Справочно.
С текстом постановления № 318 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/Постановление_318.
Каковы причины принятия постановления № 318?
Принятие постановления № 318 обусловлено вступлением с 12 января 2021 г. в силу Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (далее — Правила).
Правила устанавливают порядок определения страны происхождения отдельных видов товаров на территории государства — члена ЕАЭС для предоставления национального режима при участии поставщиков одного государства-члена в государственных (муниципальных) закупках другого государства-члена (абз. 1 п. 1 Правил).
Действие Правил распространяется на государственные (муниципальные) закупки государства-члена, в которых установлены преференции, ограничения и запреты в отношении товаров, происходящих из другого государства-члена и/или третьих стран, с соблюдением национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок и не распространяется на случаи установления государством-членом изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок (абз. 2 п. 1 Правил).
Пункт 8 Правил закрепляет, что при осуществлении государственных (муниципальных) закупок промышленных товаров государств-членов, в отношении которых установлены условия производства, страна происхождения таких товаров подтверждается предоставлением информации из Евразийского реестра промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза (далее — Реестр).
Справочно.
Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза доступен по ссылке erpt.eecommission.org.
В какие нормативные акты внесены корректировки?
Постановлением № 318 скорректированы положения:
1) постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее — постановление № 206).
Определенные постановлением № 206 условия допуска:
— действуют при проведении только 3 видов процедур государственных закупок — открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;
— касаются определенных товаров — только тех, которые содержатся в приложении 1 к постановлению № 206, и поставщиков, их предлагающих;
Справочно.
С письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2021 № 14-01-10/1625 о разъяснении законодательства об условиях допуска к государственным закупкам товаров иностранного происхождения с учетом постановления № 318 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/МАРТ_Разъяснение1.
2) постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395), которым определены условия применения преференциальной поправки.
Справочно.
Преференциальная поправка не применяется:
— при проведении процедуры закупки из одного источника и биржевых торгов (ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395);
— в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в том числе его лотом (частью) (абз. 2 ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395).
Так, согласно ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:
— 15 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и/или стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
Справочно.
По состоянию на 15.06.2021 национальный режим в сфере государственных закупок предоставлен Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации.
— 25 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.
Справочно.
С письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 16.06.2021 № 14-01-10/1505К о применении преференциальной поправки в государственных закупках с учетом постановления № 318 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/МАРТ_Разъяснение2.
На что обратить внимание?
Постановления № 206 и № 395 дополнены Перечнем товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из Евразийского реестра промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза (приложение 2 к постановлению № 206, приложение 1 к постановлению № 395) (далее — Перечень).
Отметим, что в зависимости от включения товаров в Перечень будут отличаться документы, подтверждающие страну происхождения товаров для целей допуска товаров иностранного происхождения (правило «третий лишний») и применения преференциальной поправки.
Категория товаров | Документы, подтверждающие страну происхождения товаров |
---|
Товары, происходящие из Республики Беларусь и не включенные в Перечень | — документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой (далее — БелТПП) или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, или его копия
или
— сертификат продукции собственного производства, выдаваемый БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, или его копия. В случае представления указанного документа участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре государственной закупки, к нему прилагается документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование участником такого сертификата |
Товары, происходящие из Республики Беларусь и включенные в Перечень | Вышеуказанные документы или выписка из Реестра, полученная в соответствии с п. 24 Правил |
Справочно.
Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 выдается с учетом требований постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок».
Выписка из Реестра может быть получена любым заинтересованным лицом в электронном виде на информационном ресурсе Евразийской экономической комиссии по ссылке erpt.eecommission.org.
Документ, подтверждающий право на применение преференциальной поправки и страну происхождения товара, происходящего из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, также зависит от включения товара в Перечень.
Категория товаров | Документы, подтверждающие страну происхождения товаров |
---|
Товары, происходящие из государств, которым предоставляется национальный режим, и не включенные в Перечень | Документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, или его копия (сертификат о происхождении товара формы СТ-1) |
Товары, происходящие из государств, которым предоставляется национальный режим, и включенные в Перечень | Выписка из Реестра, полученная в соответствии с п. 24 Правил |
Перечни товаров: что важно учитывать?
Отметим, что приложение 2 к постановлению № 206 и приложение 1 к постановлению № 395 (Перечень товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из Реестра) сформированы исходя из классификации по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — ОКРБ). В то время как приложение к Правилам — исходя из классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. При этом указанные классификации прямо не коррелируют между собой.
В этой связи в случае, если в Перечне (приложение 2 к постановлению № 206, приложение 1 к постановлению № 395) код товара указан с помощью предлога «из», страна происхождения товара может быть подтверждена с помощью выписки из Реестра только в случае прямого указания наименования товара.
Пример.
В Перечне товар по коду ОКРБ 16.21.13 сформулирован через «из» — «из 16.21.13 — плиты древесно-стружечные из древесины или других одревесневших материалов». В ОКРБ по коду 16.21.13 классифицируются «плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины и прочих одревесневших материалов». Однако, поскольку Перечень указывает только на плиты древесно-стружечные, а аналогичные плиты там не указаны, выписка из Реестра может применяться для подтверждения страны происхождения только плит древесно-стружечных из древесины или других одревесневших материалов.
Справочно.
Действие постановления № 318 не распространяется на государственные закупки, если процедуры по ним начаты или договоры заключены до вступления в силу постановления № 318. При этом процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении.