Вы на портале

Проверка органов прокуратуры: на что обратить внимание

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности бизнеса. Если организация стала объектом проверки органов прокуратуры, важно знать, какие полномочия имеет проверяющий, а также на что обратить внимание при подготовке к проверке и во время ее проведения.

Обновлено
Бондаренко Сергей
Бондаренко Сергей

Соучредитель юридической компании «Центр юридической помощи бизнесу и населению «Артикул»

9130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовое регулирование 

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон № 220-З) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов всеми юридическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона № 220-З.

Деятельность и полномочия в области проведения проверок органами прокуратуры регламентируются:

Справочно.
При проведении проверки сотрудники прокуратуры безусловно соблюдают положения Указа № 510, при этом также имеют полномочия, предоставленные им Законом № 220-З.
Особенности проведения проверки, вопросы, которые следует отразить в акте прокурорского надзора, более детально расписываются во внутренних приказах.

Полномочия прокурора

Осуществляя надзор, прокурор не может нарушать нормы законодательства и выходить за рамки своих полномочий. Но чтобы понять, правомерны ли его действия, важно иметь представление о его полномочиях, которые закреплены в ст. 27 Закона № 220-З.

Во время реализации проверки прокурор в пределах своей компетенции, в частности, имеет право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации документов, информации и материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
  • вызывать должностных лиц и граждан, требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности.

Документы по результатам проверок

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, в том числе вносит представления, предписания и официальные предупреждения, а также возбуждает уголовные дела.

Справочно.
Прокурор при осуществлении надзорных функций уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (перечень не ограничен).

В документах прокурорского реагирования излагается правовое обоснование, а также негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.

Должностные лица обязаны исполнить письменное требование прокурора в десятидневный срок или срок, установленный прокурором. При этом за оставление без рассмотрения представления прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 25.3 КоАП, а за неповиновение законному требованию – по ст. 24.3 КоАП.

Виды проверок и сроки их проведения 

В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок в отношении государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проходят при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.

Органы прокуратуры проводят выборочные проверки в отношении компаний, включенных в планы выборочных проверок.

В практике прокурорского надзора имеются плановые, то есть из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенной сфере. Проверки планируются и проводятся конкретной прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.

Справочно.
Плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило государственного сектора, проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.

Плановые проверки проводятся помощниками прокуроров отдела так называемого «общего надзора».

При этом зачастую к проведению такого рода проверок руководство прокуратуры привлекает специалистов в определенной сфере, таких как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента труда и иные. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.

В этом и заключается специфика проведения проверок сотрудниками прокуратуры, которые сразу по результатам выявленных нарушений закона могут дать им правовую оценку, в том числе возбудить уголовное дело, которое направляется прокурором для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета.

Также органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ, иное) нарушений законодательства на конкретном предприятии или различных правовых форм субъектов хозяйствования.

В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния уже установлен (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращения гражданина, совершение преступления работником юридического лица), и прокурором выявляются условия совершенного правонарушения либо нарушения законодательства.

Что касается сроков проверок, то по плановым проверкам, которые инициируются руководством прокуратуры, сотрудник ограничен сроками служебного задания. По проверкам, которые проводятся по имеющейся информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении было зарегистрировано в органах прокуратуры официально и действуют сроки, предусмотренные УПК).

Особенности проведения проверок 

Надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда

Одним из ключевых направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок анализируется выполнение компаниями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, приему на работу и отчислению обязательных платежей с работника. При этом особое внимание уделяется организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства.

Наиболее частые нарушения, выявляемые сотрудниками прокуратуры в данной сфере, – это нарушение сроков выплаты заработной платы, а также нарушение правил охраны труда на предприятии, которые повлекли наступление несчастного случая на производстве. В этом случае дается принципиальная оценка допущенным нарушениям должностных лиц с точки зрения наличия в этих действиях (бездействии) состава преступления.

Среди выявляемых нарушений также нарушение правил прохождения медицинского осмотра, несоблюдение правил о выдаче средств индивидуальной защиты, нарушение правил по проведению инструктаже и др.

Рекомендации: 
1. Перед началом проверки нанимателю необходимо обратить внимание на наличие приказов о приеме на работу лиц, которые фактически осуществляют трудовую деятельность, а также иных документов, касающихся трудовой деятельности: трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, договоры о материальной ответственности и пр.

2. Рекомендуется организовать кадровый аудит, чтобы проверить наличие и правильность составления кадровых документов, соответствие их действующему законодательству.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности

Прокуратура проводит проверки и осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности при взаимодействии с субъектами хозяйствования государственной формы собственности (неплатежи по договорам и т.п.).

Пристальное внимание органы прокуратуры уделяют исполнению субъектами хозяйствования налогового законодательства. В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные плательщиком, так и документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, сделки на приобретение дорогостоящего имущества).

Перечень вопросов, которые можно проверить, не ограничен: правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет и т.д.

При проведении такой проверки прокурор может потребовать у плательщика дополнительные сведения, запросив объяснения и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.

Если обнаружены какие-то несоответствия, то прокурор, являющийся руководителем проверки, может поручить налоговому органу сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, и вынести предписание о немедленном устранении нарушений налогового законодательства.

Рекомендации
1. Чтобы подготовиться к проверке исполнения налогового законодательства, нужно проанализировать все совершенные финансово-хозяйственные операции за три предыдущие года, проверить их обоснованность и подтверждение, при отсутствии – восстановить недостающие документы.

2. До начала проверки необходимо проверить наличие и правильность ведения книги замечаний и предложений, книги учета проверок, а также наличие сведений об ответственном за ведение книг. Данная информация должна быть актуальной. Это касается также обособленных подразделений (филиалов). 

3. Перед проверкой необходимо проверить наличие регистрационных и учредительных документов компании, постановку на учет в налоговых органах и фондах, наличие сертификатов, лицензий, печатей и штампов. Их отсутствие может повлечь серьезные штрафные санкции.

Дополнительно по теме:
>>Проверки и мониторинги в 2022 году
>>Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда 


9130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме