Содержание:
Обстоятельства дела
Гр-ка К. работала в ГУ «М» в должности главного бухгалтера. Учредителем ГУ «М» является управление культуры Минского горисполкома. При приеме на работу гр-ка К. подписала обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон), в соответствии с которым приняла на себя обязательства на период занятия должности государственного должностного лица соблюдать определенные ограничения, в том числе не выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики).
Definition
Государственные должностные лица ‒ Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные гражданские служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе (далее ‒ гражданские служащие); сотрудники Следственного комитета; сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам (далее ‒ военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля); заместители руководителей местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (ст. 1 Закона).
Государственные организации ‒ унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 1 Закона).
В период работы в ГУ «М» гр-ка К. была принята на должность главного бухгалтера в ЖСПК «С» по совместительству. Она же в период работы в ГУ «М» была принята на должность главного бухгалтера в ПЖСК «Д». Со всех мест работы гр-ка К. получала доход в виде заработной платы.
После выявления факта работы по совместительству гр-ка К. была уволена из ГУ «М» по соглашению сторон. Гр-ке К. прокуратурой было направлено предложение о возмещении суммы дохода, полученного от работы по совместительству, с которым она ознакомлена. От возмещения она отказалась, после чего прокурором в интересах Министерства финансов Республики Беларусь был предъявлен иск в суд о взыскании указанной суммы.
Позиция истца
ГУ «М» является государственной организацией, а гр-ка К. ‒ государственным должностным лицом, главным бухгалтером ГУ «М». Работая в занимаемой должности, гр-ка К. на протяжении 3 лет выполняла иную оплачиваемую работу – главного бухгалтера ПЖСК «Д» и ЖСПК «С», чем нарушила обязательства, предусмотренные Законом. Нарушение письменного обязательства выразилось в выполнении иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы в ГУ «М». Суммарно ее доход от работы по совместительству составил более 36 тыс. рублей, и данная сумма подлежит взысканию в республиканский бюджет.
Позиция ответчика
Гр-ка К. не имеет юридического образования, чтобы понимать недопустимость выполнения работы по совместительству в других организациях. Конкретный соответствующий запрет в подписанном ею обязательстве в ГУ «М» отсутствовал.
Она трудоустроилась по совместительству ввиду недостаточности получаемого дохода в ГУ «М». Остальные наниматели не взаимодействовали с ее основным местом работы, она не совершала коррупционных правонарушений. Прекращение с ней трудовых отношений со стороны ГУ «М» обусловлено выявлением самого факта совместительства.
Выводы суда первой инстанции
У гр-ки К. отсутствует профильное юридическое образование, в своей работе она использовала только правовые акты, связанные с ведением бухгалтерского учета и отчетности, имеет положительные характеристики. Ответчик под роспись не была ознакомлена с обязанностью несовмещения должностей. Мотивы поступления на работу в другие организации связаны с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Трудовая деятельность по совместительству не пересекалась по сфере деятельности с основным местом работы. Выявленные нарушения не относятся к коррупционным, что влечет невозможность устранения их последствий в порядке, установленном ст. 40 Закона.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора было отказано.
Выводы суда апелляционной инстанции
Суд первой инстанции не учел, что гр-ка К. являлась главным бухгалтером государственной организации, то есть лицом, которое в силу предписания ч. 2 ст. 17 Закона не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением перечисленных в этой же норме.
Обязательство, подписанное ответчиком, достоверно свидетельствует о том, что она знала о существовавших ограничениях, отсутствие у нее юридического образования не опровергает изложенное. Отсутствие взаимосвязи между ГУ «М» и жилищными кооперативами не влияет на возникновение ограничений, так как виды незапрещенной деятельности государственного должностного лица оговорены в Законе, а выполняемая гр-кой К. работа по совместительству к ним не относится. Мотивы поступления на иную работу, ее выполнение в свободное от основной работы время не имеют правового значения для установления фактов несоблюдения гр-кой К. ограничений, установленных законодательством.
Ссылки суда на то, что выявленные нарушения не относятся к коррупционным правонарушениям (ст. 37 Закона), что влечет невозможность устранения их последствий в порядке, установленном ст. 40 Закона, основаны на неправильном толковании норм материального законодательства. Устанавливаемые ограничения входят в систему по борьбе с коррупцией (ч. 1 ст. 5 Закона), а ч. 1 ст. 40 Закона предусматривает взыскание в республиканский бюджет денежных средств, полученных в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией, то есть любых предписаний названного нормативного акта, а не только перечисленного в ст. 37 Закона.
Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и постановила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Рекомендации нанимателям
При разработке формы обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, нанимателю по основному месту работы важно четко прописать запрет на осуществление дополнительной иной оплачиваемой деятельности, включая работу по совместительству у другого нанимателя.
При наличии возможности наниматель должен организовать обучение своих сотрудников в целях понимания подписываемых ими антикоррупционных обязательств, а также их исполнения.