении договоров в п. 11 Положения о размещении информации определен перечень сведений, подлежащих размещению в открытом доступе на указанных выше информационных ресурсах.
Государственные закупки в сфере информатизации и телекоммуникаций
С 26 декабря 2014 г. вступил в силу Указ № 612, определивший особенности закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций.
Установлены следующие особенности и изъятия из общих правил проведения госзакупок в рассматриваемых сферах:
- до 1 января 2016 г. при таких госзакупках не применяется электронный аукцион;
- основанием для осуществления госзакупок являются утвержденные в установленном порядке государственные, отраслевые и региональные программы информатизации. При этом:
- до начала проведения процедуры госзакупки разрабатываются технические задания по мероприятиям программ информатизации, которые подлежат государственной научно-технической экспертизе в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь. Сведения, которые должны содержать такие задания, определены подп. 1.6 п. 1 Указа № 612. Типовая форма указанного технического задания установлена в приложении к постановлению Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 2/4;
- документы, представляемые участникам для подготовки предложений на участие в процедурах госзакупок по мероприятиям программ информатизации, разрабатываются на основании технических заданий, получивших положительные заключения по результатам вышеназванной экспертизы. При этом конкурсные документы подлежат согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь;
- единым организатором процедур госзакупок выступает Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь;
- подлежат применению дополнительные (помимо рекомендуемых Законом о госзакупках) критерии оценки и сравнения предложений участников. Их перечень предусмотрен в подп. 1.12 п. 1 Указа № 612. При этом следует обратить внимание, что применение таких критериев не зависит от применяемых видов процедур (открытый, закрытый конкурсы, запрос ценовых предложений) и удельный вес каждого из таких критериев, как цена предложения и наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, должен составлять не менее 30 %;
- проведение проверки квалификационных данных участников до начала оценки предложений и отдельно от нее (предквалификация). При этом за заказчиками мероприятий программ информатизации сохраняется право повторно требовать от участников подтверждения их квалификационных данных;
- определены существенные условия договоров, заключаемых для реализации мероприятий программ информатизации.
К сведению
Электронная форма в отноше-нии приглашения к участию в запросе ценовых предложений, сообщения о результате этой процедуры была предусмотрена и до 1 января 2015 г.
Пунктом п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» предусмотрено право Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Респуб-лики Беларусь направлять в уполномоченный государственный орган по госзакупкам предложения по включению юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к учас-тию в процедурах госзакупок.
Справочно
В соответствии с п. 3 постановления № 778 операторами электронных торговых площадок являются информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа».